«Жизнь и есть авантюра, когда ты — Onyx»

Организатор концертов группы Onyx Ник Костин рассказал «Главному», как жить афроамериканской жизнью в Ростове-на-Дону, ни разу не побывав в Америке.
Кто такой.

Николай Костин родился в Донецке в 1980 году. В 1997 году поступил на романо-германское отделение факультета филологии и журналистики РГУ (ныне – ЮФУ), закончил в 2003 г.. С 2002 г. по 2010 г. работал переводчиком БК «Локомотив-Минеральные воды», «Локомотив-Ростов», «Локомотив-Кубань». Сотрудничал с такими группами и артистами, как: Onyx, Das Efx, Outlawz, Sadat X, Mobb Deep, Wu Tang Clan, Brazzaville, Migos, Soulja Boy, Mishlawi, Katt Tait, Рем Дигга, «Песочные Люди», Баста.


Текст:
Дарья Терехина
Фото:
из архива героя публикации
31/03/2020 14:12:00

С чего все начиналось? Что стало точкой невозврата?
Невозврата к нормальной жизни?
Что для вас «нормальная жизнь»?
Как у всех, с девяти до пяти.
В какой момент вы к ней больше не вернулись?
Сразу.
Сразу после чего?
Когда встретил баскетболистов в клубе LILA. Помните, был такой?
Нет, не помню.
А сколько вам лет?
19.
А мне 40. Но я не сторонник эйджизма. В общем, встретил баскетболиста, выпил с ним и больше не вернулся к прошлой жизни. В тот день меня взяли на работу переводчиком.
Что это был за баскетболист?
Джеймс Робинсон по прозвищу «Hollywood». Мы встретились на концерте Colleen Lovejoy, крутой чувахи из Сан-Диего, — она училась на филфаке со мной и была известной артисткой в Ростове в 2002 году.
И вы начали работать переводчиком...
Я работал с его товарищем по команде и партнером Тони Фармером.
Сейчас занимаюсь концертами, креативным продюсированием, рекламными интеграциями. В основном сотрудничаю с американцами на российском рынке.
DSC_0334.jpg
Katt Tait, Roy Jones Jr и Ник Костин. 2013 год.

А почему именно афроамериканцы и эта эстетика? Сейчас, например, очень популярен к-поп.
Во-первых, я занимаюсь именно тем, чем занимаюсь, не из-за денег в первую очередь, а потому что мне это нравится. Я для себя это так сформулировал.
А во-вторых... Что я понимаю в корейцах? Ничего. Корейцев я бы точно не привозил. Максимум Такеши Китано на паблик-ток. Делать только то, что мне нравится, — это мой принцип. Именно поэтому я не вернулся в нормальную жизнь.
А каких еще принципов придерживаетесь?
В работе? Я вообще не рассматриваю свою работу как работу.
Дело всей жизни?
Даже не призвание, а просто жизнь как она есть. Я не разделяю 24 часа в сутках на работу и жизнь. Я засыпаю и просыпаюсь с несколькими мыслями: а) как не сойти с ума; б) как заработать денег.
Но тем не менее вы сказали, что работаете не ради денег.
Безусловно, деньги не главное, но они позволяют мне быть независимым. Деньги мы не сможем есть, особенно рубль, как показывает практика. Рубль — не деньги.
Я делаю уникальную вещь для Ростова, сюда никто не привозит американских рэперов и не привезет, потому что это чаще всего это неликвидно. У меня есть свои секреты, поэтому я могу привезти группу Onyx и уйти себе в минус. Я с ними сотрудничаю очень давно, уже 13 лет, поэтому знаю, что делаю.
Секреты, которыми вы, конечно, не готовы поделиться?
А какой смысл?
Fredro Starr (5).jpg
Ник Костин и Fredro Starr. 2007 год.

