Набережная Ростова: дорога или наследие предков?

Активисты ростовского движения «Мой фасад» заявляют о необходимости сохранения здания заводоуправления «Красного Дона» на Набережной
Текст:
Движение "Мой фасад"
13/08/2021

Второй год администрация Ростова говорит о продлении набережной. По словам Алексея Логвиненко, она станет новым культурно-развлекательным и рекреационным центром города. Никаких многоэтажек и превращения в жилой район. Эта территория станет местом, которое привлекает туристов.

В июле 2021 года шли общественные слушания по продлению набережной. Цитата из документов: «Также предусматривается в перспективе строительство вдоль проектируемой автодороги нескольких жилых комплексов». Видимо, гостей Ростова и местных привлекут на новую территорию возможные новые многоэтажки и шестиполосная трасса. Она по документам шириной как проспект Ленина — 42 метра. Из них 22 метра — сама дорога для машин и общественного транспорта. Это в два раза больше, чем на нынешней набережной. Плюс пешеходный тротуар только с одной стороны.

Дорога займет большую часть территории. Для прогулок у Дона останется в три раза меньше места — полоса примерно 15 метров шириной.

Место, которое действительно может стать центром новой набережной, хотят снести. Это заводоуправление «Красного Дона» и бывший ДК. Дом несет в себе отпечаток сразу двух эпох. Его нижняя часть — дореволюционная. Тогда здание и завод принадлежали Дмитрию Пастухову.

История дома

Изделия завода Дмитрия Пастухова легче всего найти на нынешней ростовской набережной. Клеймо завода Пастухова есть на причальных тумбах, которые стоят вдоль Дона.

Сам Дмитрий Александрович — персона серьезная и известная. Родился в Ярославле, учился в Петербурге, в 24 года купил участок земли у поселка Сулин и построил огромный металлургический завод. К концу XIX века это крупнейшее промышленное предприятие Области Войска Донского.

В те же годы Дмитрий Пастухов купил старый чугунолитейный и механический завод на набережной Ростова. Расширил его производство и построил первую в городе судоверфь. Первое судно на ней построили в 1889 году, сделав паровую шхуну «Антрацитъ» по заказу пароходства Кошкина.

Завод Пастухова в Ростове производил причальные тумбы, лестницы, трубы для водопровода, котлы — все, что можно сделать из металла. Здесь же строили пароходы, баржи и корабли — впервые в старом Ростове. В советское время завод стал судоремонтым и проработал до нулевых.

Наследие Империи и Союза

До наших дней дожили один из корпусов на территории завода и здание заводоуправления и Дома культуры. И оба они достойны сохранения с точки зрения архитектуры и истории.
Заводоуправление — уникальное здание. У такого микса эпох аналогов в России и нет. Верхняя часть — наследие советского модернизма. Нижняя — конца XIX века. Сочетание двух эпох выглядит эффектно и аккуратно. И многое рассказывает о прошлом веке. Внутри даже советские интерьеры остались нетронутыми. Это огромная редкость.

Администрация Ростова в этом году заявляла, что городу нужны новые креативные пространства или кластеры. Заводоуправление «Красного Дона» подходит для этого очень хорошо. Здание промышленное, полузаброшенное, с историей и крутой территорией вокруг, за которую ландшафтные дизайнеры бы удавились. Размеры заводоуправления достаточны, чтобы разместить там все, что угодно — кафе, выставочные залы, рестораны, площадки для выступлений.

Рядом много зелени и бьет водопадами мощный родник. Скорее всего, это часть Богатого источника (!), с которого началась история нашего города. Пахнет он сейчас, правда, не очень — но еще год назад этого не было. Если здесь проведут дорогу, живую память о истории просто уведут под землю. Здесь же рядом, среди деревьев и кустов, прячется памятник работникам завода, погибшим в войну. Столько смыслов и деталей — и все на одном участке земли.

Плюс заводоуправление — это редчайшее промышленное здание набережной, которое дожило до наших дней. «Красный Аксай» и «Рабочий» уже снесены, на их месте огромные жилые комплексы и от истории там ничего не осталось. Все, что могло бы стать памятниками архитектуры, там уничтожено. Не хотелось бы повторения этого здесь.

В Европе эту территорию переосмыслили бы и оставшиеся дома стали бы визитными карточками места. В Ростове же перспектив почему-то не видят и просто хотят его уничтожить.

А что с набережной?

Есть вопросы и к самому продлению. Зачем Ростову шестиполосная трасса на набережной, прямая как стрела? Она упирается с двух сторон в два бутылочных горлышка — Береговую и 13 линию. Уже изначально создано все для пробок.

Места для прогулок практически не остается. Небольшой отрезок у воды, и все. Кажется, это многое говорит о приоритетах в городе — машинам все, а люди без авто пусть помучаются. Из 42 метров ширины дороги 22 отданы автомобилистам и 3 — пешеходам.

Есть полосы для общественного транспорта и велодорожка — это плюс. Но сам проект необходимо переработать.

пожаловаться

Читайте также:

Вопрос недели
22/07/2021 12:43:00
Дептранс: В Ростове в троллейбусах городских маршрутов кондиционеры не предусмотрены
Во вторник, 20 июля, ростовчанка Анастасия Плотникова пожаловалась на экстремальную баню в троллейбусе №22. Чтобы ра...
Вопрос недели
29/04/2021 10:03:00
Эксперт ЮФУ назвал препятствия для жилого строительства в районе стадиона «Ростов-Арена»
Накануне депутаты Ростовской-на-Дону городской думы внесли изменения в правила землепользования и застройки горо...
Вопрос недели
30/04/2020 17:17:00
Непрерывная помощь
Волонтерский центр помощи, созданный в рамках партийного проекта «Единой России» #МыВместе, как и любое непрерывное производство, работает двадцать четыре часа семь дней в неделю...
Вопрос недели
26/12/2019
В зонах уверенного приема
О первых впечатлениях - В этом году на Дону сменился состав ОНК. Из 32 участников нашей комиссии подавляющее большинство – те, кто впервые занялся этой общественной работ...
Вопрос недели
23/10/2019
Донской кинокластер остался лишь в декорациях
Начало - Как я попал в эту историю? Однажды утром позвонил Сергей Багиров: «Хочешь раков поесть? Полетели на кинофестиваль в Ростов». Вот так и по...
Вопрос недели
10/09/2019
О 23 ростовских троллейбусах
Причем мнение одного и того же чиновника может меняться несколько раз в год. Про метро сейчас не буду - нет информационного повода, а про троллейбусы - пожалуйста, повод ес...