Когда по Ростову станут ездить электробусы?

В донской столице обсудили проблемы внедрения интеллектуальной транспортной системы
Текст:
Анастасия Талызина
11/04/2021 10:28:00

На конференции «Умный город», проведенной аналитическим центром «Эксперт-Юг», специалисты, отвечающие за внедрение в Ростове-на-Дону интеллектуальной транспортной системы (ИТС), попытались выяснить место ИТС в общей структуре «умного города», определить условия для успешной работы ИТС и факторы, мешающие функционированию ИТС в границах донской столицы.

Цифровизация хаоса

Разработчики ростовских транспортных проектов «Softline» при появлении примеров интеллектуальных транспортных систем (ИТС) захотели посмотреть, как те коррелируются с идеями умного города. Для этого им пришлось немного отойти от транспортной тематики и посмотреть на архитектуру умного города в целом.

Для начала они попытались дать определение умному городу, поскольку концепция, утвержденная Министерством строительства в декабре прошлого года, не дает четкого понимания.

Умный город – это набор цифровых сервисов, цифровая платформа сервисов, включающая в том числе ИТС.

Ростовские разработчики пока не имеют опыта внедрения сервисов smart city, но видят инструменты, которые можно использовать для этого. На пути к умному городу разработчики создают дорожную карту развития, делают пилотные проекты, создают сервисы… Но, по факту, это еще не ведет к созданию умного города.

Для начала люди, занимающиеся концепцией smart city, должны понять, какие сервисы нужны городу прежде всего. Для этого нужно собрать данные. Пользователи ростовского сегмента Интернета генерируют до 180 Гб информации в день. Нужно определиться, как обработать эти данные, как их хранить.

Далее необходимо сформировать запросы на цифровые сервисы. Транспорт, вывоз мусора, ремонт домов… Когда станет понятно, какие сервисы нужны, можно будет приступать и к разработке инструментов решения вопросов. Один из них - мобильное приложение для горожан.

К примеру, сейчас мобильное приложение Яндекс.Транспорт показывает движение общественного транспорта в городе, но по сути, такое приложение должен был разработать муниципалитет. Вдруг Яндекс захочет отключить этот сервис или сделать его платным? Умный город для того и нужен, чтобы обеспечивать комфортную жизнь людей.

Да и как в Ростове внедрять карту движения общественного транспорта, если ни один трамвай не идет по графику? Даже если выезжает вовремя. Водители автомобилей постоянно перегораживают трамваям дорогу. Для решения проблемы можно поставить на трамваях видеокамеру для фиксации событий на дороге. А на автодорогах с выделенными полосами для общественного транспорта необходимо синхронизировать движение транспорта с зелеными волнами светофора.

Транспорт Ростова уже сделал большой шаг к развитию, перейдя от маршруток к автобусам большой вместимости и внедрив систему безналичной оплаты. Немаловажным для развития ИТС станет и создание эффективной межмуниципальной системы транспорта.

И, конечно, боль транспортников – парковки. Нужно усилить соблюдение правил парковки транспорта. Когда решится вопрос с парковками, тогда можно будет говорить о нормализации ситуации, можно будет заставить людей ездить по графику. Только тогда можно будет переходить на прогрессивную ИТС. Если же цифровизовать хаос, то получится цифровизованный хаос.

ИТС без ИТ

Основная проблема внедрения ИТС в Ростове – это то, что ее создание началось без участия ИТ-сообщества. А именно – без ростовского совета ИТ-конструкторов, которые обсуждают и решают все проблемы города и области.

По мнению Дениса Карасева, директора «Центра интеллектуально транспортной системы» Ростова-на-Дону, внедрить систему умного города будет сложно, пока весь город не будет цифровизован. А пока нужно решать вопросы, которые не требуют цифровизации.

Система ИТС должна работать на благо людей. Так в автоматическом режиме работает система фото и видео-фиксации на дорогах. Но людям это не нравится. Весь общественный транспорт в Ростове цифровизован, везде поставлены маячки слежения движения по маршруту. Но водителям это не нравится, поэтому они их отключают. Включается человеческий фактор. Поэтому систему нужно цифровизовать полностью, чтобы автобусы ездили без водителя.

