10 вопросов умному ребёнку

Художественный руководитель детского журнала «Ералаш» Борис Грачевский однажды признался, что в нем сидит парень лет двенадцати, но умный. «Главный» решил не упускать такую уникальную возможность и выяснить у парня внутри Грачевского, что делать взрослым, чтобы завоевать авторитет у ребенка.
Текст:
Лариса Кружалина
Фото:
Павел Танцерев
Источник:
«Кто Главный.» № 47
11/06/2020 16:53:00
0

— Как взрослый может быть авторитетом для ребенка, если сегодня десятилетний человек умеет так обходиться с компьютерами, сотовыми телефонами и прочими «игрушками цивилизации», что взрослый вынужден признать превосходство ребенка и брать у него уроки? что делать взрослым, чтобы завоевать авторитет у ребенка?
— В основе мира по-прежнему лежат человеческие взаимоотношения. Любой малыш лучше и быстрее меня заползет под кровать, и что, он стал авторитетом для меня? Конечно, сегодня никакой нормальный человек не может жить без компьютера, ничего в этом такого дикого, гениального и страшного нет. Никто не знает, как он устроен и работает, но знаешь, что на эту кнопку нажмешь — скопирует, на эту — отправит. Неважно, насколько лихо ты умеешь пользоваться своей смс, «мылом» или «аськой». Взрослый должен быть авторитетом в другом... Ребенок всегда умнее, чем все думают. Дети знают, кто ты — хороший, плохой, добрый, взяточник мелкий, дурак, умный...
— Зачем вообще учат сейчас писать от руки? Почему бы сразу не учить печатать на клавиатуре?
— Печатать, конечно, быстрее и удобнее, но разве сравнить по уровню душевности электронное письмо и записочку от руки: «Мама, я буду поздно, не волнуйся. Я люблю тебя». Все меняется, заменяется одно другим, но человеческие чувства остаются. Так что учить каллиграфии нужно категорически.
— Интернет позволяет детям быть включенными в процесс потребления информации. Дети, как и взрослые, хотят сами выбирать, на какие культурные эталоны ориентироваться, на каком языке общаться с друзьями и с миром. Для того чтобы родители дружили с детьми, должен быть плюрализм мнений или необходим контроль со стороны взрослых?
— Одна из важнейших на сегодня задач — оградить ребенка от грязи, которая идет из интернета. Но оградить можно только одним способом — научить правильно этим пользоваться. Открыть и закрыть. Открыть полностью все, объяснить, что это, где хорошо, а где не очень. Не контроль, а обучение. Ребенок идет по этому лесу и может нарваться на что угодно, ты должен взять его за руку и помочь идти.
— Какова, на ваш взгляд, роль насилия в образовании, насколько оно обязательно? — Хитрый вопрос! Это же не математика, это человек. Я где-то на своих актеров вынужден был орать как следует. Ребенок есть ребенок, если он заигрался — его надо вернуть на место. И в воспитании, и в образовании. Здесь все зависит от таланта взаимоотношений взрослого с ребенком. Но если взрослые будут во всем потакать ребенку, то через какое-то время он себя почувствует вожаком, хозяином, и плевать он хотел на маму, на папу, на всех на свете.
— Однажды вы сказали, что знаете, о чем шепчутся девочки, когда никого нет рядом. О чем же?
— Каждая девчонка хочет быстрее стать взрослой. Они меряются своими сиськами отсутствующими, требуют, чтобы они быстрее выросли. И о мальчишках, конечно, шепчутся.
— Когда ребенку нужно начинать рассказывать про «секс, наркотики и рок-н-ролл»?
— Ребенок должен дорасти до этого. Есть момент, когда тело становится умнее головы, но потом голова все равно возьмет свое. Не стоит опережать события, открывать жизнь детям нужно ровно, спокойно говорить о таких вещах. С шестилетним — это один тон и принцип разговора о сексе, в 12 лет — другой, в 16 — третий.
— Должен ли ребенок убирать за собой, если в доме есть служанка?
— Должен обязательно.
Помогать служанке убирать. Это не ставит их на один уровень. Нельзя дружить с прислугой, это да, есть такой закон, а помогать непременно.
— Пристроить ребенка в престижную школу — мечта многих родителей. Так ли это необходимо?
— Я считаю, что ребенок должен учиться в обыкновенной школе и вращаться в обыкновенном обществе, потому что ему рано или поздно придется с этим обществом взаимодействовать. А как он будет это делать, если он и разговаривать-то с простыми людьми не может, ведь он жил в оранжерее, среди цветов.
— Что самое важное в воспитании?
— Сохранить индивидуальность, дать ей развиться, пройти свой путь до конца. Не растоптать, не
спугнуть чудовищным желанием
вырастить гения. Не указывать, а объяснить так, чтобы ребенок понял.
— Как же все-таки воспитать ребенка и получить от этого удовольствие?
— Когда ты посмотришь на плоды своих трудов, в которых будут только доброта и любовь, ты получишь удовольствие. Как только ребенок родился, родителям необходимо быть с ним рядом, помогать и ничего не скрывать. Часто в каких-то проблемах винят школу, это неправильно, дом и личный пример — вот два основных момента... Героиня моей картины («Крыша». — «Главный») говорит одну очень важную вещь: «А знаете ли вы, с кем сидит ваш ребенок за партой». Это очень важный критерий интереса взрослого человека к ребенку, точка отсчета. Ребенком нужно заниматься и заниматься очень долго. Но объяснять так, чтобы ребенок понял. Не бросайте детей, будьте с ними внимательны, иначе они могут оказаться на краю крыши, и вы будете в этом виноваты; не тот, кто толкнул его с этой крыши, а вы, которые пропустили момент, когда ребенку было плохо.

Читайте также:


Текст:
Лариса Кружалина
Фото:
Павел Танцерев
Источник:
«Кто Главный.» № 47
11/06/2020 16:53:00
0
Перейти в архив