Строительство монастыря Сурб-Хач — был одним из первых шагов, предпринятых армянами после переселения их на Дон из Крыма в первой трети XVIII века. Сурб-Хач, построенный за счет российской казны, получил свое имя от армянского монастырского комплекса, который находился на Крымском полуострове. Полное его название — Сурб-Хач Спаситель, то есть, по-русски — Спаситель Святой Крест. «Переселенцы, построив в своем новом городе монастырь и церкви, нареченные именами своих крымских церквей и монастыря, хотели ярко сохранить в своих сердцах память о своей второй родине — Крыме, а также об исконной родине — Армении, откуда несомненно были перевезены в Крым эти имена», — пишет историк, автор книги «Новая Нахичевань» Ерванд Шахазиз.
Монастырь решили возводить в семи километрах от Нахичевани. В первую очередь, выбор места был обусловлен нехарактерной для этих мест возвышенностью. Известно, что сначала монастырская церковь была деревянной, а потом ее заменили на каменную. Закладка каменного монастыря началась в 1783 году, строительство — в 1786 году, а освещение — 27 ноября 1792 года. Поверхность высокого каменистого холма, на котором вскоре должен был возвышаться монастырь, была неровной и неудобной для строительства. Поэтому сначала землю выровняли, засыпали ямы.
С момента окончания строительства до момента освещения храма прошло шесть лет. Его открытие затягивал глава армянской церкви в России архиепископ Овсеп (Иосиф Аргутинский), который должен был освещать храм, но никак не мог вырваться в эти края из-за многочисленных дел. После окончания строительства от его имени на церкви появилась доска со следующей надписью: «Благославени Бога построил монастырь и учредил при нем школу и типографию я, сын санаинца Аргутяна Шиошбека и посланец святого Эчмиадзина и предводитель армян Российского государства архиепископ Овсеп...» Нам уже никогда не узнать, как первоначально выглядело здание храма, потому что в 1862 году оно было полностью перестроено в стиле классицизма.
Самой почетной святыней монастыря был огромный хачкар в форме креста. С хачкаром связывают любопытную легенду. Рассказывают, что еще при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака (ныне Нахичевань в Азербайджане) послали к Христу людей с просьбой отправить к ним его учеников, чтобы те укрепили в них христианскую веру. Вскоре к армянам пришли два апостола — Фаддей и Варфоломей. Они освятили крест и назвали его Сурб-Хач, который и стал первой реликвией одного из первых храмов на территории Армении. Как в начале ХХ века писал Ерванд Шахазиз: «Ныне этот хачкар взят в позолоченную стеклянную раму, в которую вложены два других креста — один медный большой, без мощи, а другой маленький, с серебряной неизвестной мощью. Они вместе с большим крестом названы Сурб-Хач».
Иосиф Аргутинский, основывая монастырь, хотел не только превратить это место в центр религиозной жизни, но и создать здесь армянский школьный и научный центр. Вскоре на территории монастыря открывается типография и школа. Типографию Аргу-тинский привез из Санкт-Петербурга, купив в 1789 у предпринимателя Григора Халдаряна-Джугаеци. Однако до 1792 года она стояла без дела, так как здание монастыря еще не было, как говорится, сдано в эксплуатацию. Наконец монастырь осветили, и в течение четырех лет в Сурб-Хаче издается 12 книг, в том числе, «Часослов», «Псалтырь», «Христианское учение», «Возносящий молитвы», «Врата милосердия», «История Телемака». Типография занимала 15 больших комнат, среди которых были редакторская и корректорская, помещения для ручного набора текста, цинкография, зал для печатных машин, переплетная и т.д. Это была практически первая типография на Юге России, но просуществовала она недолго. Архиепископ часто отсутствовал в монастыре, проводя большую часть времени в своей резиденции в Астрахани. Контроля не было, типография, по сути, оказалась заброшена. В 1796 году Иосиф Аргутинский перевез ее в Астрахань, но и там она прожила недолго — четыре года, Иосиф в 1800 году умер.
Духовной школой при монастыре руководил архимандрит Тадеос. Он обучал детей грамоте и церковной службе, обеспечивал им питание. Но школа закрылась примерно в то же время, что и типография, в связи с отъездом Тадеоса к Иосифу Аргутинскому. Школу открыли вновь в 1868 году, преобразовав в духовное училище. Один из жителей Нахичевани Мкртич Санасарян в 1875 году пожертвовал 400 рублей на нужды училища: на покупку оборудования, учебников, географических карт, а также помог в организации школьного музея.
3 марта 1891 года училище сильно пострадало от пожара. «Сгорело все — столы, классные доски, парты, постели учащихся и даже учебные принадлежности, а то мизерное, что удалось
спасти из огня, было совершенно непригодно для использования», — описывает случившееся Ерванд Шахазиз. Позже училище отстроили заново. Ерванд Шахазиз пишет, что «если бы не было пожара, школа еще долго бы оставалась в своем прежнем неблагоустроенном состоянии и никто бы не подумал о ней: беда в этом случае принесла добро».
Создать из Сурб-Хача полноценный монастырь так и не удалось. В монастыре были настоятели, но не было монахов. Нормальному развитию духовной жизни мешал языковой барьер, ведь язык крымских армян кардинально отличался от языка кавказских армян. Уже после смерти Иосифа Аргутинского один из настоятелей, Аратюн Аламдарян, привез в Сурб-Хач монастырскую братию и попытался переустроить обитель на кавказский лад. Эта инициатива не пришлась по душе местным армянам. По их мнению, деятельность настоятеля нарушала их права, предоставленные по Екатерининскому указу.
В 1834 году Аламдарян был смертельно ранен грабителями. Любопытно, что в 1888 году печальная участь постигла другого настоятеля монастыря — архимандрита Тер-Никохосяна. Разбойники зарезали его кухонным ножом. Вначале монастырь входил в состав села Большие Салы, а с 1883 года был приписан к Нахичевани.
Известно, что поселок, примыкающий к храму, до революции назывался Крестовоздвиженский — в честь церкви. Сейчас он называется Мясникованью, в честь революционера Александра Мясникяна, уроженца Нахичевани. Застройка поселка началась в конце XVIII века, одновременно с Сурб-Хачем.
Позже этот район стал дачным поселком зажиточных нахичеванцев. Был разбит Монастырский сад, который еще называли армянским. Сад особенно преобразился во времена патриарха Арутюн-ага Халибяна. Он потратил на его благоустройство 18 тысяч рублей из казны церкви и «довел его до такого завидного состояния, какое редко где встретишь». Там были посажены, в основном, плодовые деревья: груши, яблони, вишня. Часть поселка была построена в 1930-е годы. Нынешняя улица Баграмяна была центральной в поселке. На этой улице находились магазин, кладбище. Улица вела ко входу в монастырь.
Вокруг монастыря были пашни и огороды, их площадь составляла 50 десятин. В целом монастырь имел в своем распоряжении пахотные земли и пастбища площадью в 300 десятин. Земли эти сдавались крестьянам в аренду, которые жили в хуторе северо-западнее монастыря. Еще одна достопримечательность этого места — родники. На территории Сурб-Хача было построено здание с вытекающими оттуда двумя родниками — Салых-Су и Чорлах, который сохранился до наших дней.
«Издревле нахичеванцы по обыкновению приходят к этому роднику, купаются в нем, моют больные места и завязывают старье на ближайшие деревья. Существовало поверье, что привязав тряпочку к дереву, можно было закрепить факт своего исцеления. По мнению народа, вода этого родника святая: она снимает боли, исцеляет различные болезни, особенно лихорадку, поэтому и называется «Салых-су», то есть исцеляющая или лечебная вода», — пишет Ерванд Шахазиз.
В настоящее время родника Салых-Су не существует. Он засыпан строительным мусором. Следы его были видны до 1974-1975 годов.
Еще одна примечательная подробность — здесь в свое время располагался один из питомников известного ростовского купца Фридриха Рамма. У него был собственный магазин на Богатяновском. Позже он открыл магазин на Б. Садовой. В Ростове вместо Фридриха Георгиевича его называли Федор Егорович. Он этим именем записывался и в собственных рекламах, и в официальных документах. В 1913 году Раммы занимались садоводством — продавали саженцы, кустарники, розы.
После революции церковь разграбили, некоторые реликвии были утеряны безвозвратно. Хачкару повезло: в 1924 году его перевезли в кладбищенскую церковь Сурб-Карапет, на 10-й линии. И лишь когда в Сурб-Хаче был открыт Музей русско-армянской дружбы, хачкар вернулся на прежнее место.
В первые годы Советской власти церковь использовалась как складское помещение, там хранилось зерно, содержался скот.
К 1960 году сохранилось лишь здание монастырской церкви, северные и южные ворота и более поздние постройки — капотаж над источником, мостик, памятники на могилах поэта Рафаэла
Патканяна и писателя-революционера Микаэла Набалдяна.
По плану застройки Северного жилого массива церковь должна была быть снесена, на ее месте планировалось строительство школы. Таким образом, церковь должна была повторить судьбу взорванного в 1966 году кафедрального собора Сурб Григор Лусаворич (он находился на площади Карла Маркса).
Однако Ростовское общество охраны памятников, армянская общественность Ростова и областной музей краеведения поставили вопрос о сохранении храма и открытии там музея.
Решить этот вопрос помогло еще вмешательство родившегося в Нахичевани Мартироса Сарьяна.
Общая сумма средств на реставрацию памятника составила 300 тысяч рублей. По просьбе Сарьяна известный архитектор Марк Григорян взял на себя руководство реставрационными работами. Отреставрированная в 1972 году церковь стала одним из интереснейших зданий Ростова. В здании церкви был создан Музей русско-армянской дружбы.
В 2002 году зданию был возвращен статус церкви. Музей русско-армянской дружбы переехал на площадь Свободы, а в здании Сурб-Хача стали регулярно проводиться богослужения.