Будем знакомы | Анастасия Балака

Молодая артистка Музыкального театра рассказала «Маяку» о том, почему она предпочла театральную сцену, а не карьеру в кино, а ещё поделилась своими достижениями и сложностями профессии.
Партнер рубрики - лекторий "Маяк"
Текст:
Аревик Сафарян
Фото:
Катерины Николаевой и Марины Михайловой
19/08/2023

Расскажите, пожалуйста, что послужило толчком к вашему решению стать артисткой?
Я занималась музыкой с самого детства и сразу было понятно, что дальше я пойду по этому пути — буду петь.
На третьем курсе музыкального училища я участвовала в постановке спектакля. С нами работал Игорь Ушаков, режиссёр Большого театра. И вот именно тогда я впервые увидела и поняла, как работают певцы именно в музыкальном театре — не просто поют стоя у рояля, как я привыкла, а ещё и играют на сцене, простраивают роли и делают множество других вещей.
Игорь Геннадьевич работал с нами, студентами, как с настоящими взрослыми артистами — очень основательно и требовательно. Во время одной из репетиций он отметил, что у меня есть хорошая черта для актрисы — органичность. Но добавил, что я не умею держать точку и вообще мне просто жутко не хватает уверенности в себе. Несмотря на это, именно в тот момент я для себя решила, что хочу быть артисткой музыкального театра. Для того спектакля я репетировала главную роль, но на сцену с этой ролью так и не вышла. Но после этого проекта я поняла, что не хочу поступать в консерваторию, а хочу в ГИТИС.

Почему театральная сцена, а не кино?
Возможности, связанные с кино, появились, когда я училась в ГИТИСе. Но это совершенно другая специфика. Ведь театр это момент. Никто не остановит тебя посреди спектакля и не попросит повернуться по-другому или вообще всё переиграть. Ты просто погружаешься в процесс и какое-то время живёшь в нём. Мне такой формат работы намного ближе.
А у вашей профессии, на ваш взгляд, есть какие-то существенные минусы?
Когда в театре большая нагрузка, в некоторые моменты бывает сложно собраться и эмоционально включиться в роль. Но это не минус, а скорее, специфика. В такие моменты меня сильно выручает школа — знания, как вести себя на сцене и что делать. И, конечно, сильно помогает отклик зрителей — когда зал не «пустой», это невероятно заряжает. Ещё артистам музыкального жанра необходимо постоянно беречь себя, свой голос, без которого невозможно участие в спектакле. На связки ведь может повлиять что угодно, даже банальный переизбыток острой пищи. Приходится постоянно об этом помнить.
А ещё у нас очень плотный и весьма непредсказуемый график работы. В неделю всего один выходной — понедельник. В остальные дни нужно быть всегда наготове: расписание репетиций мы узнаём только накануне. Например, своё расписание на завтра я узнаю только сегодня днём. Так что при всей «лёгкости» профессии артисты музыкального театра действительно много работают.
Вы произнесли фразу «пустой зал». Что это значит? И как зрителю вести себя, чтобы показать свою, скажем так, «непустоту?»
Бывает так, что мы играем, например, комедийный спектакль. В тех местах, где было особенно смешно, зрители обычно смеются и аплодируют — для этого даже предусмотрены специальные паузы. И иногда во время этих пауз бывает пусто — вроде бы артисты на сцене делают всё то же самое, что и всегда, а зритель не реагирует. В такие моменты начинает казаться, что, раз нет реакции, то ты, наверное, сделал что-то не так.
Но, опять же, тут нет никакой строгой формулы, как должен вести себя зритель. Иногда кажется, будто в процессе зал вообще не вовлечён, а в конце спектакля зрители очень громко аплодируют и долго не отпускают нас со сцены. Просто сложилось так, что зал попался внимательный и интеллигентный, такие зрители не реагируют на какие-то вещи в паузах. Зрительные залы ведь бывают очень разные: например, зал, полный школьников, ведёт себя совсем иначе, чем зал с театралами, которые видели спектакль много раз и знают всех актёров. Люди ведут себя так, как они чувствуют. И по-другому, наверное, не получится.
Расскажите о ваших жизненных достижениях, которые вы считаете значимыми. Сможете перечислить три?
Это, конечно, поступление в ГИТИС. Для меня было принципиально учиться на бюджете, чтобы считать себя талантливой. Я поступала целых три года! Но в итоге поступила и закончила с красным дипломом, и в этот же год поступила в театр. Я горжусь собой, что не сдалась и не отказалась от своей мечты.
Второе и не менее значимое — это то, что за роль Ассоль в спектакле «Алые паруса» я получила премию за лучшую женскую роль от Союза театральных деятелей Ростовской области. Для меня это правда важно: я ведь молодая солистка, а меня отметила целая область. Это очень приятно. Ну и третье достижение уже более личное — я стала спокойнее относиться ко многим вещам, появилось больше спокойствия и принятия. Наверное, я просто стала взрослее, в том числе и ментально.
photo1691154720.jpeg
Приходилось ли вам играть роли, которые были не по душе?
Наверное, мне очень повезло, но пока у меня не было ролей, которые бы мне не нравились. Все мои роли очень интересные. Но в театрах, к сожалению, часто бывает так, что актёр не всегда понимает, что и как ему нужно играть. И дело не в том, что роль пришлась не по душе. Это может быть банальное несовпадение с режиссёром в плане видения персонажа. И у меня тоже бывали роли, которые давались тяжелее других — просто потому, что идёт внутреннее сопротивление. Когда ты не понимаешь, что нужно делать на сцене, кто ты, чего от тебя хотят и о чём ты поёшь, это стресс. В такие моменты бывает по-настоящему сложно.
А у вас есть любимые спектакли?
В нашем театре для меня очень дорог мюзикл «Алые паруса». Для меня этот спектакль очень важен ещё и потому, что это был мой первый спектакль в качестве солистки театра. И роль Ассоль была мне изначально очень близка. Не могу сказать, что я понимаю героиню, но она мне нравится. И спектакль тоже. Важно отметить, что наша постановка очень сильно отличается от повести Грина: наш спектакль достаточно мрачный, у персонажей много боли. Но это интересно и однозначно это стоит посмотреть.
Как вы думаете, с какого спектакля зрителю стоит начинать знакомство именно с музыкальным театром?
Я всем советую сходить на оперетту «Сильва». Это живой, яркий спектакль-праздник с множеством смешных моментов. Он идеально подойдёт тем, кто пока ещё не готов к опере, но хочет посмотреть что-то более классическое. В оперетте и говорят, и поют, а декорации и костюмы очень красочные. В Ростове-на-Дону в этом спектакле участвует ещё и балет, что добавляет постановке особую эстетику.
Если хочется сводить в театр кого-то из более старшего поколения, то я бы посоветовала советскую оперетту «Белая акация» — о девушке, которая мечтает стать моряком. Здесь переплетаются и ни с чем несравнимая атмосфера советской Одессы, и настоящая, чистая и честная любовь, и красивейшая музыка Дунаевского.
Не могу не посоветовать и наши классические спектакли. Конечно, они больше подойдут тем, кто готов идти на оперу. Это «Пиковая дама» и премьерный спектакль «Царская невеста» — я очень надеюсь, что его номинируют на премию «Золотая маска» — он действительно этого достоин. И, конечно, наш хит, который мы везде возим — опера «Турандот». Это очень технологичная, современная постановка, сделанная в стиле компьютерной игры. Сложно описать словами эту атмосферу «кибер-Китая». И даже если вы не понимаете, о чём поют артисты, можно просто смотреть на красивую картинку. Это на самом деле необычно, чарующе и интересно.
Часто ли вы гастролируете с театром?
Именно с театром я пока не гастролировала, потому что это был мой первый сезон. Но наши артисты часто ездят не только по Ростовской области, но и в лучшие театры России. Например, в сентябре прошлого года наш театр показывал балет «Золушка» и оперу «Турандот» зрителям Мариинки. А оркестр и солисты принимали участие в гастролях по Европе. В этом сезоне мы поедем на гастроли в Большой театра Беларуси, а летом — в Большой театр в Москве. И, конечно, в планах гастрольные концерты и спектакли в Ростовской области. Мне кажется, это очень здорово, что у театра есть такие выезды — таким образом у зрителей появляется возможность увидеть наши яркие постановки.
А ещё у меня есть проекты, которые не связаны с музыкальным театром, в них меня приглашают как артистку. В прошлом сезоне я участвовала в премьере оперы «Макс и Волчок» на сцене концертного зала «Зарядье» в Москве. Это было сложно, но очень увлекательно.
Расскажите о вашей жизни вне театра. Может быть у вас есть какие-то хобби, увлечения?
Наверное, моё главное хобби это всё таки моя работа. Ведь как ни крути, театр это своего рода игра, где можно и подурачиться, и побыть кем угодно. Вне театра увлечения есть, конечно, но я не могу сказать, что это что-то глубокое и экспертное. Я люблю читать, путешествовать. Сейчас вместе с коллегой хожу на занятия по степу. И очень надеюсь, что получится найти время для занятий танго или, может быть, фламенко.
Ещё я очень люблю раскрашивать картины по номерам: это для меня своего рода медитация.
Есть ли в Ростове-на-Дону места, которые Вас вдохновляют и места, которые, наоборот, заставляют расстраиваться?
Вообще мне очень нравится Ростов. Я живу в центре и люблю Пушкинскую улицу — тут я обычно гуляю по утрам и вечером, когда возвращаюсь с работы. Мне нравятся эти огоньки, множество деревьев. А расстраивает то, что в городе много разрушенных зданий. Но, наверное, это какая-то неотъемлемая часть Ростова, его код.
Расскажите, пожалуйста, что чувствуют артисты, когда видят и слышат аплодирующий зал?
Не секрет, что все артисты без исключения любят внимание. И аплодисменты для нас это подтверждение того, что нас любят, принимают и восхищаются. На сцене мы очень сильно выкладываемся, отдаём колоссальное количество энергии. Из-за этого в конце спектакля ощущаешь эмоциональное опустошение. А когда из зала идёт шквал аплодисментов, то возникает чувство, будто зрители не только возвращают обратно то, что ты им отдал, а ещё и дают что-то своё. Волна энергетики, которая идёт из зала, подтверждает, что, во-первых, всё, что ты делаешь, не зря. А во вторых доказывает, что ты действительно делаешь что-то важное и ценное, несмотря на то, что мы, артисты, не отдаём зрителю ничего в физическом плане, как, например, ремесленники, художники или скульпторы.
В Ростове очень хорошая публика. Я выступала на московских площадках — вот там зрители куда более сдержанные. А ростовские зрители всегда встречают артистов очень тепло. я бы даже сказала — жарко!


Лого лекторий Маяк.jpg

Партнер рубрики - лекторий "Маяк" - встречи сообщества ценителей интеллектуального отдыха: лекции по культуре и науке, экскурсии, клуб ценителей искусств, литературный клуб.


пожаловаться

Читайте также:

Человек особенный
30/09/2023
Будем знакомы | балерина
Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в балет: это была детская мечта или, как это часто бывает, наставление родителей? В моём случае это было, скорее всего, стечени...
Человек особенный
20/07/2023
Будем знакомы | Основатель галереи
Расскажите, кто вы по профессии и насколько вы публичный человек? Я биолог, окончила Ростовский государственный университет и аспирантуру в Москве. По этой...
Человек особенный
12/12/2020
Катерина Семенько: «Теперь красота — это все что угодно»
- Как художница из Батайска оказалась в Чикаго? - Мы долго жили с мужем и ребенком в Ванкувере в Канаде. К нашему удивлению, в Ванкувере п...
Человек особенный
03/03/2020 11:48:00
Дидюля. Музыка за гранью слов
Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в музыкальной индустрии? Мир меняется, и музыкальная индустрия в том числе. Глобальная цифровизация. Любую информацию сейчас...
Человек особенный
02/03/2020 17:29:00
Николай Цискаридзе: «Пришло время ординарных людей»
Звезда элитной школы. Я уже в школьные годы был ребенком с выдающимися способностями. В моей школе чуть постарше училась Таня Андропова — внучка...
Человек особенный
25/09/2019
На все ради радио.
Марлон Брандо, Присцилла Пресли, Билл Клинтон, Аугусто Пиночет, Федор Конюхов, космонавт Виктор Усачев. Что между ними общего? Все они — радиолюбители. Есть такие люди. И в эпо...
Текст:
Аревик Сафарян
Фото:
Катерины Николаевой и Марины Михайловой
19/08/2023
Интересное по теме: