1. проспект Семашко. Звонок на входной двери дома, где когда-то жил
архитектор Л. Ф. Эберг.
Леонид Федорович Эберг (1882–1954) — российский архитектор.
Родился в 1882 году в Московской губернии. В 1911 году окончил Московское
училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания училища Эберг
получает приглашение в Ростовна-Дону на должность, как бы сейчас сказали,
главного архитектора. Так что своим нынешним обликом Ростов во многом
обязан Леониду Эбергу.
Эберг построил особняк Николая Парамонова (ныне библиотека ЮФУ ),
Дом актера на Горького, гостиницу «Ростов», Рабочий дворец имени Ленина
(впоследствии перестроен в стиле «сталинского ампира»; ныне Дворец
культуры железнодорожников), доходный дом Рецкера и Хосудовского
(после революции — гостиница «Дон»), доходный дом купца Чирикова
(впоследствии здание горсовета, ныне городское управление УВД).
2. Улица Социалистическая. Nikolskaia.
Надпись Nikolskaia сохранилась со времен немецкой оккупации. Немцы переименовали ряд ростовских улиц. В частности, Социалистической вернули прежнее название — Н икольская. Красноармейская стала Turmstrasse (Башенная улица). Названия других улиц (Станиславского, Тургеневская, Московская, Энгельса) не изменились.
3. 20-я линия. Кольцо для коновязи.
Первые автомобили появились в Ростове еще в конце XIX века. В 1903 году нахичеванский завод «Аксай» даже начал выпуск собственных авто. Пусть на основе американского Oldsmobile, зато почти все детали были собственного производства. «Аксай» произвел 20 таких автомобилей. Однако вплоть до 20-х годов прошлого века главным транспортным средством являлась лошадь. «Стоянки» для лошадей были оборудованы специальными кольцами.
4. Ульяновская Улица. Электрический указатель номера дома.
Первые электрические фонари появились в Ростове в сентябре 1896 года. Электрический ток вырабатывала городская электростанция, построенная московской фирмой «Н. Феттер и Е. Гинкель». Ее запустили в июне того же года. Первым, кто воспользовался ее услугами, был, кстати, Коммерческий клуб. Электростанция находилась на нынешнем проспекте Семашко — между Садовой и Пушкинской. Первый этаж электростанции сохранился до сих пор...
Данный указатель относится уже к советскому периоду. Судя по тому, что под разбитой лампой можно прочитать «Ленинский РОМ» (Ленинский районный отдел милиции), указатель повешен в начале 60-х — тогда дома «привязывались» не просто к району, а к отделению милиции района. А вообще, очевидно, что указатель был украден. На нем можно разобрать название его прежнего местоположения — улица Баумана, дом 36.
5. Набережная. Причальные КНЕХТЫ производства завода Пастухова.
Весной 1897 года в Ростове приступили к строительству набережной. Начал строительство инженер М. Гринберг, продолжил — А . И. Ольденборгер. Контрагентом по постройке набережной был генерал-майор инженер А. А. Бертье-де-Лагардт. В 1900 году набережной занялся инженер М. М. Филиппео. Строительство продолжалось 12 лет. Заметную роль в жизни Ростова играл и механический завод Д. А. Пастухова. В 1889 году предприятие было преобразовано в судоверфь металлического судостроения. Сейчас это завод «Красный Дон».
6. Проспект Ворошиловский. дом «Гигант». Постамент памятника Сталину.
Жилой дом «Гигант» в квартале Ворошиловский — Соколова — Лермонтовская — Красноармейская был построен в 1932 году. В нем разместились 470 семей, а также два общежития, ясли, детский сад, два магазина. Вдоль тротуаров посадили старые липы, привезенные вместе с землей. Был у дома «Гиганта» и свой персональный Сталин. Памятник вождю построили в 1952 году на средства жильцов дома «Гиганта». Простоял он недолго, Сталина снесли в 1953 году, после его смерти. Снесли рабочие из расположенной в двух шагах кочегарки (центрального отопления тогда не было). Сейчас местные жители хотят установить на постаменте мемориальную доску — в честь «гигантовцев», не вернувшихся с войны.
7. Переулок Крепостной. Водоразборная колонка.
Ростов-на-Дону входит в десятку городов, которые первыми в России обзавелись водопроводами. Первый водопровод в городе, пущенный в 1865 году, имел протяженность всего 5,3 километра. В Нахичевани водопровод появился в мае 1889 года. Понятно, что на первом этапе речь не шла о сплошной индивидуальной водопроводизации — рядовые граждане брали воду в так называемых колонках. Индивидуальный водопровод появился на рубеже XIX–XX веков. Сначала в гостиницах, доходных домах и особняках зажиточных ростовчан. В старом центре города колонки являлись единственными источниками воды вплоть до 70-х годов прошлого века.
8. Проспект Чехова. Телефонный люк.
20 августа 1886 года в городе было открыто телефонное сообщение. Ростов-на-Дону стал пятым городом Российской Империи, где был телефон. В 1885 году Ростовская городская Дума утвердила список учреждений, подлежащих телефонизации (полицейское управление, тюрьма, полицейские участки, городская управа, больницы, вокзал, пожарное депо и тому подобные организации). Построены первые телефонные линии были за счет города. Цена годового абонемента не должна была превышать 150 рублей. На 1 января 1887 года в городе было 86 абонентов, в 1893-м — 900.
9. Улица Горького. Фонарный столб.
Одно из чудом сохранившихся оснований электрического столба конца ХIX в. Судя по клейму, столбы изготавливались на чугунолитейном заводе бельгийца Феодора В. Нитнера, который располагался в те времена на Малой Садовой, 123 (ныне ул. Суворова). Чугунная продукция Нитнера была достаточно востребованной и распространенной в городе. В частности, сохранился фрагмент ограды в готическом стиле при бывшем здании лютеранской школы на Седова и великолепное литье на входе в старообрядческий Покровский собор на ул. Ульяновской.