«Есть только смысл, и больше ничего».

126 лет назад в Новочеркасске родился всемирно известный философ Алексей Федорович Лосев (1893–1988). 15 лет назад в Москве открылась библиотека-музей его имени. Филолог Елена Тахо-Годи обсудила с «Главным» научную биографию великого мыслителя.
КТО ТАКАЯ.
Елена Аркадьевна Тахо-Годи родилась в 1967 г. во Владикавказе. Выросла в родовом доме своего прадеда, казачьего писателя Петра Семенова. Племянница ученицы и наследницы А.Ф. Лосева — Азы Алибековны Тахо-Годи. Доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник ИМЛИ имени А.М. Горького РАН, заведующая научным отделом Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», председатель Лосевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН.
Текст:
Никиты Жукова
Фото:
Предоставлено библиотекой "Дом А.Ф. Лосева"
02/10/2019 10:22:00

— Алексей Лосев родился в Новочеркасске. Насколько сильно малая родина повлияла на становление философа?
Для Алексея Федоровича воспоминания о юности в Новочеркасске были до конца жизни одними из самых дорогих. Здесь он приобщился к самому важному — к родной земле и вере. Ведь Лосев по отцовской линии — потомственный казак, чьи предки проливали кровь за отечество, а по материнской — из духовной семьи: его прадед Григорий Поляков был диаконом, дед — Алексей Поляков — настоятелем новочеркасского храма Михаила Архангела (теперь перед этим храмом заботами его настоятеля протоиерея Олега Добринского стоит памятник Алексею Федоровичу, а в самом храме открыта экспозиция его памяти), дядюшка — Стефан Власов — настоятелем церкви в станице Каменская. Углублению духовных исканий юноши очень способствовала и новочеркасская гимназия с домовой церковью в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия просветителей славянских. Об этой церкви Лосев вспомнит накануне смерти в слове к тысячелетию крещения Руси «Реальность общего». Гимназический учитель Закона Божия отец Василий Чернявский, погибший мучеником (расстрелян в 1937 году), приобщал учеников не только к вере: благодаря ему у Лосева возник интерес к психологии и философии. Да и другие учителя этому способствовали — и преподававший русскую литературу директор Ф.К. Фролов, и учитель древних языков И.А. Микш. Недаром, впервые попав в 1911 году в Москве на заседание Религиозно-философского общества, где собирался цвет русской мысли Серебряного века, молодой человек с удивлением обнаружил, что там обсуждаются те же проблемы, которые волновали его в родном доме на Михайловской улице, где он впервые открыл тома Платона и Вл. Соловьева.

Кстати, в прошлом году в честь 125-летнего юбилея философа в Новочеркасском музее Донского казачества открылась выставка «Источник живой мысли». До недавнего времени в фондах музея было только два предмета, связанных с Лосевым, — фотография и книга с его автографом. В октябре 2018 года Аза Алибековна Тахо-Годи подарила музею 14 предметов, отражающих жизнь и деятельность философа в периоды его жизни, как в Новочеркасске, так и в Москве.
А.Ф.Лосев - выпускник новочеркасской гимназии.jpg
А.Ф.Лосев-выпускник Новочеркасской гимназии. 1911 год.


— Лосева сегодня вполне ответственно называют крупнейшим русским мыслителем, историком философии и эстетики. Что побудило его погрузиться в глубокую древность?
— Окончив новочеркасскую гимназию, юноша колебался, какой выбрать путь: у него был абсолютный музыкальный слух, он прекрасно играл на скрипке, привлекала и математика, но в итоге он поступил сразу на два отделения историко-филологического факультета Московского университета: философии и древних языков. Он понимал, что заниматься философией Платона без знания в совершенстве древнегреческого невозможно. В дальнейшем это решение во многом спасло Лосева: когда в 30-е годы советская власть запретила ему как идеалисту публиковать философские работы и преподавать философию, знание античности помогло ему в буквальном смысле выжить — и как человеку, и как мыслителю. Конечно, обидно, что общественная ситуация не позволила Лосеву выразить всесторонне и целостно собственную философскую систему, но зато мы имеем монументальную «Историю античной эстетки», охватывающую тысячелетие античной культуры.
— Алексей Федорович вырос в атмосфере русского Серебряного века, был лично знаком со многими известными литераторами и философами. Часто ли он вспоминал о тех временах?
— Да, Алексей Федорович был знаком со многими выдающимися людьми начала столетия — с Н. Бердяевым, отцом Сергием Булгаковым, И. Ильиным, Г. Шпетом. Особенно ценил молодого человека и оказывал ему поддержку С.Л. Франк. Отец Павел Флоренский в 1922 году венчал Лосева с его избранницей Валентиной Михайловной Соколовой. Но рассказывать о них Лосев начал лишь в середине 1980-х годов, да и то очень осторожно: ведь все они считались врагами советской власти — кто был выслан из страны в 1922 году, кто — расстрелян. Лосев сам пережил арест и лагерь, так что его осторожность вполне понятна.
— «Диалектика мифа» — так называется книга Алексея Лосева, ставшая причиной его ареста. Почему тема мифа, которая прошла через всю литературу, косвенно или непосредственно, так взволновала советскую цензуру?
— Если бы эта книга рассказывала просто о древних мифах, причем квалифицировала бы миф как обычную сказку, как что-то неправдоподобное, далекое от жизни, а не как огромной силы идею, движущую людьми и историей, то, конечно, Лосев не был бы объявлен классовым врагом и арестован, а его книга не была бы изъята из обращения и практически полностью уничтожена. Во всем мире чудом сохранилось всего пять ее экземпляров из 500 изданных в 1930 году. Кстати, один из этих уникальных экземпляров хранится в Донской публичной библиотеке. А вот в созданной в Москве в честь мыслителя Библиотеке-музее истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», к сожалению, как и в личной библиотеке Алексея Федоровича, ее нет. Всё мечтаем, что кто-нибудь из коллекционеров нам ее подарит.
image007.jpg
Издание 1930 года.