Очереди автобусов на остановках

Для пассажиров общественного транспорта сегодня важны скорость, комфорт и стабильность. Со стабильностью и скоростью в Ростове не все очень хорошо, считает Михаил Кругликов, главный редактор портала «Ростовский городской транспорт».

Даже при наличии в городе Центра управления перевозками, сегодня на остановках на Большой Садовой можно обнаружить по пять автобусов одновременно. Или, наоборот, можно наблюдать отсутствие на остановках заявленного транспорта после футбольного матча.

Именно из-за таких явлений все начинают пересаживаться на личный транспорт.

Для решения проблем с общественным транспортом нужно создать в городе научное сообщество. Удачные примеры таких сообществ есть за рубежом. В Белгороде власти перешли на брутто-контракты – город заказывает маршруты у перевозчика, а пассажир платит за проезд непосредственно городу.

Но при этом, даже нарисовав красивую систему, при которой можно будет пересаживаться с одного транспорта на другой, есть риск ухудшить комфортность передвижения пассажиров. Людям придется переходить большую магистраль. Нужно продумать эти моменты, иначе будет происходить отток пассажиров.

Круг транспортных проблем определен, пора искать инструменты решения

Сбором данных, запросов от граждан и передачей этих запросов властям в Ростовской области занимается Центр управления регионом.

Примечательно, что больше всего поступает запросов от жителей региона в социальных сетях, поскольку такие обращения не персонализированы, считает Юрий Емельянов, региональный директор Центра управления регионом в Ростовской области.

Среди этих запросов транспорт входит в ТОП проблем. Если закруглить эту систему сбора данных в сторону умного города, муниципалитет сможет строить исходя из этого свою стратегию развития.

Например, если прикрепить датчики на свалках, то запросов сначала станет больше. После решения этих запросов проблема сама себя исчерпает. Внедряя видеокамеры и умный город, власти освобождают свое время для решения других, более важных вопросов.

На данном этапе в Ростове в автоматизированном режиме эти сервисы запущены, первоначальный пласт понимания проблем определен. Теперь нужно принимать решение о внедрении инструментов умного города.


Умный город – это не только транспортные потоки, но и безопасность, и камеры слежения…. Все системы умного города должны работать одновременно. Пока же мы наблюдаем нехватку коммуникации между сообществами, между муниципалитетами. И проблемы внутри этих сообществ неразрешимы.

пожаловаться

Читайте также:

Вопрос недели
11/04/2022 13:44:00
11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
Именно 11 апреля 1945 года произошло восстание узников концлагеря Бухенвальд. ООН отметило этот день, как памятный для всего ч...
Вопрос недели
04/04/2021 17:48:00
Казино имени Раневской, ростовский нарзан, Белый Будда и месть Карпина: главные события недели
Что не так с водой из-под крана? В конце марта по Ростову прокатилась очередная волна недовольства во...
Вопрос недели
15/03/2021 12:28:00
Игорь Каляев: по производительности суперкомпьютеров Россия занимает 21 место в мире
В мире с каждым годом растет интерес к теме мировой гонки вычислений и суперкомпьютеров. На пресс-конференции в ТАСС...
Вопрос недели
30/06/2020 14:39:00
Из Темерницкой рощи вывезли 20 КамАЗов мусора
В ходе онлайн-приема граждан 13 мая к Виктору Чигвинцеву обратился активист-эколог Юлий Мирнов. Он сообщил о крупной свалке, которая образовалась в Темерни...
Вопрос недели
29/05/2020 15:08:00
Аварийные деревья несут в себе серьезную угрозу
В приемную руководителя районного отделения политической партии «Единая Россия» в Пролетарском районе Михаила Федоровича Марченко поступило обращение...
Вопрос недели
26/05/2020 13:10:00
«Память – самое ценное, что у нас есть»
Одна из самых поддерживаемых в обществе инициатив, связанных с празднованием 9 Мая, – акция «Георгиевская ленточка», которая в этом году прошл...