Музей донской милиции при ГУВД РО
Личные вещи Чикатило
Оружие, изъятое у банды братьев Толстопятовых
За 34 года существования музея его посетили 230 тысяч человек. Милиционеры ростовской оперативной зоны (Ростов, Батайск, Азов, Аксай) — в обязательном порядке, студенты юрфаков — в рамках учебного процесса. Все остальные — либо в день открытых дверей, либо по предварительным заявкам.
— Обычно внимание людей привлекают ножи, обычные ножи, которыми убивал Чикатило, — рассказывает директор музея Надежда Иванова. — Но это не все его ножи, часть их хранится на кафедре криминалистики юридического института.
Другой «хит» музея — автоматы и пистолеты братьев Толстопятовых (банда грабителей, орудовавшая в Ростове на рубеже 60–70 гг., которых в народе прозвали Фантомасами). По Ростову ходили легенды, что оружие отличное, и братьев не расстреляли, а отправили работать в секретное КБ... Но оружие не нарезное — гладкоствольное, рассчитанное только на ближний бой, стреляли пистолеты и автоматы шариками от подшипников.
— Хотя по тем временам все выглядело эффектно, — рассказывает Надежда Иванова. — Считается, что один из братьев делал чертежи, а другой заказывал детали на вертолетном заводе. На суде рабочие завода утверждали: «Мы думали, что делаем запчасти к холодильникам».
Музей Центра противопожарной пропаганды
Диарама «Пожар в Ростове, 1892 год»
Музейная экспозиция открывается найденной в Танаисе фигуркой богини Кибеллы. Кибелла спасала древних греков от многих напастей, в том числе и от пожара. Но Танаис не спасла.
— Город мог сгореть не только от огненных стрел захватчиков, но и от непотушенной лампадки, — считает методист музея Михаил Карницкий.
Есть в музее стенд, посвященный Прометею (он дал людям огонь). Есть библейский Моисей, увидевший горящий куст. Стены украшают лозунги «Страх и ужас перед огненной стихией заставляют верить в божественную силу иконы и ее помощь».
— Но одно дело, когда просто говоришь: «Не бросай окурок», а другое — когда увидишь своими глазами последствия, — рассказывает Карницкий.
«Последствия» — это копия скульптуры «Крестьянин в беде» (скульптор М. Чижов, копиист — ростовский зоолог Александр Липкович) и комната, точнее, кухня ужасов: обгоревшие стены, умывальник, сидящий в углу в позе боксера неосторожный обугленный жилец.
По словам Карницкого, такую позу принимает сгоревший человек.
Гордость музея — диарамы, сделанные из картона, дерева и художественного пластилина: «Пожар в городе Черкасске 1744 года», «Пожар нефтеналивного состава на станции Ростов-Товарная, 1975 год», «Квартира до и после пожара». Самая впечатляющая диарама ростовская, изображающая пожар на углу нынешних Садовой и Ворошиловского. Ее заказывали в Петербурге в 1990 году и заплатили порядка 50 тысяч рублей (тогда зарплата в 250 рублей считалась приличной).
Народный музей завода «Ростсельмаш»
Продуктовые карточки, 1947 год
Пропуск-жетон
Музей завода «РСМ» до конца года сменит свое местоположение — его перенесут на территорию завода, и доступ к нему будет несколько затруднен. Половина экспонатов уже и сейчас в коробках, так что медаль Героя Советского Союза, которую вручила Алексею Бересту коммунистка Сажи Умалатова — от имени уже несуществующего на момент вручения медали государства — нам показать не смогли, упакована. Напомню, Алексей Берест водрузил знамя
Победы над рейхстагом, но в России его заслуги так и не получили должной оценки. Оценил президент Виктор Ющенко (Берест теперь Герой Украины). И Сажи Умалатова.
Есть в музее часы, которые Василий Сталин, командующий ВВС Московского округа в начале 50-х годов прошлого века, подарил художественной самодеятельности завода. Есть плуг 1929 года — из самой первой партии, выпущенной предприятием. Есть первый пропуск на завод — металлический жетон с цифрой (фамилию сотрудника писать не имело смысла — многие ростсельмашевцы были неграмотны). Есть продуктовые карточки 1947 года — чуть больше килограмма мяса и рыбы в месяц на человека. Но, по словам заведующей музеем Татьяны Андреенковой, мясо в Ростове по карточкам практически не выдавалось. Только рыба.
