Детская «Космическая»

«Главный» продолжает поиски уникальных объектов, людей и событий. На этот раз в поле нашего зрения попала детская железная дорога имени Юрия Гагарина.
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Алексей Снегов
Источник:
«Кто Главный.» № 77
06/02/2020 12:16:00
0

Первую детскую железную дорогу в СССР (и в мире) построили в Москве — в 1932 году. Она работала в Парке культуры и отдыха имени Горького. Но недолго. Видимо, немного опередила время.
В середине 30-х власти решили, что стране требуются железнодорожные кадры, и детские железные дороги, как учреждение дополнительного образования, появились практически одновременно в нескольких крупных городах.
Ростов вошел в первую десятку городов, где появилась своя детская узкоколейка.
Понятно, что все было обставлено, как «инициатива снизу». В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, а в 1937 году в Ростове уже начали работать кружки юных железнодорожников.
— Первый поезд пошел 8 мая 1940 года, — рассказывает Светлана Моисеева, инструктор ростовской детской железной дороги.
— Поезд прокатил детей, дал гудок. И все. Официально дорогу открыли в ноябре.
На тот момент ее протяженность составляла 3,5 километра, дорога имела две станции — имени Лазаря Кагановича (Каганович — нарком путей сообщения), Деповскую.
Имя Кагановича в те годы давали всему, что движется: в 1935–1955 гг. его имя носил Московский метрополитен, первые советские троллейбусы имели в его честь марку «ЛК».
Сама детская дорога получила название «Малая Ворошиловская». Не трудно догадаться, взрослая дорога тогда носила имя Климента Ворошилова.
Как и все построенные к тому времени детские железные дороги, ростовская была узкоколейной.
По словам Моисеевой, локомотивы и вагоны не были специально «детскими»:
— Колея шириною 1520 миллиметров и узкая 750-миллиметровая одно время соперничали между собой. Когда в России началось массовое строительство железных дорог, то многие местные богачи проводили себе узкую колею в загородные усадьбы. После революции их переоборудовали в дороги пригородного сообщения. Кроме того, узкоколейки использовались и используются на лесо- и торфозаготовках. В Адыгее сохранились узкоколейные участки, на Украине до сих пор много узкоколейных железных дорог... Так что взяли составы, предназначенные для обычных узкоколеек. Причем если в России такие вагоны были только пригородного типа, то, например, польские PAFAWAG были и купейные, и СВ, и даже люксы. Они катали детей до начала 90-х. Мне очень нравились.
Первым — в 1940 году — в путь отправился паровоз ЮП -305. Несмотря на название (ЮП — юный пионер), это был обычный узкоколейный паровоз серии 159 Подольского завода. Во время Великой Отечественной войны детская железная дорога была эвакуирована в Тбилисси, где к тому моменту имелась собственная детская «железка».
Вновь движение (по малому кольцу длиной 2 километра) открылось 2 мая 1947 года. 1 августа 1948 года, в «Сталинский День железнодорожника», заработало большое кольцо протяженностью 3,15 км.
В ноябре 1949 года, к 32-й годовщине Октябрьской революции, восстановление детской железной дороги было полностью завершено. К этому времени дорога имела уже три станции: Победа (бывшая Кагановича), Оборонная (бывшая станция Деповская, а ныне — имени Вити Черевичкина) и Солнечная. К ЮП -305 добавился паровоз Кч4-101, построенный в 1949 году на чешском заводе «Шкода». Этот паровоз (в неработающем состоянии) дожил до наших дней — его можно увидеть на ростовской Привокзальной площади. «Юного пионера» порезали на металлолом.
В 1961 году детская железная дорога получила имя Гагарина.
— Когда Гагарин вернулся из космоса, многие организации отправили в Москву свои делегации. Поехала и делегация от ростовской детской железной дороги. Мальчишки и девчонки спрашивали космонавта: страшно, не страшно, интересно, неинтересно. Кто-то спросил: «А может ли детская железная дорога носить ваше имя?» Гагарин ответил: «Я не против, если разрешат», — рассказывает Светлана Моисеева. — 18 мая 1961 года областной совет пионерской организации постановил присвоить имя Гагарина нашей детской железной дороге. Так что мы — «космическая» дорога. Мы много раз общались с Гагариным, другими космонавтами, последний раз — в 1994 году. Ребята ездили в Звездный городок. Там встречались, например, с Терешковой. Кстати, на Северном Кавказе две железных дороги и обе — «космические». Во Владикавказе — имени Терешковой. Терешкова, кстати, подарила два автобуса — Ростову и Владикавказу. В 1963-м, на встрече в московском Дворце пионеров на Ленинских горах, начальник Малой Северо-Кавказской железной дороги Басов вручил Гагарину удостоверение «Почетного юного железнодорожника».
20 июня 1986 года государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию четырехэтажного учебного корпуса на новой станции Солнечная (старая, деревянная, располагалась на месте нынешнего «Эльдорадо»).


По словам Моисеевой, в учебном корпусе помимо мастерских были столовая, кинозал, видеозал. В 90-е годы юным железнодорожникам пришлось «поужаться». Часть помещений была сдана в аренду. В 2000-е кое-что удалось вернуть. Но до сих пор здесь есть ресторан и гостиница (ведомственная, железнодорожная).
— Здесь в тишине парка любят останавливаться артисты и политики. Многим нравится. На моей памяти не понравилось только президенту Азербайджана, он не захотел жить в «глуши». Хотя нас тут всех, как говорится, строили, строили и строем водили, — рассказывает Светлана Моисеева.
В разные годы по рельсам ростовской детской железной дороги катились составы под названиями: «Малыш», «Голубой экспресс», «Зеленый экспресс», «Октябренок», «Пионер», «Мирный», «Атаман Платов», «Тихий Дон».
— Сегодня у нас такой подвижной состав: паровоз Гр-185, немецкий, 1948 года выпуска. Два локомотива серии ТУ-2, что означает «тепловоз узкоколейный второй модификации» 1976–1978 годов выпуска, и тепловоз серии ТУ-7А-3353 2009 года выпуска. И одиннадцать вагонов: 8 вагонов Демиховского вагоностроительного завода 1983–1984 годов выпуска и три новых мягких вагона Камбарского завода 2009 года выпуска, — рассказывает Светлана Моисеева.
Паровоз Гр-185, да еще и на ходу, — это настоящий раритет. Его неоднократно ремонтировали и даже хотели порезать на металлолом. Но каким-то чудом паровоз уцелел. В России таких больше нет. Есть похожий на киевской детской дороге. Но это другая страна.
Сегодня юные железнодорожники — их порядка 700 человек — способны организовать 30 рейсов в воскресный день. Двумя составами. Со скоростью 15 километров в час (быстрее ездить по парку не разрешается). В расписании составы называются «Атаман Платов» и «Тихий Дон». Как я понял, в ближайшее время их перекрасят в новый фирменный цвет РЖД (в этом году на это дело не хватило денег) и, может быть, переименуют — ведь «Атамана Платова» на большой дороге больше нет.

Читайте также: