Как уехать на дачу?

«Главный» проследил историю пригородного железнодорожного транспорта на Дону
Текст:
Никиты Жукова
Источник:
«Кто Главный.» № 157
24/03/2020 09:40:00
0

В 1837 году в России была построена первая железная дорога общественного пользования. Вагоны-кареты толкал паровой двигатель на колесах. Пригородная по сути дорога соединила Санкт-Петербург с Царским Селом. В те времена практически все поезда были пригородными, поскольку следовали на небольшие расстояния и часто делали остановки из-за малой мощности первых паровых двигателей.
Пригородными были и первые поезда на Дону. Так, в 1863 году открылась железная дорога, которая связала Грушевские рудники со станцией Аксайской. Дорога проходила и через столицу Войска Донского — Новочеркасск.

Постоянное движение между Аксаем и Ростовом началось 4 февраля 1868 года. Андрей Матвеевич Байков произнес тогда: «День 4 февраля 1868 года останется днем, навсегда памятным в летописях Ростова...» В 1869 году железная дорога соединила Таганрог и Ростов.

В конце XIX — начале XX века в России стали популярны загородные дачи. Об этом писали классики русской литературы. Распространение дач привело к появлению отдельного вида перевозок: пригородного сообщения. Также возникла необходимость в вагонах нового типа: только с сидячими местами, но не ниже 3 класса. В 90-х годах XIX века рост промышленности вызвал приток сельских жителей в крупные города, где они получали работу и куда им ежедневно приходилось добираться поездами из предместий. Любопытно, что «Спутник экскурсанта» за 1927 год не рекомендует пользоваться железнодорожным маршрутом Ростов — Таганрог, так как он приспособлен под нужды жителей Таганрога — чтобы им было удобно в пятницу вечером вернуться из Ростова на малую родину, а в понедельник рано утром приехать в Ростов на работу.

Но вернемся в XIX век. Для пригородных маршрутов дороги начали заказывать специальные пассажирские танк-паровозы (паровоз без специального прицепного вагона для дров, угля или нефти), не довольствуясь использованием для поездной службы маневровых танковых локомотивов, как это было прежде.

Между прочим, в конце XIX века специально для минераловодской ветви в главных мастерских Владикавказской железной дороги (ныне Ростовский электровозоремонтный завод) был построен десятиколесный танк-паровоз. Фото паровоза можно увидеть в Ростовском музее краеведения.

Судя по справочнику «Весь Ростов» на 1885 год, дончане, которые останавливались на ближайших станциях (пригородных), пользовались абонементами и специальными билетами. В справочнике писали: «Для проезда пассажиров в дачные местности могут быть установлены особые билеты, под названием обратных, абонементных и т.п.». На пассажирских билетах печатались такие сведения: класс вагона, станция отправления, станция назначения, путь следования пассажира, стоимость проезда, стоимость провоза десяти фунтов багажа, срок действия билета и оговорка о воспрещении переуступки билета.Течение срока действия пассажирских билетов начиналось с полуночи, следующей за временем взятия их, и оканчивалось в полночь того дня, когда истекал срок, отпечатанный на билете.Как следует из справочника «Весь Ростов и Нахичевань н/Д» за 1914 год, от станции Ростов по направлению на Юго-Восточную железную дорогу остановки делались в Нахичевани, Кизитеринке, Аксае, Новочеркасске, Персиановке, Каменоломной, Шахтной, Горной, Сулине, Зверево.

Слово «электричка» появилось в 1926 году, когда был электрифицирован первый в СССР участок — Баку — Сабунчи.
Но в обиход слово вошло не сразу. Вплоть до конца 40-х был принят термин «мотор-вагон»...

В ростовской брошюре «Спутник экскурсанта» 1927 года никаких электричек еще нет. Есть расписание пригородных рейсов. Так, из Ростова в Шахтную в то время ходили два поезда, которые останавливались в Аксае, Новочеркасске, Персиановке. Из Ростова в Новочеркасск (через Аксай) по будням ходило пять поездов. А в предпраздничные дни — шесть поездов. Были также прямые рейсы из Ростова в Азов и из Ростова в Таганрог с обратными направлениями.

По картинке можно судить, как выглядели в XIX веке пригородные станции, например Морская.

В 30-х стали открываться капитальные пригородные вокзалы. Одним из первых в 1937 году стал вокзал «Сельмаш». «Ослепительно белое, со стройными изящными линиями строгого фасада, здание это оставляет впечатление чистоты и легкости. На фронтоне, поверх классических пилястров, поддерживаемых шестью четырехугольными колоннами, вылеплены семь больших букв — «Сельмаш». Год назад на месте этого вокзала стояла жалкая хибара. Сотни рабочих завода, живущих в окрестностях Ростова и его пригородах, вынуждены были ожидать поезда под открытым небом. В часы ожидания негде было укрыться от дождя, снега».

Электрички в том виде, какими мы их знаем сегодня, появились в начале 60-х.

В 1960 году газета «Молот» сообщала: «Скоро уже вступит в строй Пригородный вокзал Ростова. От его перронов пойдут поезда на Таганрог, Азов, Сальск, Новороссийск. Таким образом, главное здание вокзала будет разгружено. Станет возможным создать для пассажиров еще больше удобств». А в июле 1961 года в газете «Комсомолец» было опубликовано фото нового пригородного вокзала. Как пишут краеведы, в Ростове пригородный железнодорожный вокзал начал работать годом позже — в 1962 году.

Сегодня с пригородного вокзала станции Ростов-Главный отходит 25 электричек. В 80-х их было больше — исчезли маршруты украинского направления.

Читайте также:


Текст:
Никиты Жукова
Источник:
«Кто Главный.» № 157
24/03/2020 09:40:00
0
Перейти в архив