Ника с Театралки

"Главный" продолжает искать объекты, о которых можно сказать "самый, самая, самое". Мемориальный комплекс "Стела" является самым высоким памятником Ростова. И, наверное, самым спорным.
Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Михаил Дзябенко
Источник:
«Кто Главный.» № 76
06/02/2020
0

В справочниках можно прочитать: "Монумент Славы в честь ратных подвигов советских воинов (Стела). Комплекс открыт к 40-летию освобождения г.Ростова-на-Дону от немецко-фашистских войск. Авторы монумента — скульпторы Ю.М. Руковишников, А.Н. Филиппова и архитектор Н.Н. Миловидов. На 72-х метровую высоту взметнулась спаренная стела, увенчанная 100-тонным навершием в виде носа корабля. Со стороны Дона стелу украшает скульптура крылатой богини Ники, со стороны Театральной площади - макет ордена Отечественной войны I-ой степени. Внизу стелу опоясывает рельеф из туфа. Здесь представлены темы: "Фронт", "Тыл", "Мир". Открыт 8 мая 1983 года.
Уж не знаю, где там автору этих строк померещился нос корабля. Скорее раскрытая книга.
Но на самом деле - это салют. По словам Юрия Трухачева (в начале 80-х главный архитектор Ростова), даже покрытие стелы должно было быть с "прожилками" салюта...


История стелы началась 14 февраля 1943 года, когда город был освобожен от немецко-фашистких войск. В честь этого события на многолюдном митинге на Театральной площади был установлен камень (могильная плита с кладбища). На камне написали, что здесь будет памятник воинам-освободителям Ростова.
...Первый раз об обещании вспомнили к 10-летию освобождения города и объявили конкурс на лучший проект. Победили ростовчане - Соколов и Шекер, предлагавшие стелу со звездой наверху. Однако возникли проблемы с финансированием, и проект отложили. Не нашлось денег на памятник и в 1959 году, когда в новом всесоюзном конкурсе опять победили местные - Соколов, Шеке и Пюпке.

В начале 80-х ростовский горком решил взять дело в свои руки. Объявили очередное "творческое соревнование", но предложенные проекты не понравились городскому руководству.
Почему?
- Наверное, масштаб был не тот, - вспоминает Юрий Трухачев. -  А хотелось иметь нечто монументальное. Типа Родины-матери. К тому же в те годы в республиках появилось много масштабных памятников. И тогда руководство города обратилось к московским архитектору Руковишникову и скульптору Миловидову. Они предложили по сути комплекс для проведения торжественных мероприятий. А не просто памятник. В прежних проектах не хватало помпезности, а здесь подкупили масштабы. Планировалось, например, что в 21 час рядом со стелой будет раздавался голос, сообщающий, что Ростов освобожден. Должна была играть специально написаннная музыка.
- Мнения разделились,  - вспоминает Николай Пивоваров (тогда второй секретарь Ростовского обкома КПСС ), - я знаю, что они раза два или три собирались. Было несколько проектов. Но потом признали, что все-таки лучший проект - Рукавишникова. Были замечания, которые Рукавишников учел, когда приезжал сюда. Говорили, что почти 80-метровая стела "придавит" площадь и особенно театр Горького,  а это памятник архитектуры, который находится под контролем Совета Министров. Волокита шла года полтора-два, если не больше. Собирали ветеранов Великой Отечественной. Они говорили, мы не знаем, что такое Ника. Нику заменили на Родину-мать. Помню, что когда стелу открыли, люди ходили, заглядывали под подол Родины-матери.
Юрий Трухачев рассказывает, что ему как к главному архитектору города приходили письма от граждан:
- Писал ветеран войны, почему я, проезжая на трамвае, должен заглядывать под юбку этой бабе. Вы пламенем войны каким-то прикройте ее босые ноги. Чтоб под юбку не смотрели...  Даже если сделать "пламень войны", это не спасет ситуацию. Ноги все равно будут торчать... Задумано было масштабно, но без учета наших климатических условий. На площади некомфортно находиться: она большая, летом разогревается, а зимой - ветра.  Были предложения - в  том числе мои - о каскадном озеленении на флангах. Это бы выравняло масштаб сооружения по отношению к человеку. Ведь композиция несоразмерна с человеком. Само решение изначально не подразумевало зрителя, который это все воспринимает. Стела работает на панораму города.

Как бы там ни было, стелу решили строить.  По словам Пивоварова,  Родину-мать и орден изготавливали наши художественные мастерские, саму стелу - на Красносулинском заводе металлоконструкций.  Пришлось решать проблемы с дефицитным сусальным золотом для Ники. Проблемой занимался лично первый секретарь горкома Борис Головец.
Справедливости ради, надо сказать, что в ростовских градостроительных планах было и строительство эспланады шириной 140 метров, спускающейся к Дону. Типа одесской потемкинской лестницы. Начинаться лестница должна была в нижнем партере Театральной площади. Тогда у ростовчан появилась бы возможность увидеть лицо Ники, да и в целом картинка этой части города была бы иной.
Увы, денег на эспланду не нашли.
-  Было много задумок, - продолжает Пивоваров. - Хотели рядом построить музей с панорамой Первой конной армии. Даже сделали полотно, Овечкин там был, если я не ошибаюсь, главным автором.  
- Для музея боевой славы архитектором Яном Занисом даже был выполнен эскизный проект. Музей должен был располагаться южнее здания управления СКЖД.  Там же должна была быть площадь и дом кино архитекторов Костина и Симановича, автора "Интуриста", за которую он получил госпремию. Но прошла олимпиада, и вскоре из ЦК пришло сообщение - прекратить строительства крупного соцкультбыта, в стране нет денег, все ушло на олимпиаду.
А потом началась перестройка, и про соцкультбыт, как крупный так и мелкий, пришлось вообще забыть..
Но, как считает Юрий Трухачев, история стелы еще не закончена:
-  Я думаю, что будущие поколения займутся этим вопросом. Каким-то образом поддержат масштаб стелы. Для восприятия памятника это очень серьезная вещь.
Кто знает, может быть, и лестница когда-нибудь будет построена, и площадь. Дома кино не надо, он уже есть.

Читайте также:


Текст:
Сергей Медведев
Фото:
Михаил Дзябенко
Источник:
«Кто Главный.» № 76
06/02/2020
0
Перейти в архив