На прошедшей в Ростове 9 декабря онлайн-встрече градоначальник Алексей Логвиненко и представители общественности обсудили будущее дома на улице Станиславского, 39. Судьбой исторического здания обеспокоены участники градозащитных движений «Мой фасад» и «Урбанистика-Ростов-на-Дону», «Общественного народного фронта», депутаты Заксобрания Ростовской области и многие другие.
Алексей Логвиненко в своем обращении подчеркнул, что на сегодняшний день в Ростове 241 дом признан аварийным. В их числе и дом, расположенный на улице Станиславского, 39. Жильцов домов либо расселяют, либо выплачивают им денежные компенсации. Прокуратура города обязала администрацию Ростова снести дома, находящиеся в аварийном состоянии и представляющие опасность для жизни и здоровья граждан в случае обрушения. В связи с чем администрация города заложила в бюджет на 2020 год средства на снос этих строений.
Вопрос сноса зданий обсуждался в Торгово-промышленной палате, но тогда проблема сохранения дома на Станиславского никем не была акцентирована. Более того, в памятный год 75-летия со Дня Великой Победы в программе мероприятий его празднования не было ни одного предложения, связанного с этим домом. Поэтому у чиновников администрации вызвало большое удивление внимание широкой общественности к судьбе строения.
По словам Логвиненко, сейчас стоит вопрос — сохранять весь дом или только его фасад. Что считать объектом охраны? Мэр подчеркнул, что сейчас вопрос сноса здания закрыт, подрядчик приостановил работы. Но жители города должны понимать, что аварийное здание представляет угрозу из-за возможности обрушения. И в случае его сноса мэрия вправе требовать от застройщика возвести на его месте такое строение, которое нужно администрации: в том же стиле, из определенных материалов, определенной этажности. При этом существует четкий запрет на строительство многоэтажных зданий в историческом центре.
Представитель градозащитного движения «Мой фасад» Роман Бочарников предложил следующий сценарий действий: внести здание на Станиславского в охранный список, придать ему статус мемориального объекта и разработать архитектурный проект реконструкции. По словам Бочарникова, дом на Станиславского — чуть ли не единственный в городе, который имеет столько «отметин» Великой Отечественной войны. Фасад дома может стать монументальным памятником подобным Дому Павлова в Волгограде, точкой притяжения горожан и туристов.
«Мы видим, что здание можно сохранить с помощью укрепработ, - утверждает Бочарников. - Мы выступаем за качественную экспертизу здания».
Депутат Законодательного Собрания Ростовской области Екатерина Стенякина отметила, что дом на Станиславского может стать образцом взаимодействия органов исполнительной власти и общественности, и предложила градозащитникам вносить свои предложения, которые депутаты Заксобрания с радостью рассмотрят и примут к действию в случае их целесообразности.
Иван Грунский из Комитета по охране ОКН РО заявил, что 8 декабря было подано заявление о внесении дома в охранный список. По словам Грунского, сейчас самое важное — признать здание или его фасад обладающим признаками объекта культурного наследия. В этом статусе дому не грозит ни снос, ни любые другие изменения. Далее, спустя 90 дней после подачи заявления, зданию (или его фасаду) должен быть присвоен статус выявленного объекта культурного наследия. Но чтобы предпринять все эти действия сперва нужно определиться с собственником дома — нужен контрагент. Поэтому Бочарников предложил передать право собственности движению «Мой фасад», в чьих рядах достаточно профильных специалистов, способных серьезно подойти к вопросу сохранения дома.
Артемий Зайцев из движения «Урбанистика-Ростов-на-Дону» выразил недоумение в связи с вопросом о сносе здания. Ведь, по его словам, в Ростове существует успешная практика строительства новых зданий с использованием старых фасадов. Зайцев доложил о разработке участниками «Урбанистики-Ростов-на-Дону» проекта реконструкции здания в виде общественной зоны, предложил организовать открытый конкурс на разработку архитектурной концепции нового облика дома, а также выступил за сохранение фасада дома в полном объеме.
Олег Панасюк из движения «Общественный народный фронт», как и все остальные участники встречи, выразил надежду на регулярный характер спасения исторического облика Ростова:
«Как сделать так, чтобы спасение зданий происходило в регулярном порядке? Чтобы мы «не бежали» за случившейся проблемой».
Все озвученные предложения были внимательно выслушаны Алексеем Логвиненко, который заявил, что случай с домом на Станиславского показал необходимость реализации комплексной программы сохранения облика старого Ростова, которая уже разработана.
Ранее сообщалось, что старинное здание дореволюционной постройки на Станиславского, 39, власти города признали аварийным и определили под снос. Чиновники заявили, что денег на консервацию старинных зданий у города нет. Эта новость возмутила краеведческую собственность города - дом примечателен тем, что является памятником обороны Ростова 1942-го года. На фасаде здания сохранились следы от пуль времен ВОВ.