— Часто ли Лосев вспоминал лагерную жизнь? Какой опыт он вынес оттуда?
— Нет, о лагере Алексей Федорович никогда не говорил, хотя забыть такой страшный опыт он, конечно, не мог. В 2005 году была опубликована его лагерная переписка с женой, арестованной вместе с ним по сфабрикованному делу об истинно православной церкви, но попавшей первоначально в лагерь на Алтае. В минувшем году, к 125-летию со дня рождения Алексея Федоровича, в Москве был поставлен спектакль по этой переписке. Она настолько проникновенная и трагическая, что даже актеры не могли справиться с охватившими их эмоциями и ненаигранно плакали на сцене. Что же касается лагерного опыта, то, судя по письмам, Алексей Федорович не считал его полезным: соприкосновение со злом в любых формах опасно для человеческой души. Да и физически лагерь нанес тяжелый урон: именно там Лосев начал терять зрение — сначала на лесоповале, потом в вычислительном отделе Беломорско-Балтийского лагеря.
— Алексей Федорович до конца жизни носил скуфью — свою знаменитую шапочку, в которой он запечатлен практически на каждой фотографии. С чем это связано?
— Как я уже говорила, Алексей Федорович был глубоко верующим человеком. Когда в 1920-е годы начались гонения на церковь, когда кругом воцарился воинственный атеизм, Лосев и его супруга решили принять тайное монашество (явное было уже в 1929 году невозможно — фактически все монастыри к этому времени уже были закрыты). Есть гипотеза, что Михаил Булгаков, создавая образ главного героя в знаменитом романе «Мастер и Маргарита», наделил своего мастера черной шапочкой, памятуя и о судьбе арестованного Лосева.
— Большую роль в его жизни сыграли преданные ему близкие люди, его жена Валентина Михайловна и Аза Алибековна Тахо-Годи...
— Валентина Михайловна — пример удивительной любви и самоотдачи. Восемнадцатилетней девушкой увидев Алексея Федоровича, она сразу же его полюбила и внутренне вскоре выросла в его духовную меру. А ведь быть достойной спутницей и собеседницей великого человека — задача не всякой по плечу. Но она могла на равных говорить с Алексеем Федоровичем и о математике, и об астрономии, и о музыке... Ее заботами и моя тетушка, Аза Алибековна, поступившая в 1944 году в аспирантуру в Московский педагогический институт, где Лосев преподавал греческий язык, пришла к православию и понесла те заботы о слепом Алексее Федоровиче, о которых, умирая в 1954 году, просила ее Валентина Михайловна.
f88b7b8f5ecd91cbaecea7d8f6e813e6.jpg
Алексей Лосев и Аза Алибековна Тахо-Годи

— Каким запомнился Алексей Лосев Вам?
— Алексей Федорович скончался, когда мне шел 21-й год. Поэтому я его очень хорошо помню: всю его высокую фигуру, особый наклон головы, иронические усмешку и интонации. Но, конечно, в то время я до конца не сознавала, с какой личностью свела меня судьба. Хотя уже двухлетней называла его «Гиган(т)». Но чем больше я его читаю и принимаю участие в издании его трудов, тем больше поражаюсь масштабу лосевской мысли.
— Как Вы считаете, решил ли для себя Лосев основной вопрос философии?
— Думаю, что для себя этот вопрос Алексей Федорович решил раз и навсегда еще в середине 1910-х годов, когда в работе «Строение художественного мироощущения», увидевшей свет лишь после его смерти, писал о невозможности существования материи без души, а души — без материи и говорил о своем методе как «религиозном материализме».
— Есть мнение, что философия — удел лишь «пыльных профессоров». Стоит ли человеку неподготовленному читать труды Лосева?
— Вот уж кто бы с этим никогда не согласился, так сам Лосев! Он считал, что нет ничего увлекательнее мысли, что только любовь к мысли дает человеку вечную молодость, что философия не отвлеченная наука, но руководство к реальным поступкам в реальном мире, потому что только понимая, ради чего мы живем, мы можем быть деятельны и сильны. Об этом Алексей Федорович говорил в самой простой и понятной форме в книжечке, написанной в начале 1980-х годов для молодежи, — «Дерзание духа», переизданной в этом году на английском языке в известном издательстве Brill. Прочитать лосевскую лагерную переписку или его собственное авторское краткое изложение многотомной «Истории античной эстетики» в недавно вышедшей книжке «От Гомера до Прокла», как думается, сможет всякий, кто любит читать и интересуется культурой.
2019, 23 сентября 6.jpg
23 сентября 2019 года. Презентация книг А.Ф. Лосева и об А.Ф. Лосеве в Библиотеке
"Дом А.Ф. Лосева".; выступает А.П. Козырев, замдекана философского факультета МГУ ;
 ведет заседание  Е.А. Тахо-Годи.

пожаловаться

Читайте также:

Текст:
Никиты Жукова
Фото:
Предоставлено библиотекой "Дом А.Ф. Лосева"
02/10/2019 10:22:00
Интересное по теме: