КТО ТАКОЙ. Олег Николаевич Тактаров родился 26 августа 1967 года в городе Саров Нижегородской области. 1990 году Олег выполнил норматив мастера спорта СССР по самбо, неоднократно становился чемпионом России и Евразии по джиу-джитсу. В середино 90-х Олег уезжает в США — хотел сниматься в Голливуде. В 1996 году он поступает на учебу в одну из самых престижных актерских академий в Америке Playhouse West. В 1999 году получает первую большую роль в фильме «Пятнадцать минут славы». Сегодня на счету Олега Тактарова более сорока ролей в кино.
— Олег, расскажите о своей роли в фильме «Курьер из Рая».
— Мой герой, олигарх Демидов, появляется во второй половине фильма. Это фигура важная, и даже в какой-то степени решающая. Это человек, который через многое прошел, сумел отстоять жизненные интересы и создать свой маленький мир. Я его понимаю и в некоторых поступках даже оправдываю. В общем-то, «Курьер из рая» — это гоголевский «Ревизор», только переделанный на наши дни. И Демидов — образ эдакого городничего со всеми элементами современности.
— Где проходили съемки?
— В городе Алексин Тульской области. Кстати, там же снимали и «Антикиллера». Обстановка прекрасно подошла для съемок. С режиссером Михаилом Хлебородовым я уже работал раньше — и все, что мы делали, получалось очень достойно. Он профессионал. Знаете, я ведь тоже пока не видел готового фильма. Но то, что удалось посмотреть при озвучке, мне очень понравилось... Кстати, сюжет довольно тонкий. Там есть тройная глубина, и чтобы все это понять, надо вникнуть. В фильме много сатиры, юмора — такого, как я люблю, неброского, непошлого. В паре с Гошей Куценко мы уже снимались в фильме «Охота на изюбра», и сейчас мы снова по разные стороны баррикады, но только поменялись местами. Там я его «разводил», а здесь — он меня.
— А с кем из актеров легче всего было работать?
— Со всеми. С Куценко и Димой Дюжевым мы дружим уже не первый год. И вообще, актерский состав для «Курьера из рая» подобрали отличный. Съемки проходили в легкой приятной атмосфере. Нам создали максимально хорошие условия для работы. Каждый прекрасно понимал, кто есть кто, все помогали друг другу в чем-то.
— Олег, вы сейчас живете в Америке, верно?
— Я никогда не жил в Америке, это ошибка. В Америке я долго работал.
— Тогда где ваш дом?
— Мой дом — это моя работа. Я бы мог сказать, что мой дом — это родной Саров, но меня там когда-то предали и, честно говоря, не хочу больше ничего про это говорить.
— Откуда у мальчика из Сарова взялась такая мечта — уехать в Голливуд?
— Это моя самореализация, которую я связываю со спортом. Желание уехать на обучение в Голливуд — это некая переходная стадия моей жизни. Но я все-таки отличаюсь от других, потому что долго учился, четыре года безвылазно жил в Америке. Вообще, мне кажется, что спорт и кино — это одно и то же. Я уверен, что величайшие актеры могли бы стать и величайшими спортсменами, потому что умение концентрироваться, а затем выплескивать эту сконцентрированную энергию в нужное время как раз очень похоже.
— Тяжело было совмещать обучение в академии и тренировки?
— К тому времени я перестал выступать... А в России я был, наверное, самый востребованный, дорогой атлет. И многие люди просто не понимали, что я делаю в театральной академии.
— Почему вы решили кардинально поменять сферу деятельности?
— Я этого хотел — и осуществил свои желания. Я ехал в Америку, и мне нравились какие-то вещи, которые можно было связать со спортом. К концу учебы мне стала нравиться драма как таковая — и чем она сложнее, глубже и тоньше, тем лучше. Актерская академия, конечно же, на это повлияла. Я стал разбираться в кинематографе. Знаете, самое ужасное — когда актеру не веришь. Сейчас я вижу такие вещи, которые обычный зритель просто не замечает. И очень сложно смотреть фильм, если там есть хоть какая-то игра, а не жизнь. Мне становится неинтересно, и я переключаю канал. Но в «Курьере из рая» такого не будет. Там веришь всем абсолютно.
— Если взять российский кинематограф, каким актерам вы «верите»?
— Есть несколько человек, которые выделяются из общей массы. Моих любимых актеров уже нет — это Евгений Евстигнеев и Евгений Леонов. Но я считаю, что наш кинематограф идет вперед семимильными шагами. Если сравнить кино, которое снималось лет десять назад и сейчас, то разница огромная, качество значительно лучше.
— Какое было первое впечатление о Голливуде?
— Такое... мифическое. Казалось, что Голливуд — это сказочная страна с розовыми облаками. А потом понимаешь, что это обычная работа, такая же, как и везде. Российские фильмы могут быть сняты не хуже, чем голливудские. Но разница в том, что если прокатчик — большая киностудия, то такой фильм увидит весь мир. В России делают фильмы зачастую
более высокого качества, но, к сожалению, их видят только русские люди.
— В каком-то из интервью вы сказали: «Когда я ехал в Америку, то мне казалось, что Голливуд — это нечто необыкновенное. Но мечта оказалась далека от действительности». В чем вы разочаровались?
— Голливуд — это такой же завод, это такая же рабочая машина, как и все остальное. Ничего сверхестественного, сказочного и необычного там нет. Все работает по тем же законам, как и в бизнесе. И это зачастую несправедливо. То, что я ожидал увидеть, я не увидел никогда.
— Что вас больше всего удивило в Голливуде?
— «Приземленность» звезд и профессиональное отношение к работе, своему здоровью, внешнему виду, отдыху, образу жизни… Даже в какой-то степени самопожертвование. Как это ни странно, в Америке намного выше процент людей, которые работают не за деньги, а за искусство, за то, чтобы качественно сделать свою работу. Российских актеров, мне кажется, избаловали деньгами. Зачастую они слишком много работают, снимаясь в трех-четырех проектах одновременно — и в итоге по-настоящему качественно не получается ни один из них. Если ты должен играть сегодня одного, а завтра — другого, у тебя ни тот, ни другой на сто процентов отлично не получится.
— Удалось ли вам избавиться от русского акцента? Говорят, что из-за этого американцы не спешат снимать в фильмах русских актеров.
— Знаете, у Шварценеггера акцент еще больше, чем у меня. Это бред, когда говорят, что нужно избавляться от акцента. Иногда именно это становится твоей козырной картой. Чтобы получить какую-то роль, кто-то акцент подделывает, а у кого-то он настоящий. Лет десять назад у меня был акцент, который напоминал американцам шотландский, и благодаря этому я получил две роли шотландца. Чем действительно нужно владеть — так это актерским мастерством.
— Правда ли, что чем талантливее артист, чем выше его статус, тем он проще в жизни?
— Совершенно правильно. Яркий пример — Роберт Де Ниро. Мы познакомились на съемках фильма «Пятнадцать минут славы». Признаюсь, я до сих пор копирую его манеру поведения — на съемочной площадке и в жизни. Он произвел на меня очень сильное впечатление. Потом я познакомился с другими актерами его уровня, и у них наблюдал примерно такое же отношение ко всему — к работе, своим партнерам. Для меня это был легкий шок. Наши отечественные легенды кино, которых уже нет в живых, были такими же.
— Чем еще вам запомнился Роберт Де Ниро?
— Умением отдавать, делиться, ставить себя даже ниже своих партнеров — это качество, присущее многим выдающимся личностям. Знаете, иногда в «желтопрессных» репортажах в мою сторону звучит: «звезда», «звездная болезнь». А я избавился от этого в возрасте четырнадцати лет: как-то приехал на спортивные соревнования звездой и... проиграл. Я все это уже прошел еще в детстве. И когда ты работаешь с людьми выдающимися, которые ведут себя скромно, многое понимаешь.
— Дал ли Роберт Де Ниро какой-нибудь совет, который запомнился?
— Он ничего не советовал, как раз в этом и прелесть. Я просто смотрел на него — а он мне головой кивал либо качал: нет. Именно эта тактичность мне больше всего запомнилось в Де Ниро. В одной сцене ему нужно было отыграть падение. Он подошел ко мне и сказал: «Слушай, режиссер хочет, чтобы я упал вот так». Я говорю: «Так будет не по-настоящему. Более правдоподобно это выглядело бы вот так». А ведь чтобы просить совета у начинающего актера нужно, как говорят американцы, «иметь balls».
— Как вам удалось получить роль в фильме «Пятнадцать минут славы»? Насколько я знаю, конкурс был огромный.
— Да, на мое место претендовали несколько тысяч человек. Но если я чего-то сильно хочу и для меня это очень важно, то все получается. Помню, сказал себе: «Ничего себе! Оказывается, я не так уж и плох». Ведь пробовали и других русских актеров, которые в то время жили за границей, но я оказался сильнее. Я готовился к этой роли, хотя в то время учился на первом курсе академии. Я идеально подходил под эту роль. Основа была заложена — я не играл, а просто вошел в образ и находился в нем на протяжении съемок.
— В фильме «Хищники» вы тоже сыграли одну из главных ролей. Режиссер Роберт Родригес «лепил» из вас образ или просто умело направлял?
— В Америке на съемочной площадке больше доверия, чем в России. Я прихожу на работу со своими идеями, они озвучивают свое видение, но в итоге получается единственная правильная линия — и это, как правило, работает. В Роберте Родригесе мне нравилась то, что он все делает с иронией.
— Вы сказали, что надо играть так, чтобы тебе верили.
— Для этого просто надо выбирать героев, которые чем-то похожи на тебя.