ПЛОЩАДЬ, КОТОРАЯ СТАЛА СКВЕРОМ.

«Главный» продолжает изучение топонимики ростовских улиц, проспектов и площадей. На очереди — Покровский сквер.
Текст:
Ольги Бородиной
Фото:
Алексея Снегова
Источник:
«Кто Главный.» № 82
0

Считается, что история Ростова-на-Дону начинается в тот день, когда Петр I во время Азовских походов (1695-1696 гг.) испил воды из родника, позже названного Богатый колодезь. Это был первый шаг к основанию города. Затем Елизавета II учредила «Таможню русскую на Дону», у устья реки Темерник. А в 1760 — 1761 гг. под руководством военного инженера Александра Ивановича Ригельмана была построена крепость Димитрия Ростовского. Интересующий нас сквер и был центром этой самой крепости. Ну, а какой же центр без храма!

Как писал в своей исторической записке о Покровской церкви в 1907 году протоиерей Лазарь Крещановский: «Вслед за устройством крепости сюда была перенесена из бывшей крепости святой Анны и устроена небольшая деревянная церковь во имя Покрова пр. Богородицы, которая впоследствии, когда была устроена обширная Покровская церковь, ныне существующая (на 1907 г. — «Главный»), была перенесена на городское кладбище с

наименованием «Всех святых». Крепость святой Анны, кстати говоря, вполне могла стать центром будущего административно-военного центра в низовьях Дона. Она была построена в 1735 г. на Васильевских буграх близ столицы Войска Донского — города Черкасска (ныне станица Старочеркасская. — «Главный»). Крепость центром не стала, потому что весной ее заливали вешние воды — об этом как-то не подумали. В общем, административно-военный центр решили построить на высоком правом берегу Дона.

В книге «Покровская площадь» ростовский краевед Владислав Смирнов пишет, что до церкви из крепости святой Анны была еще одна — походная, она была установлена в центре будущей строительной площадки. Представляла она собой шатер из толстого полотна, с открывающимся пологом. Из-за скромных размеров вмещала небольшое количество людей, так что большая часть прихожан оставалась на улице.

В 1782 г. на месте ветхой Покровской церкви, перенесенной по бревнышку из крепости святой Анны, начинается строительство — на средства казны — новой церкви, названной Новым Покровским храмом. Пока строилась новая церковь, старая стояла рядом. Между тем, в 1836 году крепость Димитрия Ростовского была упразднена, и рядом с Покровской церковью раскинулся Покровский базар.

Известный литератор и путешественник Аполлон Скальковский описывает товары, которые он встретил на Покровском базаре. Здесь были кофе, деревянное масло, греческое и крымское вина, восточная и европейская мануфактура. Это сороковые годы XIX века. Позже ассортимент базара расширился. Продавали фрукты, овощи, зелень, молоко, которые с окрестных сел и станиц везли крестьяне. Однако так как территория площади была невелика и находилась она практически на окраине нового города Ростова, Покровский базар значительно уступал по объему продаж Старому и Новому базарам.

Отпраздновав в 1884 г. 100-летний юбилей, Покровская церковь простояла еще недолго. В 1895 г. сторож в церкви оставил под деревянной лестницей горящую свечу, отчего произошел пожар. Сгорела колокольня, да и сама церковь сильно пострадала.

В 1892 г. ростовский купец Георгий Гаврилович Пустовойтов выделил средства на строительство на Покровской площади нового храма, и 10 августа 1897 г. состоялось его открытие. Строительство церкви — по проекту архитектора Соколова — было за-

вершено в 1909 г. Между тем, построенные рядом с площадью заводы Мартынова и Нитнера сделали Покровский базар местом общения рабочих.

Как пишет в книге «Покровская площадь» Владислав Смирнов: «Именно здесь, в 1898 г., на строящейся колокольне Ново-Покровского храма взвился красный флаг». Эта вызывающая акция была делом рук здешних рабочих, руководила которыми работница табачной фабрики, революционерка Елизавета Торсуева...

В январе 1920-го во время обстрела Ростова белогвардейцами Покровский храм пострадал. Один снаряд попал в купол и разрушил его, выбив еще и все окна. Земля, прилегающая к церкви, была усеяна битым стеклом и кусками от купола.

