Преподаватель и искусствовед Алла Шкарпетко рассказала о том, как правильно ходить в музеи, как научить ребёнка любить прекрасное и ответила на вопросы о фестивале нового формата, который прошёл в Ростове-на-Дону
Партнер рубрики - лекторий "Маяк"
18/06/2023
Всегда было интересно узнать, как люди становятся искусствоведами. Расскажите о своём пути в профессию.
Ну, мой путь был не совсем классическим: это образование я получила уже в осознанном возрасте — после 30 лет и после того, как родила четверых детей. Конечно, я и раньше любила рассматривать картины, интересовалась личностями художников. Позже этот мой интерес расширился и на другие виды искусства и «переложился» на отношения с детьми. Вместе мы много читали о художниках, вместе рассматривали картины, изучали скульптуру и архитектуру. Испробовав методику преподавания художественной культуры на собственных детях, я получила образование и стала заниматься этим профессионально.
Как убедить взрослого человека начать ходить в музеи, если он был там лишь в детстве и это был не самый лучший опыт?
Таких людей, к сожалению, огромное количество. Я их по-доброму называю “контуженными искусством”.
Очень часто можно наблюдать, как придя в музей люди — и взрослые, и родители с детьми — стремятся объять необъятное. У них есть установка: за раз обойти все залы, рассмотреть каждый объект и прослушать весь материал из аудиогида.
Это неправильно и именно этот подход приводит к тому, что всякое желание возвращаться в музей гибнет на корню.
Если человек не хочет идти в музей именно из-за такого травматичного опыта, то помочь могут только разговоры. Важно донести, что новый опыт точно будет другим: ведь насиловать себя больше не придётся и уйти можно будет в любой момент. Ну и обязательно проговорить, что очень важно дать искусству второй шанс. Ведь искусство это высшая ступень человеческого развития.
А как правильно знакомить детей с искусством, чтобы первый опыт не стал травматичным?
Первое знакомство лучше всего начинать даже не акцентируя внимание ребёнка на том, что находится внутри музея. В Ростове-на-Дону, например, Художественный музей находится в историческом особняке, который сам по себе имеет культурную ценность. Можно прогуляться по Пушкинской, посмотреть на это красивое здание и создать интригу: а что же там внутри, интересно?
А второй поход посвятить только одной картине: попробуйте заинтересовать ребёнка интересной историей, которая поможет ему в эту картину погрузиться.
Как вы относитесь к современному искусству и какие у него перспективы развития?
К современному искусству я отношусь также, как и к любому другому искусству: оно прекрасно и оно должно быть, ведь оно будит в каждом из нас лучшее. Любое искусство это внутреннее проявление человеческой души. Человек и искусство неотделимы, поэтому, конечно же, у современного искусства есть перспективы развития.
Вокруг нас живёт огромное количество прекрасных людей, создающих прекрасные вещи, к тому же сейчас отчётливо прослеживается тенденция к объединениям.
Есть мнение, что современное искусство сложно для понимания. Но при желании во всём можно разобраться.
Расскажите о Вашем фестивале “Поглазеть”. Про что он и для кого он?
Мы с командой давно вынашивали идею создания творческого фестиваля нового формата. И в этом году решили попробовать. 20-21 мая мы собрали в одном месте все самые творческие проекты Ростова-на-Дону, пригласили независимых художников, музыкантов. «Поглазеть» это фестиваль, в первую очередь, про объединение всех, кто хоть как-то соприкасается с искусством.
Какую пользу получили обычные ростовчане, посетившие Ваш фестиваль?
У нас можно было интересно провести время на свежем воздухе, послушать хорошую музыку и поесть вкусную еду.
А ещё познакомиться с людьми, которые творят в нашем городе, создают его облик. У нас были инсталляции от создателей театра «Муха», мастер-классы, игровые зоны и пространство, где любой мог творить в моменте. Это были два дня полного погружения в творчество. И, надеюсь, “Поглазеть” станет ежегодной историей
Партнер рубрики - лекторий "Маяк" - встречи сообщества ценителей интеллектуального отдыха: лекции по культуре и науке, экскурсии, клуб ценителей искусств, литературный клуб.
Хотела б я так — писать писульки о хороших людях при их жизни.
За Сашей хотелось неотступно ходить с блокнотом, диктофоном, ручкой, камерой, бокалом. Он опутан, окутан прекрасными мгн...
Коля-отец
В преддверии юбилея своего отца его дочь Лина Константинова поделилась с «Кто главным» своими воспоминаниями.
- «Отец — гениальный художник» – название для доклада...
Сергей Зацаренский
Начал я очень давно, еще в 1984 году. Я учился в художественной школе и попал в отделение керамики. Преподавателем был Олег Петрович Луговой — корифей ростовс...
- Как началось твоё увлечение музыкой?
- Родители были очень музыкальные, в доме всегда звучала музыка. Помимо радиоприёмника, который работал всегда. М...