Приметная жизнь

Самому себе стричь волосы – жизнь укорачивать, неправду говорить – типун на языке выскочит, долго смеяться тоже плохо – к слезам. Самая известная и не вызывающая ни у кого подозрений приметы – покупку надо «обмыть», тогда она будет служить долго. «Главный» поинтересовался у специалистов, где тут собака зарыта.
Текст:
Дарья Ляскало
Фото:
Дана Салаватова
Источник:
«Кто Главный.» № 42
27/05/2020 10:42:00
0

Александр Липкович, кандидат биологических наук, зам. директора по научной работе государственного природного биосферного заповедника «Ростовский»:

Кошка тянется на человека — к обновке, мяукает без конца — жди в семье ребенка; умывается — жди гостей.
В основе всех примет лежит ассоциация. Люди всегда внимательно относились к окружающему их миру природы, а повадки домашних животных они вообще прекрасно знали. Здесь, я думаю, ассоциация была такая: кошка умывается, значит, готовится к чему-то. Видно, это пошло с тех времен, когда люди умывались не каждый день. О мяуканье, тяге и обновках... вообще, сомнительная примета... У кошек вокализация зависит от времени года. В феврале-марте коты орут вне зависимости от того, есть ли в доме женщина детородного возраста... В древности женщины рожали, как правило, весной. У животных такая цикличность также соблюдается — появление потомства должно соответствовать наилучшим для этого условиям. Поэтому и гон у большинства копытных происходит осенью, чтобы потомство появилось к зеленой травке — тогда у мамы будет много молока. Вероятно, в древние времена циклы кошек и людей совпадали. Но я сомневаюсь, что кошка может предвидеть какие-то события. Например, говорят, что кошки чувствительны к землетрясениям. Мне приходилось попадать в землетрясения и при этом наблюдать за своим домашним котом. Каждый раз он был настолько ошеломлен, вжимался в пол и не знал, что ему делать, не говоря уж о том, чтобы заранее что-то предвидеть. Он был перепуган больше, чем я. Может быть, у диких кошек интуиция еще сохранилась, но домашние кошки, которые улицы не видели, утратили способность предсказывать. Что касается черной кошки, то это своего рода охотничья примета. Считалось, что если дорогу перебегает заяц, хорошей охоты не будет — для охотника важно увидеть зверя раньше, чем зверь увидит его. Это поведение любого хищника. Если рысь подкрадывается к стаду туров, и туры ее заметили, засвистели, забили копытом, но не убегают, рысь перестает прятаться и просто уходит.

Ворона купается — к ненастью.
Это какая-то примета-оборотень. Большинство птиц купаются к хорошей погоде. Дикие птицы хорошо предчувствуют погоду. Мне 20 лет пришлось проработать в горах, и я заметил, что перед снегопадом высокогорные птицы всегда спускаются вниз. Кавказские улары вдруг появляются в субальпике, в высокотравье — там, где обычно их не бывает. Но если такое явление наблюдается, значит будет снегопад. В народе говорят: воробьи купаются к хорошей погоде. Объяснение здравое — если птица купается, значит, намочит свое оперение и в случае непогоды окажется в критической ситуации, перья не будут сохранять тепло. Поэтому птицы, предчувствуя хорошую погоду, могут купаться, зная, что перья быстро высохнут. А вот с вороной получился перевертыш — купаться, предчувствуя ненастье, может только ворона, которая, как считается, очень не любит саму себя.

Воробьи кричат — к метели.
Это может быть. Воробьям свойственна бурная вокализация. Когда они собираются вместе, кажется, что они что-то бурно обсуждают. Более того, воробьи к непогоде собираются в населенных пунктах, где проще пережить ненастье. Птицы намного чувствительнее нас. Ведь перед тем, как пойдет снег, меняются давление, влажность. Они могут известить людей и о других проблемах. В прошлом году в Орловском районе было довольно странное явление — появились кедровки. Это сибирские птицы, которые живут за тысячу километров от нас. Но раз они здесь появились, значит, в Сибири неурожай кедра. Через какое-то время пресса начала писать о том, что такая проблема действительно существует. Но птицы рассказали нам об этом раньше, чем газеты.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.
Можно с этим согласиться, потому что если лягушке удалось пробраться в городскую квартиру, то это очень удачливая лягушка... Сейчас лягушка — не характерное для нашей среды животное. Корни этой приметы — в сельской жизни, в тех временах, когда люди были ближе к природе, и лягушки легко проникали в жилище... В нашей местности в дом чаще может забраться зеленая жаба. Она передвигается по суше, может даже зимовать в подвалах. Сейчас изображение жабы дарят как символ успеха, но мне кажется, эта связь надуманная и не относится к нашему этносу.

Собака скулит — к чьей-то болезни.
Собачий вой всегда был неприятен человеку. Так же, как крик совы или сыча. Возможно, собака ассоциировалась с волком. А волчий вой приносил несчастье скотоводам. Волк для сельского жителя — злейший враг. Если волки близко, значит, стадо будет порезано, будут голод, нужда, болезни. Другая составляющая этой приметы — наблюдение за поведением собак, которые живут с людьми уже много веков. Собаки сильно ориентированы на контакт с человеком и в каких-то случаях могут чувствовать его состояние даже лучше, чем он сам. Поэтому пес может и поскуливать, если учует дискомфорт хозяина.

Если посадить фруктовое дерево, не закопав под ним труп какого-нибудь животного, оно не будет плодоносить.
Наверное, это очень архаичная примета, сегодня так не делают. Хотя суть ее совершенно понятна — там, где идут процессы разложения, растения тучнее. Нас здесь удивляет спокойное отношение к смерти, но для архаичного человека подобный ритуал мог быть совершенно естественным. Чем больше человек отрывается от своих корней, тем больше он боится смерти. Сельский человек видит смерть каждый день — он разводит животных для того, чтобы их убить и съесть. Поэтому закопать какой-нибудь труп под деревом для него не составит труда, только теперь в этом нет смысла — есть масса готовых удобрений.

Филипп Филатов, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ЮФУ:

Встретиться на лестнице — к несчастью.
Лестница — универсальный символ развития и связи между уровнями бытия, между «верхним» и «нижним» мирами. В древних культурах переход от одного возрастного этапа к другому (возмужание) или из одной социальной группы в другую (посвящения в воины) был особенным, к нему готовились. В большинстве древних ритуалов инициации участника даже изолировали, и это было необходимым испытанием. Символическое значение приметы, наверное, такое: в переходный момент развития требуется предельная концентрация, и случайные встречи нежелательны. Если рассматривать восхождение по лестнице как повышение собственного статуса, то возникает мотив конкуренции, как в детской игре «царь горы»: встреченный тобою может оказаться твоим конкурентом, может попытаться обойти или столкнуть тебя.

Уронить вилку — гость спешит.
В основе этой приметы — принцип аналогии: столовый прибор соответствует сидящему за столом гостю. Примерно так в древней магии некий предмет символизировал человека. И то, что с этим предметом происходило, влияло на человека. Было поверье, что навредить врагу можно, уродуя связанный с ним предмет или его изображение. Когда сегодня мы роняем вилку или ложку, то согласно законам архаического мышления, тем самым влияем на гостя, заставляя его спешить к нашему столу. Это магический атавизм древних верований. Но человеку до сих пор важно связать социальные процессы с природными. Установление таких связей дает ему утешительную иллюзию управляемости событиями. Поэтому, когда после падения ложки или вилки приходит новый гость, компания оживляется: все идет по плану, прогнозы сбываются, будущее предсказуемо.

Взбалтывать чай в чайнике — накликать ссору.
Это про соотношение верха и низа — чаинки должны быть внизу, они оседают. Когда мы взбалтываем чайник, осадок всплывает на поверхность. Это то же самое, что «баламутить» или «мутить» воду. Например, проблемы, которые уже обсудили и забыли, а воспоминание о них ведет к новой ссоре. Эта примета в большей степени метафорическая, ведь чай — не основное блюдо, потеря которого может привести к семейному конфликту. Она связана с терпением: нужно дождаться, пока чай заварится сам. Недостаток терпения и ведет к ссорам.
 
Разбить посуду — к счастью.
Здесь выражена древняя идея о том, что созидание невозможно без разрушения. Чтобы что-то построить, нужно что-то разрушить. Другой мотив — жертва. Чтобы добиться счастья, нужно чем-то пожертвовать. Большинство ритуалов жертвоприношения было так или иначе связано с пищей (в жертву приносился скот или часть урожая). Посуда напрямую соотносится с трапезой. Разбитая посуда символизирует готовность претерпеть лишения ради общего счастья. Женщина, например, в разгар ссоры предпочтет разбить посуду, нежели разрушить семью. Тем самым она не только выплескивает свой гнев, но и бессознательно демонстрирует готовность пожертвовать меньшим ради большего.

Пустая бутылка на столе — к безденежью.
Это простая и очевидная аналогия: бутылка, как и любая емкость, символизирует женщину, женское начало. Наполненная бутылка — беременность, репродуктивность, плодородие, урожай, достаток, благосостояние. Пустая бутылка — бесплодие, опустошение, безденежье. Это пришло из древних аграрных, земледельческих культов, в которых и материнство, и плодородие земли, и плодовитость скота, и благосостояние между собой отождествлялись.

Пересолила еду — влюбилась.
С влюбленностью связано нарушение меры, порядка. Женщина, которая влюбилась, могла «насолить» своей семье, преступить установленные родом правила. Внезапная влюбленность для архаичного человека — это опасность. К тому же, пересолить — значит, потратить много важного продукта: соль в древности была на вес золота, ее растрата воспринималась, как серьезная потеря. А ее метафорическое значение — прибыль, которую приносит в семью жених, выбранный родом. В примете обыгрывается связь между любовью и расчетом. Соль еще ассоциируется со слезами — своей влюбленностью женщина и себя может поставить в опасную ситуацию, потому что не контролирует свои эмоции.

Две ложки в одном соуснике — к свадьбе.
Смысл этой приметы прозрачен. В первобытном мышлении появление любых парных предметов символизирует пару «мужчина — женщина». Соусник — аналогия семьи. Он, как правило, имел круглую форму — две ложки вписаны в круг, как муж и жена — в семью, вместе с тем пространство в соуснике ограничено, как и жизненное пространство человека ограничено браком. Две ложки, оказавшиеся в одном соуснике, объединяются нами вследствие законов целостности восприятия, мы склонны к синтезу, объединению в целое двух близко расположенных предметов. Этого не скажешь о ложках, отдельно лежащих на столе.

Тот, кто стрижет волосы или ногти в тихую погоду, накличет шторм.
Вспомните притчу о Самсоне и Далиле. Женщина отрезает волосы герою, он лишается своей силы, и враги его убивают. Волосы и ногти — символ вечной энергии. Удаляя их, человек себя силы лишает, и во внешнем мире появляется другая сила, которая способна теперь его сокрушить. Эта примета связана с метафорой власти и управления энергией. Например, существовало убеждение, что беременной женщине нельзя стричься — она должна экономить энергию, чтобы передать ее ребенку.

Читайте также: