Композитор смыслов - живописец Олег Игнатов

Наверное, через полвека исследователи будут разгадывать картины Олега Игнатова так, как сегодня пытаются прочесть метафоры, символы и смыслы нидерландской живописи раннего
ренессанса, используя контексты социума, религиозные и философские воззрения авторов
КТО ТАКОЙ: Олег Валентинович Игнатов Родился в 1964 г. в г. Ростове-на-Дону. В 1991 г. окончил художественно-графический факультет Ростовского государственного педагогического университета, где учился у А. П. Черных, В. Н. Стасевича С 1996 года Член РО ВТОО «Союз художников России». Заслуженный художник России. Профессор кафедры изобразительного искусства ЮФУ. В 2005 г. избран Председателем Правления Ростовского областного отделения ВТОО «Союз художников России». На выставке «Золотая кисть» награжден третьей премией ЦДХ г. Москва. В 2006 г. награжден серебряной медалью Российской академии художеств. В 2009 г. награжден золотым нагрудным знаком Союза художников России. В 2009 г. награжден почетной грамотой Министерства культуры РФ, благодарностью Российской Академии художеств. В 2010 г. награжден золотой медалью ВТОО СХР и почетной грамотой Министерства культуры РФ, благодарностью Российской академии художеств. С 2013 г. и по настоящее время Олег Игнатов является секретарем ВТОО «Союз художников России» по Южному региону и Крыму. За проведение межрегиональной выставки «Юг России-ХI» награжден медалью Министерства культуры Чеченской Республики «За высокие достижения». В 2018 г. присвоено звание «Лучший работник культуры Ростовской области». Избран секретарем ВТОО «СХР» по Южному региону и Крыму. Награжден золотой медалью имени В. И. Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России» ВТОО «Союз художников России». В 2023 году Олег Валентинович Игнатов стал инициатором и организатором «Благотворительной выставки ZOV» в поддержку СВО, а также участником и организатором межрегиональной выставки «Юг России-ХIII». В 2023 г. избран делегатом ХIII съезда ВТОО «Союз художников России».
Текст:
Ирина Гуржиева
24/01/2024

Book_Игнатов.jpg

Игра по правилам. 66х125 см., х.м., 2013 г.

Художественный метод Олега Игнатова определен творческим опытом реалистического искусства прошлого. Однако точная реалистичность предметного мира и пространственных планов подчинены свободному воплощению творческого замысла, который многомерен и метафорически зашифрован в посланиях к современнику.

Композитор смыслов, Олег Игнатов во многом биографичен в своем творчестве. В его картинах рождается пространство зазеркалья, в котором осколки предметов и форм слиты в потоке спрессованного времени, представляя континуум новой реальности. Модель воспоминаний и кодов в точно отраженном, почти трехмерном пространстве, соединяет персонажи и предметные символы, исторические цитаты и артефакты в потоке разнопространственного и разновременного. Так рождается мир живописной ирреальности глубоко личной и социально заостренной.

Вглядываясь в раннюю, великолепную по живописному исполнению картину «Коломбина или о бесполезности полезных мутаций» необходимо осознать время, соединяющее композицию единым ключевым кодом.

2.jpg

Коломбина, или о бесполезности полезных мутаций. 120х100 см., х.м., 2017 г.

Дата создания картины – 1996 год: первая любовь, вступление в РОСХ, Чеченская война. Героев картины разделяет мощная колонна с каннелюрами «Дома с ангелом» известного всем ростовчанам. В левой арке, в нижнем углу картины – оплечный автопортрет в зеленой форме на фоне черного проема дощатой двери, а справа, вверху, под аркой – воспоминания. Любовь, которая сохранилась на фотокарточках с резными краями: портрет жены, ниже – фрагмент ее шубы и перчаток с детской погремушкой-светофором и разводным ключом. Третья карточка, заполняющая нижний угол справа – фантастический коллаж: от ручной гранаты Ф-1 до обломков военной машины и мясорубки с торчащей из нее сигаретой в мусоре из тонко выписанных предметов обихода, смонтированных с обрывками живой материи мира земноводных. Эмоции не угасли, они живут в сплаве воспоминаний, несущих боль утраты.

4.jpg

Сизиф, или рапсодия в стиле техно. 70х70 см., х.м., 2002 г.

В живописных произведениях Олега Игнатова смело сопоставлены заново создаваемая реальность и знаковые символы мировой истории. Живописная композиция «Рапсодия в стиле техно или Сизиф» на сюрреалистическом уровне выражает метафору бессмысленности и тщетности мирового прогресса.

Мчащийся по пустыне паровоз, устремлен к висящему впереди яблоку – плоду познания с висящими по сторонам бритвами, которые готовы его вскрыть. На первом плане стоит у дороги удивленный сурикат, а на дальнем – взлетевший аэростат, движимый паром, который катит вверх Сизиф, направляя клубы к иллюзорному символу спасения человечества. Диалектика мифа о тщетном развитии технократической цивилизации еще острее представлена в картине продолжении «Сизифов труд. Дубль 2».

6.jpg

Архаические излишества. 95х95 см., х.м., 2002 г.

Автопортрет в джакузи в виде Колизея в картине «Архаические излишества» выглядит как перформанс. Молодой красавец, не замечая падающую на него Пизанскую башню, с сигаретой у портала древнего цирка совершенно безмятежен. Вероятно, и от того, что повернув квадрат холста под нужным углом, он добивается прямоты легендарной башни. Детализация и умение точнейшим образом воссоздать древнюю архитектонику поражает. Самоирония в эпоху культурной всеядности позволяет жонглировать историческими цитатами, обостряя их изначальный смысл в формате ремейка.

8.jpg

Социальный люфт. 140Х95 см., х.м., 2020 г.

В картине «Социальный люфт» в пустыне, замощенной камнями, изображены знаменитые пепелацы из фильма Данелии «Кин-дза-дза». Художник точно цитирует фантастические летательные аппараты цилиндрической формы с посаженной сверху на ось перекладиной. Их всего три в пространстве мостовой.
Вдали – символ имперской России с двуглавым орлом, на среднем плане – пепелац страны Советов и, наконец, первый план – образ современной России с приметами времени на обшивке – от знака Макдональдса до скрипичного смычка, в отверстии люка.

Фигура опустошенного героя в другом автопортрете – «Возвращение Европы», посвященном памяти второго брака, не случайно возникает в атмосфере выжженной пустыни, засыпавшей песком фарфоровый профиль спящей красавицы с алым обнаженным сердцем на груди (на самом деле, эта деталь является символом виноградной улитки с мешочком любовных стрел для совокупления). Белый череп быка под мышкой отсылает к лире Леонардо, сконструированной из черепа лошади (деталь в качестве метафоры еще не раз возникнет в работах мастера, например, «Портрете артиста Сорокина», играющего на белом черепе вместо скрипки). Эта картина успешно прозвучала на международной выставке «Ремейк» эхом желтых пустынь Дали, преобразив классический профиль Гала, так и оставшись неразгаданной.

Выражение смыслов усиливает сглаженная фактура, точное перспективное построение, тонкое наложение слоев краски, коллажность в сопоставлении предметов и явлений. Виртуозный живописный язык ведет зрителя от абсурда сюрреализма к железной логике исторических смыслов. Таков публицистически зарстренный феномен картины «Обратный отсчет» с точно прописанными конструкциями демонтажа ключевого объекта Байконура и лежащего под ним монумента Дзержинскому.

3.jpg

Панацея I. 70х70 см., х.м., 2014 г.

В картине «Панацея I», выбранной Почтой России для издания работы на почтовой марке в серии «Современное искусство России», натюрморт в пейзаже наполнен катарсисом трагедии и любви. Поэтическое осмысление современности глубоко метафорично. Эта вещь сегодня особенно актуальна, хотя и написана в 2014 году. Световая сила снега и красота молчащей, замерзающей скрипки в прекрасном пейзажном образе отразили переживание
художника сегодняшнего дня заключенное в парафразе – «Inter arma silent Musae». Сердце на снегу очерченное смычком, вонзенным в его центр включает неслучайные предметы: песочные часы, скрипку и брошенные вербы – символ весны, исцеления и мира.

Стремление к идеалу всегда живет в душе мастера. От подлинного романтического чувства в великолепном портрете «Вера», до образов картин-обманок «Стрекоза» и «Тадж-Махал», от поисков медиативного совершенства в восточных постановках – до любви к рукописям Леонардо в тончайшем кружеве предметов в натюрморте «Воздух». Поиск смыслов у самого читающего и сомневающегося живописца-неоклассика нашего времени постоянен. И в этом многомерность его открытий и побед.

Искусствовед-эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО,
почетный член РАХ Ирина Гуржиева

11.jpg
Таджмахал. 120х100 см., х.м., 2011 г.

12.jpg
Вера. 50х60 см., х.м., 2007 г.

13.jpg
Воздух. 60х80 см., х.м.,2005 г.

10.jpg
Открытие. 70х70 см., х.м., 2019, г.

9.jpg
Обратный отсчет. 90х90 см., х.м., 2022 г.

7.jpg
Возвращение Европы. 96х96 см., х.м., 2000 г.


пожаловаться

Читайте также:

Человек особенный
18/06/2023
Будем знакомы | Искусствовед
Всегда было интересно узнать, как люди становятся искусствоведами. Расскажите о своём пути в профессию. Ну, мой путь был не совсем классическим: это образование ...
Человек особенный
29/06/2022
Выдающему ученому, профессору, академику РАН Анатолию Каляеву исполняется 100 лет
Он внёсогромный вклад в развитие высшего технического образования, в сферу инженерии и электроники. Был не только прекр...
Человек особенный
02/11/2020 10:35:00
Революционер, поэт и ученый
Кого только нет среди представителей семьи Браиловских-Жаков: биржевики, экспортеры зерна, издатель русского литературно-политического журнала в США, художник (Е. Жак), проф...
Человек особенный
02/04/2020
Герман и Примерыч. История одной дружбы.
- Как началось твоё увлечение музыкой? - Родители были очень музыкальные, в доме всегда звучала музыка. Помимо радиоприёмника, который работал всегда. М...
Человек особенный
15/01/2020
Марк Копшицер. История странного человека
В конце прошлого года в Третьяковке открылась выставка Василия Поленова «Московский дворик» (работает, кстати, до 16 февраля). На выставке среди прочего продае...
Человек особенный
19/11/2019 15:04:00
Татьяна Диброва. Мама счастливчика-миллионера
Мальчики из коммуналки Дом № 122 на улице Журавлева – это общежитие: три этажа комнат, где живут сотрудники ЮФУ. Длинный коридор и общая кухня с...
Текст:
Ирина Гуржиева
24/01/2024
Интересное по теме: