По иронии судьбы черный цвет перестал восприниматься как траурный благодаря событию, заставившему Коко Шанель облачиться в мрачные одеяния: в 1926 году королева мира моды потеряла возлюбленного, и именно тогда на свет появилось ее главное детище — маленькое черное платье. Желая выразить преданность и разделить горечь утраты с окружающими, она создала идеальное платье в знак траура по погибшему англичанину Артуру Кэпелу, с которым у нее был долгосрочный роман. В годы социальных предрассудков и стереотипов она не могла носить траур, не являясь его официальной женой, но тем не менее мадемуазель Шанель никогда не пыталась скрыть свои отношения. Роман Кэпела и Шанель продолжался около десяти лет, но Бой, как его называли друзья, всегда мечтал о жене-аристократке. Он женился на другой женщине, а спустя год погиб в автокатастрофе. На месте аварии Шанель установила каменный крест без надписей. Габриель часто приезжала на это место втайне от окружающих. Но самым главным знаком преданности и любви стало черное платье: Коко заставила всех модниц Европы носить траур по ее Артуру.
Платье VERSACE, туфли VERSACE— все SOHO.
В этом же году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности маленькое черное шелковое платье к автомобилю Ford. Но и до 1926 года черное платье имело свою достаточно длинную и интересную историю. Еще со времен Древнего Египта черный цвет считался траурным, похоронным: здесь появилась традиция изображать в черном обличии бога смерти и загробной жизни Анубиса и надевать черные платья на похороны. Суеверные средние века объявили, что черный — олицетворение зла, демонический цвет ведьм, преступников и изгнанников. Черные кошки и вороны — порождение средневековой идеологии. Вплоть до 18 века черный цвет оставался загадочным цветом траура: после смерти мужа жена должна была в течение года носить черное платье без всякой отделки и украшений, а по истечении года ей позволялось дополнять черный наряд кружевом или вышивкой. 18 век, вместе с развитием красочных технологий в текстильной промышленности, сделал черные платья доступными для всех сословий. Но только прошлое тысячелетие «отрезало» подол мрачному платью, превратив его в модную легенду.
Парижский модельер Поль Пуаре назвал платье Шанель похоронным, однако уже в 30-е годы с легкой руки дальновидных журналистов Vogue черное платье чуть ниже колена стало классикой вечерней моды. Оно позволило избежать помпезности и вычурности и стало фоном для утонченных аксессуаров, дорогих ювелирных украшений и притягательной женской красоты. 40-е и 50-е годы стали бумом удобства в одежде, и черное платье пришлось как нельзя кстати. Военные годы требовали экономии во всем, и это стало одной из причин, по которым платье сделалось еще короче: чем меньше материала уходило на одежду — тем лучше. И, конечно, платья стали более откровенными: обнажалась нижняя часть спины, выделялась верхняя часть ягодиц и подчеркивалась талия. Голливудские модницы и великие кутюрье трудились над созданием новых и новых фасонов. Таким образом, каждый раз получалась совершенно уникальная модель наряда, которая уже не могла претендовать на статус универсальной. Мэрилин Монро, Твигги, Джейн Фонда, Джейн Биркин и Мадонна — все эти иконы стиля не раз выбирали маленькое черное платье. Но самым известным нарядом, который выскакивает на первых страницах любого поисковика по запросу «черное платье», считается творение простого силуэта, сшитое Юбером Живанши для героини его подруги Одри Хепберн в самом «модном» фильме 60-х — «Завтрак у Тиффани».
Сегодня для дизайнеров образ черного платья — как пластичный материал в руках скульптора, из которого можно слепить любую форму, любой фасон, любой стиль. Маленькое черное платье — неизменный элемент каждой коллекции практически каждого кутюрье.