Большинство его работ были посвящены природе и людям донского края. Это «Степь донская», «Вербы у Дона», «Тихий Дон», «Донские рыбаки». Особенно хороша картина «Донская земля» - с казачьими куренями у реки и бескрайним полем подсолнухов. Подсолнух – любимый цветок художника, его талисман и визитная карточка. Подсолнухов у него великое множество, но не найти двух одинаковых.
Еще одна страсть художника – это кони.
Он не пишет сказочных коней с буйно развивающимися шелковыми хвостами и гривами, с паром из широких ноздрей и искрами из под мощных копыт.
Его кони живые, настоящие, «правдивые» до последней складки на крупе, до натужной, кровавой сеточки в шальном глазу. Иногда его кони документально точны, как на «персональных портретах» этих благородных животных «Чистокровный жеребец Гликоген», «Арабский жеребец Насим», «Укрючная лошадь Кортик». Много живописных полотен, где кони - основная часть композиции. Это «Праздник в станице Старочеркасской», «Край ты мой Донской», «Зарождение Первой конной», «На пути к Царицыну», триптих «Донское казачество», «Донской атаман М.И.Платов» и многие другие.
Борис Тихонович Спорыхин окончил ростовское художественное училище имени Грекова и московский художественный институт имени Сурикова.
В пору учебы в Москве молодой художник часто посещал московские музеи. Особенно любил бывать в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и в Музее коневодства при Тимирязевской академии. С этим музеем связана интересная история в его жизни и творчестве.
На летнюю практику после окончания третьего курса, студенты мастерской профессора Покаржевского, в которой учился Спорыхин, выехали в Ставропольский край на Терский конный завод. Известный русский художник Петр Дмитриевич Покаржевский сам был великим знатоком и любителем лошадей. Его картины уже тогда находились в фондах Музея коневодства. Полтора месяца провели студенты в знаменитом Пятигорье, в живописной котловине у подножия гор Бештау и Змейки, где расположен старейший в России Терский конный завод. Результатом этой практики стала картина «Выгул жеребят и подсосных маток». Потом была ежегодная осенняя выставка студенческих работ. Из всех выставленных работ, Музей коневодства приобрел только две, картину Бориса Спорыхина и картину Таира Салахова «Арабский жеребец Негатив».
Искусствоведы музея тогда не ошиблись в выборе авторов. Спорыхин теперь Народный художник России, а Салахов – Народный художник Азербайджана, Народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств. Их студенческие работы, как равные среди равных, висят на стенах Музея коневодства, рядом с работами знаменитых художников Серова, Поленова, Сверчкова, Клодта, Соколова, Лансере и их любимого педагога Покаржевского.
Для своей дипломной работы – картины «На пути к Царицыну» Спорыхин так же выбрал сюжет, где герои и люди, и кони. Он взял направление на Буденовский конный завод в Ростовской области и в течение месяца вдохновенно писал с натуры прекрасных донских скакунов. Им было написано более пятидесяти карандашных набросков, рисунков и этюдов маслом. Получилось внушительное эпическое полотно размером два на три метра. Поражает, с какой ювелирной точностью выписаны мельчайшие детали даже на самом заднем плане картины.
За свою дипломную работу молодой художник получил оценку «отлично».
Работы Бориса Спорыхина в московском музее коневодства
Отказавшись от престижного распределения в Сочи, он вернулся в Ростов. Его творческой мастерской стала станица Старочеркасская, где написаны лучшие его полотна. По-прежнему на многих его картинах так любимые им кони. Горячий светло-серый красавец-дончак на картине «Донской атаман М.И.Платов», и придающая необыкновенный колорит, усталая лошаденка на картине «Март». Совсем не лишние конные всадники на эпическом, портретном полотне «Донские атаманы», и разномастный и разновозрастный табун на картине «Край ты мой донской».
Табунов в степи в окрестностях Старочеркасской сейчас нет. Да и сама степь изменилась под натиском «цивилизации». Но как говорит художник: « Иногда я иду на этюды на берег Дона, и если вдруг мне встречается даже небольшой табунок, из трех-пяти лошадей, я изменяю свой маршрут и иду за ними, как завороженный!»
В этом году художник Спорыхин передал Музею коневодства еще одну работу «Арабский жеребец Насим» и несколько каталогов своих работ.
Рассматривая каталоги, зам. директора музея И.И.Бондаренко сказала: «Все сотрудники музея в восторге от работ Бориса Спорыхина. Многие из них непосредственно нашей тематики, и все они, несомненно, музейного уровня. Мы очень рады, что вновь наши пути пересеклись и благодарны Борису Тихоновичу за его подарок. Просто глаза разбегаются, какую бы еще выбрать картину для нашего фонда». С большой радостью в музее узнали, что художник решил написать для них копию картины «Конный праздник в станице Старочеркасской».
Я спросила у Бориса Тихоновича, как он ощущает себя в звании «Народного художника Российской Федерации»? Он ответил так:
«Наверное, я всегда был народным. Ведь я писал народ, людей, личности. И природу нашу, донскую, где этот народ живет, а не заморскую какую-нибудь и не выдуманную. А звание.. ну что ж, приятно, признание всегда приятно. Только мое творчество от этого не зависит. Я буду продолжать работать, жаль только, что прав оказался великий Рембрандт, говоря о художниках: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего упражнения, но жизнь коротка для правильного воплощения всего этого».
Натуре Спорыхина совершенно чуждо тщеславие. Он просил убрать из эссе слова «вдохновенный певец». «Я художник, а не певец» - сказал он. Но мне кажется, что эти слова здесь совсем не лишние. Какими другими словами можно отблагодарить мастера, за то, что он всю свою творческую жизнь вдохновенно воспевает наш донской край?!
"Март. Старый Ростов", 57х70, 1958г. ФОТО: МСИИД