Дидюля. Музыка за гранью слов

Музыкант рассказал «Главному» о том, почему его концерты проходят без слов, из-за чего пострадал человек интеллектуального труда и как работает профессиональное сито.
Кто такой.

Советский и белорусский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер, лидер группы «ДиДюЛя». Исполняет фолк-музыку и музыку в жанре фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж. Дидюля – автор более 250 инструментальных композиций. На сцене вместе с Дидюлей в концертном действе принимают участие барабанщики-перкуссионисты (Михаил Дранберг и Андрей Атабеков), клавишник (Хайбула Магомедов), бас-гитарист (Филипп Бородин) и духовая группа (Валерий Складанный и Рамиль Муликов), а с недавних пор к коллективу присоединился струнный квартет. Группа «ДиДюЛя» — пожалуй, самый гастролирующий инструментальный коллектив России (120 концертов в год).

Текст:
Дарья Терехина
Фото:
архив героя публикации
03/03/2020 11:48:00

Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в музыкальной индустрии?
Мир меняется, и музыкальная индустрия в том числе. Глобальная цифровизация. Любую информацию сейчас очень легко получить благодаря интернету, он дает мгновенный доступ к творчеству других людей, а общество меньше ценит то, что ему дается без усилий. Музыка, которую слушают в наушниках, обесценилась, а вот музыка как концертное живое явление, в которое вовлечено большое количество людей, где от сердца к сердцу передается мессендж, остается такой же важной и мощно воздействующей на слушателя. Здорово, что концерты неизменно обладают своим магнетизмом — в них истина. Умение играть на живых инструментах, умение держать зал, знать свою аудиторию — это главные качества для больших артистов. Как правило, такие считаются непотопляемыми.
Музыка стала гораздо дешевле стоить, а иногда не стоить и рубля. Естественно, это отразилось на индустрии — музыканты, творцы стали меньше зарабатывать. Из индустрии ушли деньги — большие, солидные деньги, они ушли. И это большой удар по авторам, человек интеллектуального труда пострадал. Сейчас на музыке зарабатывает кто угодно, только не сам музыкант, к сожалению. Сервисы, агрегаторы, продающие музыку, продюсеры... Это очень большая проблема индустрии. Конечно, со временем она станет мельче, но сейчас переходный период, и он определенно непростой. Что я могу сказать? Нужно держаться. Авторы, композиторы, сильные, яркие, творческие личности, которые не могут без музыки, они в ней остаются. Те, кто могут без музыки, уходят из нее в другие сферы. В общем, жесткое профессиональное сито, которое надо пережить и продолжать заниматься тем делом, которое ты любишь. Это касается не только российской музыкальной индустрии, но и в целом мировой.
Какую музыку вы предпочитаете?
Я люблю гармоничную музыку, не очень замысловатую, не очень сложную, простую и доступную. Мне очень нравится, когда она построена на таких базовых основах, как фолк и мелодизм с качественными аранжировкой и сведением. Сложная, заумная, философская музыка — это не мое. Я могу ее послушать, понять, разобрать по косточкам, но в целом я такое не коллекционирую. Мой плейлист состоит из приятной музыки, которая уравновешенно и сбалансировано сделана — очень качественно по технической и по мелодической составляющей. Мне, прежде всего, нравятся западные образцы; энигматика — вся, любая, разная; нью-эйдж; фолк; нью-фолк; этно; фолк-этно.
На кого вы ориентируетесь в музыке сейчас?
В последнее время я стал больше слушать академической классической музыки, современной академической музыки. Мне нравится оркестровая симфоническая музыка, музыка, в которой объединяются симфонизм и современное звучание. Именно в этом направлении я и сам сейчас работаю, соединяю фольклорные, этнические, народные мотивы с симфоническим звуком. Когда легкая, красивая, простая мелодия аранжирована хорошим, академическим, симфоническим звуком, получается волшебное сочетание. Такой, может быть, саундтрек сегодняшнего дня, немножко кинематографичный. Такое направление мне больше всего нравится, потому что оно очень близко мне.
Моя группа сейчас существует в расширенном составе — есть и медные духовые, струнные и всевозможные другие инструменты. Но когда я играю с большим симфоническим оркестром, наши концерты обретают то истинное качество, настоящее, красивое, масштабное, очень волшебное и сказочное. Я могу много говорить о музыке, хотя она и находится за гранью слов.
А какие ориентиры у вас были, когда вы только начали свой музыкальный путь?
В разные периоды я увлекался разной музыкой. В юношестве это был рок, потом новая волна, затем электронная и экспериментальная музыка. Самое интересное, что диапазон приемлемости у меня и по сей день очень широкий. Мне до сих пор нравится электронная клубная музыка, джазовая, народная и, конечно же, академическая. Вкусы меняются, но я всегда помню те ощущения, юношеские, когда я сталкивался с новым музыкальным направлением или коллективом.
Я не только музыкант, гитарист, исполнитель и композитор, я еще в какой-то степени аранжировщик, саунд-продюсер и аудиодизайнер, и мне очень интересны эксперименты в этих областях. Такое общее культурологическое любопытство у меня к музыке было всегда, и оно многогранно.
Почему со временем меняются вкусы?
Меняется слуховой опыт. Понимаешь, что тебе хочется открывать для себя что-то новое. Так я и пришел к большой академической, симфонической, классической, традиционной, старинной музыке. Когда-то она казалась мне не совсем любопытной — я слушал, но не углублялся в нее, а сейчас очень люблю оркестровые аранжировки. Симфонизм — то, чем я в последнее время живу.
Кого из молодых артистов вы можете выделить?
Мне не хотелось бы в рамках сегодняшнего интервью называть чьи-либо имена, потому что их много, и они постоянно меняются. В любом случае хочу сказать, что слежу за современной музыкой и новым звуком. Искусство ремикса меня тоже интересует. Недавно я объявил конкурс каверов на свое творчество, чтобы послушать, как молодые исполнители чувствуют нашу музыку. Сейчас на основе этих произведений мы создаем уникальную пластинку, а потом будет большой концерт, который перерастет в фестиваль инструментальной музыки.
Мир меняется, меняется музыка и подход к ней — тоже, а я стараюсь держать руку на пульсе.
В одном из интервью вы сказали: «Я даже в сборных концертах-солянках на телевидении не участвую, несмотря на то, что уважаю молодых артистов. У меня есть свое мировоззрение, свой взгляд на жизнь». В чем заключается это мировоззрение?
Прежде всего, я занимаюсь инструментальной музыкой — музыкой, в которой не нужны слова. Ты можешь передать большой, интересный рассказ за счет звуков, мелодии, аранжировки.
В общем-то, на наших концертах никогда не звучат слова. Мы молча выходим и начинаем шаманить, уводить зрителей и слушателей в иные миры. Музыка — это универсальный язык, благодаря которому у человека рождаются свои образы в голове, которые могут быть совершенно разными, противоположными. Эта свобода воображения, которая присутствует на концертах, для меня и ценна.
Я со своим инструментальным подходом не вижу себя в общем списке артистов, которые занимаются популярной музыкой. У меня свой путь, своя стилистика, свой взгляд на звуки и мелодии, свой зритель, которого я очень люблю, ценю и уважаю.
Для меня музыка — это волшебство, тайна, большая сказочная удивительная страна, в которой я нахожусь со своими слушателями.
Ваш слушатель — кто он? Изменился ли он со временем?
Ну конечно, он растет вместе со мной, с нашими альбомами. Меняется, взрослеет и мудреет. Нас слушают разные люди, молодые и пожилые, даже дети. Они разного социального статуса и мировоззрения.
У нас концерт емкий, многогранный, многослойный, с большим количеством звуковых планов. Он сплетен из многих тонкостей, нюансов. Я рад, что у нас получилось создать уникальную атмосферу, волшебную и по-настоящему загадочную. Точно такой же у нас зритель. Удивительный, яркий и открытый.

Главное в творчестве.
Детская непосредственность, любознательность. Творчество парадоксально.

Главная встреча жизни.
Встреча с самой жизнью. Нам всем повезло, что мы живем и можем чувствовать.
А если говорить о чем-то конкретном, то, наверное, отмечу встречи с Сергеем Кулишенко (оператор фильма «Перевозчик» (2014). — «Главный), Иосифом Пригожиным (российский музыкальный продюсер. — «Главный») и моей женой Евгенией.
Много разных удивительных встреч, и они все главные... На моем официальном сайте есть раздел «Благодарю» — там список людей, которым я говорю большое спасибо за то, что в той или иной мере они мне помогли в разных ситуациях.

Главное, ради чего стоит жить.
Ради самой жизни. Чтобы радоваться, удивляться, не терять интерес, получать удовольствие от того, что вокруг происходит, ценить каждый момент, ведь в рамках космического масштаба наша жизнь — всего лишь миг.

Главная черта характера.
Рассудительность, вдумчивость и мечтательность.

Главный недостаток.
Порой бываю нетерпелив. Возможно, чересчур добр. Может, местами нужно быть жестче и агрессивнее. Мне так кажется.

Главное достоинство.
Не готов себя восхвалять.

Главное приобретение.
Гитара из Испании. Очень знаковое приобретение, историческое, мощное, достаточно судьбоносное.

Главная мечта детства.
Выйти на сцену. Я исполнил ее и теперь могу говорить с публикой, рассказывать им истории без слов, в каком-то смысле быть медиумом, через музыку передавать тонкие материи, которые, как я уже говорил раньше, находятся за гранью слов.

Главная надежда на старость.
Не хочется заглядывать в будущее. Я живу сегодняшним днем, и этого вполне достаточно, чтобы быть.

Главная книга.
Их много. В свое время мне нравилась книга «Агни-йога» (авторы — Николай и Елена Рерих. — «Главный»), затем «Маленький принц», потом «Дзен-гитара» (автор — Филип Тосио Судо. — «Главный»). Я люблю книжки, в которых есть некая философия жизни, путь к мечте и ответы на вопросы, которые меня всегда интересовали.

Главный учитель.
Сама жизнь — удивительный учитель. Она обладает потрясающим чувством юмора и добротой. Жизни нужно радоваться и стараться найти луч солнца даже в самом пасмурном дне.

Главный город вашей жизни.
Конечно же, это город Гродно, в котором я родился, где прошло мое детство и были созданы первые композиции. Очень красивый, культурный, творческий город. Мне в него очень трепетно возвращаться вновь и вновь.

Главное, что вас сейчас беспокоит.
Я хочу сказать нашим читателям, нашим слушателям, людям, которые интересуются моим творчеством... Что бы нас ни беспокоило, какие бы ни были у нас печали, в любом случае нужно посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться и просто начать что-нибудь делать, запустить во внешний мир энергию, чтобы она к нам вернулась во сто крат позитивно и мажорно.

пожаловаться

Читайте также:

Человек особенный
25/03/2020 18:08:00
«Одной женщины не бывает в жизни настоящего сеньора»
Интервью записано в рамках проекта «Вечера со звездами» в ресторане Pinot Noir. Часто задаваемые вопросы. «Мих...
Человек особенный
19/03/2020 11:17:00
«Мы есть что-то незнакомое, но хорошее»
Браин – ирландец, он не говорит по-русски, но немного понимает. Его жена, коренная ростовчанка Лена, отзывается о нем тепло, говорит, что он чистый ангел с е...
Человек особенный
02/03/2020 17:29:00
Николай Цискаридзе: «Пришло время ординарных людей»
Звезда элитной школы. Я уже в школьные годы был ребенком с выдающимися способностями. В моей школе чуть постарше училась Таня Андропова — внучка...
Человек особенный
09/12/2019 11:16:00
Евгения Еловикова: "На сегодняшний день у меня одна из лучших коллекций японских кукол в России"
Кто такая Евгения Еловикова - член Международной федерации художников ЮНЕСКО, член ТСХР, ...
Человек особенный
11/10/2019 10:14:00
«Поэты сами разберутся между собой».
Справедливости ради, хочу откликнуться на интервью Игоря Бондаревского в журнале «Кто главный». Хочу уточнить то, что сказал Игорь и рассказать о своё...
Человек особенный
Голубятня
Голубятня все-таки неточно сказано. Это филиал Эдема, зажатый между домов. Здесь растет финиковое дерево, стремятся в небо банан и бамбук, выглядывают из клумб магнолия и лавр, растянулис...