Что такое.
Оригинальный ужастик «Зловещие мертвецы» вышел на экраны в 1981 году, причем некоторые излишне натуралистичные сцены вынудили цензоров нескольких стран не допустить картину к широкому прокату. Тем не менее, именно «Мертвецы» стали карьерным трамплином для Сэма Рэйми и Брюса Кэмпбелла. Культовый ужастик обошел весь мир. Было снято два сиквела, фильм вдохновил разработчиков компьютерных игр, авторов комиксов и даже постановщиков мюзиклов.
«Зловещие мертвецы: Черная книга» выйдет в мировой прокат в 2013 году. В центре истории окажутся все те же пять подростков, решивших отдохнуть в уединенной лачуге посреди дремучего леса. Они находят таинственную Книгу мертвых, которая не предназначена для глаз живых. Последующие события сливаются в один невообразимый кошмар. Роли в фильме сыграли Джейн Леви, Лу Тэйлор Пуччи, а также Элизабет Блэкмор, Шайло Фернандез и Джессика Лукас. В режиссерском кресле дебютирует Федерико Альварес. Продюсерами ремейка выступают Сэм Рэйми, Брюс Кэмпбелл и продюсер оригинального фильма Роб Тейперт.
Как правильно отрезать руку.
Путешествие начинается на студии с соответствующим названием — Evil Dead Studio (в недавнем прошлом — склад Amway Warehouse) в Южном Окланде.
Первая остановка — довольно внушительный зал на большом складе. В центре стоят столы, вдоль стен — офисы, которые, впрочем, не имеют ничего общего с привычными рабочими местами на других предприятиях. На столах и стульях — довольно необычные предметы: изорванная и окровавленная одежда, мертвые кошки, необычные бензопилы, несколько фомок, множество емкостей с фальшивой кровью, электронож и даже гвоздепистолет.
На столах сотрудников вместо изображений друзей и родственников — фотографии отрубленных частей тел. Здесь разрабатывается план грядущей битвы. Здесь — штаб, настоящий командный пункт «Зловещих мертвецов».
Пока мы осматриваемся, подходят дизайнер по реквизиту и пластическому гриму
Роджер Мюррей и супервайзер по гриму Джейн О'Кейн. Всех интересует, в каком
стиле будет снят ремейк?
— Все будет куда более прямолинейнее, чем оригинал, — говорит Мюррей. — Плюс
несколько смешных моментов.
— Фильм получается достаточно реалистичным, — добавляет О'Кейн. — Перед нами была поставлена задача «никаких повторений». Однако мы отлично понимаем, что нам просто необходимо было отдать должное оригинальному фильму.
— Визуальные эффекты мы использовали только там, где без них невозможно было обойтись, — продолжает Мюррей. — В остальном полагались на талант оператора
и собственные силы. Режиссер Федерико Альварес стремился минимизировать количество компьютерной графики. Нас приглашают в отдел протезирования и грима. Едва зайдя в помещение, замечаем несколько фотографий, развешанных по стенам. На фото — пять ключевых персонажей «Зловещих мертвецов»: Миа (Джейн Леви), Натали (Элизабет Блэкмор), Дэвид (Шайло Фернандез), Эрик (Лу Тэйлор Пуччи) и Оливия (Джессика Лукас). Здесь есть фотографии героев, какими они появятся на экранах в начале фильма, а затем — несколько кадров после изменений под воздействием Зла. Некоторых героев Зло исказило до неузнаваемости, других сильно травмировало. Слабонервным противопоказано посещение мест, подобных этому. Чтобы пощекотать нервы, нам показывают примеры пластического грима персонажа со смещением челюсти. Вот последствия выстрела в голову из гвоздепистолета — персонаж стреляет себе в голову, чтобы предотвратить демоническую метаморфозу. Кстати, последний трюк — один из самых непростых, для него требуется
сложнейший грим и резиновые гвозди. А еще одна героиня должна будет отрезать собственную руку... Поверьте, вам бы не понравился внешний вид героини, особенно после сытного обеда!
О'Кейн проводит нас в «протезную», здесь протезы и грим накладываются на актеров.
— Нам приходится успевать накладывать весь грим всего за три часа! — жалуется она. — Мы, конечно, можем заниматься этим куда дольше, но тогда актеры никогда не доберутся до съемочной площадки.
Ограничения по времени вынуждаютгримеров искать пути экономии.
— Многие травмы симулируются при помощи временных татуировок, — делится секретами Джейн. — Особенно этот прием эффективен в дополнение к протезам.
Следующий пункт нашей программы — фальшивая кровь. Нам показывают несколько видов такой крови. Мюррей признается, что так и не смог точно подсчитать количество жидкости,
которое используется на съемках.
А вот раздробленная рука!!! Она натягивается на целую руку словно перчатка.
А вот фальшивая рука, ей суждено быть отрезанной.
Актрисе пришлось закрепить свою живую руку вывернутой за спиной, после чего к предплечью приставили протез.
— Актрисе было очень неудобно и даже больно, — вздыхает Мюррей. — Но она держалась молодцом и использовала неизбежную боль для того, чтобы лучше сыграть свою роль.
«Некрономика».
Мы возвращаемся на «командный пункт», чтобы встретиться с художником-постановщиком фильма Робертом Гиллисом. Он дает подержать настоящую книгу мертвых — легендарную «Некрономику»! Можете представить наш восторг!
«Некрономика» — главный реквизит фильма; врата ада, которые подростки открывают и никак не могут закрыть.
Это один из самых страшных предметов, которые когда бы то ни было попадали ко
мне в руки. Кажется, что книга обтянута человеческой кожей и волосами. Наощупь может показаться, что обложка действительно обтянута холодной человеческой кожей. Открыв ее, мы погружаемся в изучение дьявольского содержания.
Команда Гиллиса постаралась: страницы «Некрономики» испещрены многочисленными картинками и фразами соответствующего (ужасающего) содержания. Плюс проклятия и следы крови. Количество элементов, которые умещаются на каждой странице, не поддается исчислению. Книга выглядит, как настоящие врата в ад!
Хижина дяди Гиллиса.
Следующий пункт нашей программы — хижина.
Гиллис признается, что он и его команда черпали вдохновение не без помощи поисковика Google. В строке поиска они задавали «деревянные хижины» и просматривали все постройки, находящиеся на юге СШ А. По словам Гиллиса, команда дизайнеров собрала самые разные факты об этих постройках. Скажем, домик был построен в 30-х годах, в доме были достаточно беспокойные жильцы, на протяжении многих лет дом был заброшен и так далее.
— Мы боролись с искушением сделать что-то совсем не похожее на первоначальный вариант, — признается Гиллис. — Н о потом я решил пойти по пути наименьшего сопротивления. И, к восторгу всех фанатов, должен отметить: «Да, в хижине есть подвал!»
После утверждения дизайна хижины она была возведена в лесу неподалеку от Окланда. Нам объясняют, что именно в хижине мы и окончим свой поход.
Еще живые мертвецы.
Во время обеда выясняется, что у многих из моих коллег пропал аппетит.
После трапезы мы собираемся в большой комнате, сейчас к нам приведут «зловещих мертвецов».
Джейн Леви, которая играет роль Мии, входит в комнату первой — в демоническом гриме.
— Вы не представляете себе, сколько раз после съемок я ловила себя на мысли, что растеряю всех друзей, — улыбается актриса.— И со мной уж точно никто не захочет встречаться! А реплики, которые я произношу в фильме… Словом, сами все увидите и услышите!
К Леви присоединяются ее партнеры — Лу Тэйлор Пуччи, Шайло Фернандез, Элизабет Блэкмор, а также продюсер Роб Тейперт и режиссер Федерико Альварес.
Съемочная группа и актеры воодушевлены новым прочтением классики.
— Я играю Мию-наркоманку, которая приезжает в хижину, чтобы раз и навсегда покончить с пагубной зависимостью, — начинает Джейн Леви.
— Мне досталась роль Дэвида, — говорит Шайло Фернандез. — Мой герой — механик и старший брат Мии. Я приезжаю в лес, чтобы помочь своей младшей сестренке.
— Я играю девушку Дэвида — Натали, — представляется Элизабет Блэкмор.
— Моего героя зовут Эрик, — заканчивает Лу Тэйлор Пуччи.
Спрашиваем, являются ли актеры сами фанатами жанра?
— Я начал смотреть ужастики всего два или три года назад, и тут такое! — рассказывает Пуччи. — Но от «Зловещих мертвецов» всегда фанател.
— А я всегда была жуткой трусихой, — признается Леви. — Если честно, не думаю, что наберусь смелости, чтобы посмотреть этот фильм! О режиссере Федерико Альваресе, человеке, который причинил им столько реальной физической боли, актеры говорят с уважением.
— Мне кажется, Федерико отлично умеет работать с актерами. У меня были моменты, когда мне казалось, что это — моя лучшая роль. Режиссер ни в чем нас не ограничивает, и свобода творчества открывает какие-то скрытые ресурсы, запрятанные глубоко внутри нас. Хотя были и другие моменты, когда я, скажем, была вся вымазана в крови и рвоте и дрожала от холода. Поэтому Федэ, при всех его талантах, приходится работать с весьма ворчливыми и сердитыми актерами! — рассказывает Леви.
