КТО ТАКАЯ.
Валентина Талызина, советская и российская актриса, народная артистка РСФСР, родилась 22 января 1935 года в Омске. После школы поступила на экономический факультет, но очень быстро поняла, что экономика — не ее стезя. Уехала в Москву и поступила в ГИТИС. После окончания в 1958 году была принята в театр им. Моссовета. Ее педагогами были Фаина Раневская, Вера Марецкая, Валентина Серова и другие. Активно начала сниматься в кино в 60-х. Известна по эпизодической роли в новогоднем фильме «Ирония судьбы», а также по озвучиванию польской актрисы Барбары Брыльски, сыгравшей главную героиню истории Надю. Впоследствии Талызина еще не раз озвучивала фильмы. В 70-е – 80-е активно продолжает сниматься в кино. Разведена, воспитывает дочь Ксению.
ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ХАРАКТЕРА.
— Говорят, у меня трудный характер. Но я никак не могу понять, почему такое представление сложилось у людей. По-моему, я вообще никогда не ссорюсь ни с кем и вообще тихая. Близорукая и тихая. А какая главная черта характера? Я даже не знаю. Это же надо себя восхвалять, а я этого не люблю. Наверное, с возрастом появилась некая терпимость и уступчивость. Легко поддаюсь на уговоры людей.
ГЛАВНАЯ МЕЧТА ДЕТСТВА.
— Быть артисткой. Но я жила в совхозе и говорить об этом вслух было бы странно, да я и не сказала. Поэтому я поступила в Омский сельхозинститут на экономический факультет. Но вскоре поняла, что «товар-деньги-товар» — это не по мне, забрала документы и поехала в Москву. На мое счастье, в ГИТИСе был дополнительный набор. Я поступила. Первое время у меня был жуткий говор, так как Омск близок к Казахстану, и там букв «а», «у», «е», «и», «ю» в разговорной речи нет. Там одна буква «ы» на все случаи жизни. Я работала над речью год, выбивала из себя букву «ы». Потом меня пригласили в театр Моссовета. Я очень рада, что не поступила, предположим, в «Современник», а пришла в настоящий театр, где каждой ролью надо доказывать, что ты что-то можешь. Когда мы все выходим на сцену перед зрителями, то все равны. Я снялась в 115 фильмах, но всегда считала, что кино — это халтура, а театр — моя настоящая профессия.
ГЛАВНАЯ РОЛЬ.
— Вы знаете, что так не бывает. Когда ты получаешь роль, ты за нее ответственен. Поэтому для меня каждая роль — любимая. Были удачные роли — да, но не любимых не было. Шесть лет я проработала в театре и наконец меня пригласили в фильм «Зигзаг удачи». Я очень переживала на пробах. Я трепетала, дрожала и отвечала невпопад. И после проб ко мне подошел Женя Евстигнеев, гений — и как артист, и как человек. Он видел, что я сильно нервничаю и сказал: «Я взял четвертинку, отметим твой первый съемочный день». Я была счастлива, что он так по-свойски поставил меня рядом с собой, и на следующей съемке я уже спокойно работала в кадре.
ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ОКАЗАВШИЙ НА ВАС ВЛИЯНИЕ.
— Это мой педагог по музыке. Когда я пришла к ней заниматься, у меня не было ни слуха, ни голоса, а она из меня, считай, певицу сделала. Через полтора месяца я могла исполнить любой романс. Из режиссеров на меня очень большое влияние произвел Марк Данилович Осепьян. Вообще режиссер — капитан корабля, поэтому я никогда с ними не спорю и не ссорюсь. Не надо портить отношения, не надо ничего доказывать, даже если считаешь, что он не прав. Вот я сегодня на вечере читала стихи Арсения Тарковского, а его сына, режиссера Андрея Тарковского, многие называли деспотичным, но он не был таковым. Он был точным и до мелочей знал, чего хочет. И добивался этого. И знал, что он гениальный режиссер.
ГЛАВНАЯ КНИГА В ЖИЗНИ.
— Я все-таки думаю, что Библия. Там речь идет о каких-то вековых ценностях.
ГЛАВНЫЙ ГОРОД В ЖИЗНИ.
— Москва. Живу в Москве большую часть жизни, но Омск очень люблю, помню до сих пор.
ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПО ФИЛЬМУ ИЛИ СПЕКТАКЛЮ.
— Их много было и всем я благодарна по-своему. Я сыграла со всеми комиками советского кино.
ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ.
— Я никогда ничего не добивалась, я просто тщательно делала свою работу. Мне профессия тяжело досталась, и я понимала, что каждый провал ляжет на твою биографию, как камень. И я просто честно и порядочно выполняла все то, что от меня хотели. А театр — это особенно жестокая вещь. Там особенно не прощают промахов и провалов. Но все равно: если не покажешь себя, тебя не заметят.
ГЛАВНЫЙ СОВЕТ НАЧИНАЮЩЕМУ АКТЕРУ.
— Работать, работать и еще раз работать и никогда не останавливаться. И поражение иногда лучше, чем победа. И самокритично относиться к себе — трезво оценивать, что ты можешь, а что не можешь. Фаина Раневская, когда приходила домой, смотрела в зеркало на себя и говорила: «Боже, какое же я говно!», а когда выходила на сцену, говорила: «Нет, все-таки я королева!» Так что в одних ситуациях нужно себя ругать, а в других — хвалить.
P.S.
Был в моей кинематографической карьере сюрприз, даже не сюрприз, а фокус, я бы сказала. Фокус состоял в том, что я сыграла, как режиссер сказал, полторы роли в фильме «Ирония судьбы». Потому что я и Надю озвучила, и сыграла ее подругу. Ведь это сейчас делают голос за кадром, а раньше делали смыкание губ в губы, это очень трудно, это физкультура тяжелая. Рязанов пробовал множество женщин-актрис, никто его не устраивал. За ним ходила Лена Судакова, потрясающий ассистент по актерам. Она ему предложила: «Эльдар Александрович, попробуйте Валю». Он долго не соглашался, но делать было нечего, пригласил меня и говорит: «Знаешь, я не против, чтобы ты озвучивала». Мой голос идеально подошел под голос Аллы Пугачевой, и я стала озвучивать. Успех этого фильма в двух его составляющих: в поэзии и музыке.