Уже 11 января 1920 г. первый номер газеты «Известия Ростово-Нахичеванского-на-Дону Военно-Революционного Комитета» опубликовал приказ № 1 Ревкома, в котором говорилось о том, что в этот день состоится парад Красных войск и демонстрация рабочих. Все это должно было происходить в районе Покровской площади. Отныне площадь стала местом пролетарских митингов и демонстраций.

Роковыми для Покровского храма стали 30-е годы прошлого века. В 1931 г. газета «Молот» опубликовала заметку «Собор — под радиоклуб». В газетах развернулась кампания по закрытию храма. В поддержку закрытия было собрано около 100 тысяч голосов. В конце концов собор был закрыт.

В это же самое время ростовские власти рассматривали вопрос о строительстве в городе нового театра. В качестве возможной строительной площадки под храм искусств рассматривалась и Покровская площадь. И хотя в дальнейшем театр был построен в другом месте, храм все равно снесли. Были также снесены надгробные плиты церковного кладбища. Кстати, на территории Покровского сквера за все время его существования известно четыре кладбища. Самое старое находилось у Покровской деревянной церкви. В 20-е годы немцы, оккупировавшие Ростов, хоронили здесь своих солдат. В 1943 году в Покровском сквере были погребены советские офицеры, защищавшие город. Еще одно захоронение — братская могила советских солдат, погибших во время Великой Отечественной... Но это мы слегка забежали вперед.

Между тем, после убийства Кирова, в 1934 г., Покровская площадь стала Кировским сквером. В 1938 г. в сквере был установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову. На его постаменте ростовские большевики высекли фразу «...Чорт его знает, если по-человечески сказать, так и хочется жить и жить». Такая же надпись, между прочим, нанесена и на ленинградский памятник Кирову.__ Во время Великой Отечественной войны в Кировском сквере возводили баррикады. В книге Владислава Смирнова «Кировский сквер» приведены воспоминания очевидцев о тех днях.

«Я принимала участие в строительстве баррикады у Кировского сквера. Носила кирпичи. Мужики разводили бетонный раствор, сооружали амбразуру для пулемета. Такая «баррикада» строилась зигзагом, чтобы перегородить улицу, но в то же время по ней можно было проехать — то есть, она препятствовала быстрому движению. По расчетам тех, кто придумал такие укрепления, во время такого медленного движения по фашист-

ским танкам и грузовикам должен был вестись огонь. А на самом деле оказалось они сослужили обратную службу — мешали отступлению нашей техники, создавали заторы… Особенно мешали эти баррикады летом 42-го года...», — рассказывает А. Гаврилова.

В послевоенное время сквер, пусть без базара и церкви, оставался в центре внимания ростовчан: здесь заканчивались демонстрации, а в 60-е появилось кафе под названием «Радуга». Стекляшки, кроме «Радуги», были «Огонек», «Май» и другие, они являлись ростовской достопримечательностью. Например, писатели Вайль и Генис в книге «Американа» упоминают об этом факте. Типа в Ростове и смотреть не на что, кроме как на кафе-стекляшки и театр в форме трактора.

И еще один штрих — до 1990 годов в Кировском сквере располагались целых два общественных туалета, при том, что в целом в городе их было не больше десятка. Один подземный — его развалины можно наблюдать и сейчас, другой надземный — на его фундаменте ныне стоит косметический салон.

Споры о том, убирать ли памятник Кирову, а на его месте восстановить прежний Покровский храм, велись еще с конца 90-х.

Против Кирова выступали казаки и православная церковь — писали письма в городскую администрацию.

Неизвестные лица неоднократно замазывали «чорта» на памятнике Кирову, видимо, полагая, что слово отрицательно влияет на энергетику главной городской улицы.

В общем, 3 февраля 2005 г. был освещен памятный крест и заложен камень в основании будущего Покровского храма, а в 2007 г., когда храм уже стоял, был открыт памятник Елизавете Первой. Киров переехал на улицу Пушкинскую. Как гласит народная молва, поспособствовал открытию храма заместитель тогдашнего губернатора Владимира Чуба Иван Станиславов — он живет неподалеку и ему хотелось, чтобы рядом с домом был храм.

Читайте также:


Текст:
Ольги Бородиной
Фото:
Алексея Снегова
Источник:
«Кто Главный.» № 82
0
Перейти в архив