Главный по аду.
Вечером нас зовут в павильон. На довольно внушительном пространстве уместилось сразу несколько съемочных площадок, включая точную копию экстерьера хижины. В этот день снимается сцена с подвалом.
В сегодняшней сцене на Дэвида нападает одержимая демоном Миа.
Перед съемкой небольшая репетиция с координаторами трюков — героине Леви предстоит в буквальном смысле слова пролететь через всю площадку, чтобы напасть на свою жертву.
После нескольких дублей режиссер объявляет небольшой перерыв.
— Это был самый страшный фильм, который я посмотрел, когда мне было всего 12
лет, — говорит режиссер о первых «Зловещих мертвецах». — Я зашел в видеосалон
и попросил что-нибудь по-настоящему страшное. Продавец огляделся по сторонам и положил на стойку видеокассету.
Я до сих пор помню изображение на обложке — девушка в том самом подвале. Недавно мы снимали ту сцену… Это было просто потрясающе!
Когда Альвареса утвердили в качестве режиссера фильма, он спросил Сэма Рэйми, можно ли ему попробовать написать сценарий. На что Рэйми ответил: «Валяй! Если получится отстой, мы наймем когонибудь другого».
— С перва получилось не совсем то, что он ожидал, — признается Альварес. — Тональность я подобрал правильную, но сама история стала напоминать скорее сиквел. Сэм отреагировал: «Мы же хотим снимать ремейк». Второй вариант сценария — через год — продюсер утвердил. Сэм — исключительный продюсер, потому что у него самого режиссерские
корни. Он всегда ставит себя на сторону режиссера и старается его поддержать по мере сил и здравого смысла.
Альварес отлично понимает, что у многих фанатов серии ремейк вызовет негативную реакцию, и принимает этот вызов:
— Если бы я прочитал, что кто-то снимает ремейк «Зловещих мертвецов», непременно подумал бы: «Вот чертов Голливуд!», — улыбается он. — Но на правах инсайдера я могу сказать, что знаю, как это работает. Голливудская машина настроена лишь на производство денежной массы. У нас же получился проект куда более личного, почти интимного характера.
Костюмчик должен сидеть. На протезах.
Наша следующая остановка — в офисе дизайнера по костюмам Сары Вун.
— Работать над костюмами я начала после долгой беседы с Федерико, — говорит Вун. — Мы не хотели вывести персонажей на новый качественный уровень. Каждый из них должен был выглядеть круто, но не слишком.
Вдохновение в работе над костюмами героев Вун черпала в таких фильмах, как «Зимняя кость». Костюмы не должны были стать помехой пластическому гриму, протезам, лонжам и страховкам.
Они должны быть пригодны для съемок в любых погодных условиях, должны быть износостойкими.
— Мне нравится разрабатывать костюмы с таким расчетом, чтобы лонжи вообще были не заметны, — говорит Вун. — В сцене, за съемками которой мы наблюдали, Джейн Леви проскользила по воздуху на лонже. Костюмеру пришлось разработать для актрисы специальный костюм, даже несмотря на то, что сцена длится всего 3 секунды экранного времени.
Кроме того, не стоит забывать о копиях — каждый костюм должен быть выполнен в нескольких экземплярах. Рекордсменом по количеству копий на съемках фильма стал костюм Джейн Леви — всего было сшито 62 идентичных экземпляра.
— Была и еще одна сложность, — признается Вун. — У нас несколько типов крови, иногда человеческая кровь смешивалась с кровью демона, и получался совершенно неожиданный оттенок. Как та или иная кровь будет смотреться на той или иной одежде?
В хижине.
На следующий день нас, как и обещали, вывозят в ближайший лесок, в котором выстроили хижину. Некоторое время пробираемся сквозь кусты, и вот лачуга перед нами.
Фанаты не будут разочарованы — хижина действительно выглядит весьма мрачно. Мы подходим ближе, замечаем брошенный автомобиль и старую перевернутую ванну. Все кажется невероятно реальным. Кажется, что этот домишко торчит здесь уже несколько сотен лет.
Решаемся зайти внутрь постройки.
Несмотря на полумрак, на стенах видны семейные фотографии, видавшее виды фортепиано (работающее) и, разумеется, люк в погреб — никто из нас к нему так и не решился притронуться.
Это потрясающе, но дизайнерам удалось в точности воссоздать ту же хижину, которую мы видели в павильоне. Теперь я могу утверждать — легендарная хижина существует. Книга мертвых реальна!