А как вы начали сотрудничать с Onyx?
Насколько я помню, был март 2007 года. Тогда Шым (участник группы «Каста». — «Главный») начал заниматься концертной деятельностью как промоутер, привез одного из солистов Onyx — Фредро Старр — в Ростов. Я работал агентом у баскетболистов. Мне позвонил знакомый и сказал: «Я сижу с Фредро в «Пить кофе» на Ворошиловском». К тому моменту мне было уже 27 лет, а Onyx я слушал с 18 лет. Они уже тогда считались суперзвездами.
Это было какое-то фанатское помешательство с вашей стороны?
У меня фанатского помешательства никогда не было. Потому что мой главный кумир — это я сам. Однако было волнение.
А что еще было, кроме волнения?
Возбуждение. Это первый американский артист, рэпер, с которым я встретился, учитывая, что на тот момент я занимался рэпом уже почти десять лет. У меня был псевдоним Коляба, который мне не нравится. Мне его дал Электроник, тогда еще участник «Касты». Я жил афроамериканской жизнью в Ростове, хотя ни разу не был в Америке. Меня от афроамериканского рэпера отличали белая кожа и наличие очков. Я говорил с ними на одном языке.
А у вас было желание показать ему свои треки, пока вы ехали в «Пить кофе», как порой бывает у артистов?
Нет, но я шел и понимал, что для меня открылась неведомая дверь. Я ехал туда завоевывать ситуацию. Когда черный приезжает в Россию, в город, о котором он никогда не слышал, ему, конечно, нужна поддержка. И я именно ею оказался для Фредро, потому что у нас не было никакого языкового барьера. Я ему сразу дал понять, что я свой. Фредро сказал: «Чувак, почему ты не приехал сутки назад». И все. Можно сказать, что в моей жизни было две самые важные встречи. С Робинсоном — встреча, которая изменила все в моей жизни, а затем с Фредро.
Как вы приняли решение поменять род деятельности?
Я не принимал. Мы встретились, провели вместе два дня... Он жил тогда в гостинице «Ростов». Сейчас, спустя 13 лет своей деятельности, я понимаю, что нельзя экономить на комфорте — ни на своем, ни на чужом. Когда ты пытаешься что-то продать за миллион, но тратишь на это копейку, это неправильно с точки зрения бизнеса.
Тогда с нами еще был Егор «Псих» из «Песочных людей» (ростовская группа, входила в состав хип-хоп объединения «Объединенная Каста». — «Главный»), но он ничего не понимал по-английски.
MVI_7535 (0-00-53-11).jpg

Как раз тогда вышел их фит, да?
Нет, он вышел чуть позже. Но в 2007 году мы его записали. Я там, кстати, тоже есть под псевдонимом БТР. Не удержался и стал частью песни, потому что если бы не я, ее бы не случилось. Я придумал всю эту историю и предложил записать на студии «Собино» у Хамиля (участник группы «Каста». — «Главный»).
Весь город тогда только и говорил об Onyx, Шым хорошо разрекламировал концерт. И вот мы сидим в номере втроем, и Фредро мне говорит: «Слушай, я перед каждым выступлением вывожу на сцену местного рэпера».
Он сам их выбирает?
Как он сам может выбрать лучшего рэпера, если он почти никого из Ростова не знает? Он доверил выбор мне. Говорит: «Кто?» А напротив сидит Егор, который даже не понимает, о чем мы говорим. И я отвечаю Фредро: «Егор самый лучший». Был еще Жара (участник группы «Песочные люди». — «Главный»), но он сидел у себя в квартире, потому что мы с ним поссорились.
Он сознательно отказался от встречи с Фредро?
Ну, потом он мне сказал, что я его не позвал. Так вот, не каждый бы смог, как Егор, выйти и выступить на такое большое количество людей.
Сколько было?
Не меньше трех тысяч человек. На концерт «Касты» столько не собиралось. Но это же было первое появление Onyx в Ростове.
Потом я взял телефон Фредро, чтобы остаться с ним на связи, и он улетел. Затем в мае или июне должна была проходить школьная баскетбольная лига «Локомотив-Ростов». И я просто случайно оказался в нужное время в нужном месте и услышал, что организаторы ищут артистов на открытие. Я предложил Фредро из Onyx и Басту, потому что знал их лично. Процесс прошел. Мы созвонились с Фредро, договорились о сумме. Это был первый и самый большой концерт, который я организовал для Onyx. Только спустя многие годы я понял, что это уникальный кейс — сделать так, чтобы рэпер прилетел из Америки...
На открытие школьной баскетбольной лиги в Ростов-на-Дону.
Это неважно. Просто к какому-то чуваку, которого он видел один раз в своей жизни. Без контракта. Это говорит о связи, которая между нами появилась сразу.
Самолет задержали, Фредро прилетел в день концерта по моей неопытности. С сумкой Louis Vuitton, в кепке MISHKA — это модный бренд в Америке, как оказалось... Перекрыли Театральную площадь. Баста выступал на разогреве. В какой-то момент звук выключился, и я услышал крик: «Ник! Ник!» Фредро вывел меня на сцену, поблагодарил и сказал, что без меня концерта бы не было. Это такой респект мне.
А потом нас чуть не убили, потому что я как неопытный организатор даже не нанял охрану.
Как только мы сошли со сцены, за минуту нас обступила толпа, люди начали сжиматься. Мне так страшно никогда в жизни не было. А Фредро был спокоен, давал автографы. Его хватали за уши, за нос... Я не знал, что делать, а затем меня кто-то ударил по лицу так, что винт от очков разрезал мне бровь. Этот удар меня включил, я схватил сумку Фредро и побежал обратно на сцену с криком «Летс гоу!». На сцене стояли менты, толпа туда не пошла. Мы спустились вниз, я побежал трусцой в парк Вити Черевичкина, периодически оглядываясь. Он за мной не бежал, его несла толпа, и ментов тоже. Как волны в океане. Все кричали: «Onyx! Onyx!» Это было что-то невероятное.
И это было благодаря вам.
Я хотел побыстрее с**баться. Толпа меня пугала и раздражала. Но я был в восторге. Люди, которые не имели никакого отношения к концерту, тоже присоединялись и шли за нами. Как муравьи. В итоге мы забежали в КСК «ЭКСПРЕСС». Я там был сыном полка, все меня там любили и знали, ведь это дом моей баскетбольной команды. Толпа начала стучать по стеклам, а потом подъехал бобик и их постепенно нейтрализовали.
С тех пор вы занимаетесь организацией концертов Onyx в России.
Да. Последний концерт в Ростове 21 февраля прошел жестко.
IMG_0375.jpg

Я даже слышала некоторые высказывания о нем. Он проходил в ЛКМ (Лучший Клуб Мира. — «Главный»), да?
Да.
Говорят, были адские задержки...
500 человек приходит, 10% оставят негативные комментарии, это нормально. Я в этот раз даже не отвечал.
Многие не понимают, что рэп — это рэп. Без задержек, без напряжения будет обычный спектакль в Театре Горького.
Мы дали лайн-ап, что обычно не делают. Четкий тайминг: в 23:00 выходит Onyx. В итоге мы вышли минут в 30–40, это не критично, обычный люфт. Концерт задержался, потому что нужно было провести саундчек (настройка и проверка звука перед началом мероприятия. — «Главный»). Вообще все рэп-концерты в Америке начинаются только в 12 часов по американскому времени, а ночные клубные концерты начинаются в три-четыре часа ночи.
Но если отбросить весь негатив, это был один из самых ярких концертов из тех, что я организовывал. Рэп-концерт в техно-клубе, представляете, что это такое? Мы скрестили аудитории, я хотел создать атмосферу андеграунда. Промзона, завод... ЛКМ — это достаточно известный клуб в России. Но площадка сложная.
Мы подъехали на такси к клубу, а там на улице уже человек сто стоит. Уже пьяные.
IMG_9947.jpg

Возможно, и не только.
Неважно. Я считаю, что алкоголь — самый жесткий наркотик на земле.
Мне говорили: «Onyx в ЛКМ — что ты хочешь, драки?». Это риск, понимаете. Приходят фрики, и приходят рэперы. Не то чтобы мне нравится провокация, но вот такая атмосфера получилась. Я хотел сделать шоу для них, пригласил самого крутого диджея на юге России — Mike Pawn.
Настал момент икс, все в шоке. Охранник мне сказал: «А как ты сюда 500 человек хочешь запустить? Здесь при 350 будет давка». А люди уже ломились в двери. Это чисто ростовская черта. В Ростове люди не умеют ждать, они сразу собираются бить кому-то морду. Один чувак сказал охраннику: «Я захожу». Слава богу, сейчас охрана стала спокойнее, раньше его бы отмудохали. Особенно в «Тесле». Был такой клуб. А потом главный охранник показывает на меня пальцем и говорит: «Если он разрешит, ты зайдешь». А я, кажется, уже тогда был в розовой шубе. То есть очкарик в розовой шубе в Ростове. И эта пьяная машина на меня поворачивается. А я знаю, как с людьми разговаривать, я здесь вырос, просто не люблю налет девяностых. Спрашиваю: «А ты с кем?» Думаю, возможно, он с Рем Диггой. Он сказал: «Да я со всеми». И начал мне рассказывать очень много всего. Я осознал, что этот вопрос «Ты с кем?» прозвучал для него как «Кто ты?». А в Ростове это достаточно сложный вопрос.
Только ли в Ростове?
В России.
Потом я подошел к начальнику охраны и сказал ему две вещи: «Первое: больше таких вещей не говори, ты здесь главный и это твоя работа. Второе: твоя основная задача — проследить, чтобы никто не умер. Это главное. Если придется не пускать кого-то, у кого есть билеты, чтобы сохранить другим людям жизнь — так и сделай. Деньги я отдать смогу, но жизнь — нет». Я был на стрессе, потому что чувствовал, что обстановка небезопасная.
Давка — это серьезно. Люди могут быть самые спокойные, но в какой-то момент включится эффект толпы, и ситуация превратится в хаос.
А Onyx — это самая бешеная энергия из всего, что я видел. Именно они и придумали слэм (действие публики, при котором люди толкаются и врезаются друг в друга. — «Главный»). Они, конечно, могут выжить в любой обстановке — 100, 200 человек. Эти люди испытаны годами. На одном из концертов вообще начался мятеж, люди сходили с ума, кидали стулья друг в друга. Один из очевидцев написал: «Я думал, что там и останусь».
IMG_0086 (1).jpg

Мне кажется, у многих людей, которые ходят на концерты со слэмом, появляется мысль, что это их последний день, особенно если они в самом центре событий.
Конечно. Вы были на Onyx хоть раз?
Нет.
К сожалению, возможно, и не побываете в ближайшее время. Из-за сложившейся в мире ситуации непонятно, когда откроют границы.
А ребята из Onyx в курсе, на какую авантюру с вами подписываются, они осознают, на какую провокацию идут?

Жизнь — это и есть авантюра. Особенно когда ты музыкант, когда ты артист, когда ты — Onyx. Они подписались на эту авантюру 30 лет назад. Они сами — авантюра. Не у всех групп лого заставляет детей плакать. У них американский подход к жизни: если им что-то не нравится, они говорят прямо. Плюс они полностью доверяют мне. Мы как семья. Наши отношения больше, чем отношения промоутера и артистов.

IMG_9702.jpg


А вы дальний родственник или близкий?
Кузен. Фредро и Стикки считают моего сына своим племянником.
IMG_9885.jpg

Вы говорили, что у вас всегда была мечта стать известным, куда-то продвинуться...
Ну, у меня не было мечты. Я просто знал, что я крутой, мощный и мир должен это увидеть. Я всегда лез, хоть всегда было страшно и стыдно. Но страх — это основная мужская эмоция. Он заставляет двигаться.
А почему тогда вы выбрали оставаться за кулисами?
wpwy7bcvpgm.jpg
Onyx на «Вечернем Урганте». 20 февраля 2020 год.

Потому что у меня слишком много талантов и мне сложно сфокусироваться на чем-то определенном. Если бы мне сейчас было 20 лет, я бы точно стал рэпером.Сейчас слишком много способов читать рэп, записывать его. Но рэп в России так и не стал голосом улиц. Пока. А в Америке он перестал им быть. 
В какой момент?
В тот момент, когда туда пришли гигантские деньги.
А что можете сказать о современном рэпе? Его можно назвать рэпом в первоначальном понимании?
Рэп — это любой речитатив. А хип-хоп — это уже культура. В массовой культуре сейчас кризис. Рэп красиво вошел в историю культуры потребления. Современный рэп — это отражение того, что есть в действительности: он про секс, наркотики… Я его не осуждаю, но ведь можно было бы сказать песней, например: «Камон, 20 лет у власти — это много».
Anacondaz говорит.
Их никто не слушает.
Почему же? Мне кажется, они сейчас станут популярнее. Недавно Дудь выпустил с ними интервью.
Да, я не смотрел... Но Дудь крутой чувак.
Многие рэперы тоже говорят, что думают.
Не уверен. Мне кажется, многие думают иначе.
Почему? Боятся?
Это чревато, конечно. Их могут прекратить приглашать куда-то.
Была же массовая отмена концертов. Хаски, IC3PEAK...
Да, но Хаски достаточно литературно выражает свою позицию, не говорит прямым языком.
Face, АИГЕЛ...
Face, кстати, наш любимый с сыном рэпер. Это последнее, что мне понравилось. Ему респект.
Если бы вы сейчас занимались рэпом, вы бы говорили о том, что 20 лет у власти — это много?
Не знаю. Если бы мне было 20 лет, у меня бы не было семьи, и если бы это принесло хайп... Опять же, нельзя сказать просто: «Путин, уходи». Рэп — это же искусство.
Тоже перформанс.
Творчество и политический месседж не всегда рядом. Ради политического месседжа нельзя жертвовать творчеством.
Но вообще «Кто главный» — не про политику.
И я тоже. Особенно сейчас, когда мы все здесь заперты. Если раньше еще можно было уехать, то пока остается только дома сидеть.
Как планируете строить свою работу в связи с пандемией коронавируса?
Переводить свой бизнес в онлайн. Делать онлайн-концерты. Сейчас многие этим занимаются.
IMG_9412.jpg

А в чем выгода этих концертов?
Почему бы и нет?
Как это монетизируется?
Не всегда монетизация нужна здесь и сейчас. Она может быть умной. Иногда лучше бесплатно дать что-то сейчас, чтобы люди потом заплатили. Хитрый маркетинг, работающий на перспективу. Плюс есть пожертвования. В Америке очень много популярных людей, у которых есть аудитория, которые получают деньги от подписчиков, скажем, за выход в эфир и т.д.
У нас разные менталитеты.
За 20 лет общения с иностранцами я понял, что наши мировоззрения действительно в чем-то разные, в каких-то деталях, мелочах, но если копнуть глубже, мы все одинаковые. Мы все люди. Черные, белые, желтые. Я предпочитаю делить людей на умных и дураков, хороших и плохих, но не делить на национальности.
бон колектор.jpg
Bone Collector, Uncle Todd, Ник Костин и Лео Костин. 2019 год.

пожаловаться

Читайте также:

Человек особенный
18/04/2020 16:42:00
Надя Делаланд: «В Ростове я очень люблю весну, осень и воздух»
- Как вы ощущаете самоизоляцию? Сказалось ли это как-то на вашем творчестве? Думаю, моя жизнь не слишком изменилась. Но если из...
Человек особенный
13/04/2020
Коллекционер тюльпанов
- Я люблю цветы с детства, еще с советских времен. У нас был сад, который купил мой отец. И там росли красные тюльпаны, у соседей - белые. Вы, наверное, знаете, что королева цвет...
Человек особенный
27/03/2020 13:33:00
Легенды Нор-Нахичевана
С Георгием Минасовичем и ростовским краеведом Оксаной Мордовиной мы встретились на площади Карла Маркса, у памятника (хачкара) церкви Сурб Григор Лусаворич. ...
Человек особенный
25/03/2020 18:08:00
«Одной женщины не бывает в жизни настоящего сеньора»
Интервью записано в рамках проекта «Вечера со звездами» в ресторане Pinot Noir. Часто задаваемые вопросы. «Мих...
Человек особенный
15/01/2020
Марк Копшицер. История странного человека
В конце прошлого года в Третьяковке открылась выставка Василия Поленова «Московский дворик» (работает, кстати, до 16 февраля). На выставке среди прочего продае...
Человек особенный
Голубятня
Голубятня все-таки неточно сказано. Это филиал Эдема, зажатый между домов. Здесь растет финиковое дерево, стремятся в небо банан и бамбук, выглядывают из клумб магнолия и лавр, растянулис...