Музей Государственной телерадиокомпании «Дон-ТР»
Кинокамера «Конвас-автомат»
Кинокамера «Эра»
Телевидение на Дону появилось ровно пятьдесят лет назад. Это сейчас собственную телестудию может организовать любой желающий. А тогда это было под силу лишь крупным государственным организациям с цехами и огромными коллективами — сначала передачи снимались на кинопленку, пленку проявляли (цех проявки считался вредным производством). И только потом с экрана с помощью телекамеры изображение передавалось в эфир. Первой кинокамерой на «Дон-ТР» был «Конвас-автомат» производства Ленинградского оптико-механического завода.
Кинокамерой «Эра» (30 кг без штатива) пользовались в семидесятые годы. Как говорят операторы, «балалайка салатила» — затягивала пленку, превращая ее в гармошку. «Эра» (как и «Конвас») могла снимать только изображение, звук записывался отдельно — на магнитофон. Камеру накрывали одеялом — чтобы не слишком тарахтела, а чтобы звук не отставал (или не опережал) изображение, и магнитофон, и кинокамеру включали в одну розетку. Таким образом скачки напряжения и частоты в сети одинаковым образом влияли на работу камеры и магнитофона.
Музей водопровода при Ростовском водоканале
Фонарь с надписью «канализация»
Пожарный гидрант, 1901 год
Люк водопроводный, XIX век
Ростовский музей водопровода — первый и некоторое время единственный подобный музей в России. На его организацию в 2001 году ушло всего 212 рублей. Все остальное — энтузиазм сотрудников и прежде всего его директора Захара Акопова. На сегодняшний день музей посетили около 5 тысяч граждан из 12 государств.
Изюминка экспозиции — «Пожарный кран уличный», выпущенный в 1901 году. Таких гидрантов в начале прошлого века в Ростове установили 42 штуки. В США краны уличные и сегодня на каждом углу, в СССР гидранты ушли под землю, под люки.
Понятно, что без люков музей водопровода обойтись не мог. Здесь есть современный люк — из пластмассы, есть чугунные — производства завода Карла Зигеля начала прошлого века. Один из таких люков до недавних пор лежал на углу Буденновского и Темерницкой.
Музей истории Северо-Кавказской железной дороги
Паровоз «ИС»
Гордость музея — коллекция медалей паровозов и тепловозов. Все они изготовлены в инструментальном цехе Ростовского паровозоремонтного завода (ныне РЭРЗ). Масштаб 1 :10.
Есть в музее модель паровоза с трагической судьбой — это «ИС» («Иосиф Сталин»). Делать самые мощные советские паровозы начали в 1932 году. ИС мог мчаться со скоростью до 140 км/ч. После разоблачения культа личности паровоз переименовали. Иосиф Сталин стал непонятным ФДП, а затем практически все ФДП были пущены на металлолом. Маневровому тепловозу ТЭМ-2 повезло больше, чем ИС. Его производство было начато в 1960 году. До сих пор на тепловозы этого типа большой спрос.
Паровоз СОк (Серго Орджоникидзе с конденсацией) выпускался с 1936 года. Скорость — 70 км/ч, больше грузовому паровозу и не требовалось. Оригинальная конструкция позволяла экономить воду (отработанный пар вновь превращался в жидкость) и не пополнять ее запасы на станциях Сальская и Котельниково — там вода имела очень неприятный запах.
Музей истории театра имени Горького
Личные вещи актера и режиссера Григория Леондора
Считается, что ростовский драмтеатр существует с 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы.
Ну, а нынешнее здание театра — в виде трактора — было построено в 1935-м.
В 1936 году труппу возглавил Юрий Завадский, по сути сосланный в Ростов из Москвы. Вместе с Завадским в наш город приехали Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Павла Вульф... Из состава ростовской труппы к москвичам присоединились артисты П. И. Леонтьев, Г. Е. Леондор, А. М. Максимов, Е. Ф. Федоров, Е. В. Нерадов, Ю. Н. Левицкий, Е. Д. Саладина, И. А. Швейцер...
Большая часть музейной экспозиции и посвящена этим замечательным временам. Есть в музее личные вещи Марецкой и Завадского. Есть вещи актера и режиссера Григория Леондора — грим и кукла, изображающая Леондора, в спектакле «Хитроумный влюбленный». Куклу Григорию Евсеевичу подарили восторженные почитатели.