Анна Шаповалова: Пока я в Ростове, а в Венгерской опере - приглашенная солистка

По количеству запросов в поисковых системах о ростовчанах Анна Шаповалова сегодня занимает одно их первых мест. Ее фамилия появляется на запросы «сопрано», «музыкальный театр», «опера». Дело в том, что в конце прошлого года Анна стала победительницей телешоу «Большая опера». Девять соперников были ничуть не слабее Анны, но… О том, какие в жизни бывают «но», о жизни в Кагальнике, работе в Ростовском музыкальном театре и пыли звезд «Главный» поговорил с певицей.
Текст:
Светлана Ломакина
Фото:
из архива героини публикации
24/01/2020 16:46:00

— Анна, сегодня на афишах Ростова висит ваш портрет, вы смотрите на прохожих с фасада музыкального театра. Привыкли уже к этому? Не вздрагиваете?
Еще не привыкла, он только неделю назад появился, но не вздрагиваю, приятно, что наш театр ценит своих артистов. И до сих пор, когда вижу, улыбаюсь.
— Как-то изменилось отношение зрителя к вам после победы в «Большой опере»?
Я еще не выходила на сцену с момента возвращения. Но уже были приятные знаки внимания — передавали цветы, одна поклонница подарила мне золотые сережки. Я была очень удивлена, испытала некоторую неловкость. Билеты на два спектакля уже раскуплены, и я думаю, что после них можно будет сказать, изменилось что-то или нет.
— От чего еще испытываете неловкость?
От слова «звезда»: я когда его слышу, хочется куда-то спрятаться. Раньше мне его никто не говорил, теперь иногда слышу. А какая я звезда? Звезды в Большом театре работают, в Ла Скала. Я же начинающая артистка из Ростова-на-Дону.
 

— А родом вы из Кагальника Азовского района...
Да, из самой обычной семьи. Папа занимался предпринимательством, мама тоже, у меня есть брат и сестра. Мы жили как все — хозяйство, курочки, огород. Но папа любил классическую музыку. И когда по каналу «Культура» показывали концерты, мы их слушали. Потом родители заметили, что я хорошо и с удовольствием пою, отвели в музыкальную школу. Я тогда училась уже чуть ли не в пятом классе. И, может, оттого что уже пришла в музыкалку осознанно, я в ней буквально поселилась: о том, что есть уроки в базовой школе, вспоминала поздним вечером, делала их наспех, потому что настоящее удовольствие получала от музыки. Развивалась я в этом направлении очень быстро — не мучилась, не страдала, все шло как-то само. Я стала солисткой хора, начала участвовать в соревнованиях и побеждать.
— Мечтали стать профессиональной певицей?
Нет, никогда! В детстве я хотела быть врачом-педиатром, а потом, когда надо было выбирать, куда идти, собиралась, как и все, — на менеджера или экономиста. Но папа сказал: менеджеров и экономистов сейчас много, давай попробуешь продолжить музыкальное образование. Для женщины — это интересная и благородная профессия. Тем более что мне было куда вернуться — в нашей музыкальной школе меня уже ждали. Так и произошло, на третьем курсе я работала в Кагальнике преподавателем музыки у малышей. Работа несложная, я выступала больше как педагог-воспитатель. И мне это очень нравилось. Но потом все сложилось само собой — на выпускном экзамене меня заметила преподаватель консерватории и посоветовала попробовать поступить к ним. Я не мечтала об этом никогда, пошла из-за того, что от высшего образования зависела моя зарплата в школе. Поступила, начала учиться — опять все давалось мне легко, кроме дороги. Приходилось очень рано вставать, чтобы доехать на занятия, а я сова. Сейчас ложусь в четыре утра, а просыпаюсь в десять. Но сейчас только работа, а тогда и учеба, и музыкальная школа. Мне казалось, что когда все это закончится, я останусь в школе и буду вести спокойную жизнь. Но после консерватории меня пригласили на прослушивание в Музыкальный театр и сразу взяли на роль Татьяны Лариной. Опять все вышло само собой. Хотя знаю, что многие мечтали бы об этом. Мои сокурсники отсылали свои записи, ходили на кастинги. Я ничего этого не делала. И в моей жизни так всегда.
— Наверное, у вас есть завистники? Люди, которых вы обошли на тех же прослушиваниях, да и вообще?
Не без этого. Я сейчас читаю книгу о жизни Марии Каллас, это была не только очень талантливая женщина, но и очень умная. Она говорила: когда у меня не останется врагов, я пойму, что ничего уже не стою. Хотя какие в Ростовском музыкальном театре враги? Что нам тут делить?
— Как вы попали в «Большую оперу»?
Как все — отправила на конкурс видео и прошла отбор. Я участвовала во многих конкурсах, почти во всех проходила первые этапы, а потом уже решала — нужно мне участвовать в них дальше или нет. Малоизвестные, непонятные не брала. А этот конкурс мне очень понравился, я волновалась, потому что так складывались события, что накануне у меня был спектакль. Я играла Жанну Д’Арк — роль очень сложная, она меня буквально выворачивает наизнанку. Поэтому, как я пела на отборочном туре, не помню. Помню лестные слова жюри, и дальше уже колесо закрутилось. На конкурсе было сложно физически — в десять утра начиналась репетиция или съемка, и хорошо если в десять вечера она заканчивалась.
— Но вы как-то настраивались? Яйца пили или, как Монсеррат Кабалье, какую-то специальную диету держите? Брызгаете что-то в горло?
Яйца для голоса я не пила ни разу, в горло брызгаю специальные препараты, только когда лечусь или надо восстановиться. Но это не помогает петь — ты или умеешь это делать, или нет, волшебных снадобий не бывает. А чтобы голос звучал, нужно две вещи — хорошо поесть и хорошо выспаться.
— Что значит «хорошо поесть»? Картошку жареную вечером можете, к примеру?
Все могу. Вчера вечером как раз и ела жареную картошку. Я себе не отказываю пока ни в каких удовольствиях, а когда уже почувствую, что что-то идет не так, буду думать о диетах и здоровье.
— У вас была мощная поддержка зрителей — Музыкальный театр болел за вас, весь Кагальник жил в часы показа конкурса у телевизоров. Это огромная ответственность. Как вы настраивались перед выходом на сцену? Может, амулеты какие-то? Молитвы?
Настраиваюсь я всегда дома. И перед спектаклями, и на конкурсе. Потому что, как только ты переступаешь порог театра, тебе уже некогда думать о таких вещах. Могу прочесть молитву. Но амулетов не ношу. У меня всегда есть момент переключения. Сначала очень страшно, а когда уже вышла на сцену, то все — страха нет, есть желание спеть так, как будто я делаю это в последний раз. И тогда это было очень искренне — потому что я не была уверена, что не уйду на этом этапе. А когда стала победительницей, сразу даже не поверила.
— Вы говорили, что некоторые костюмы на «Большой опере» были не очень удачными.
Они были неудачные с точки зрения совпадения с характером героини. К примеру, арию Тоски я пела в костюме Джессики Рэббит («Кто подставил кролика Роджера»). Джессика — авантюрная, легкая, а Тоска — сильная, волевая, глубокая. И я сыграла ее именно такой, хотя, наверное, выглядела для зрителя несколько неубедительной.
— Как изменилась ваша жизнь после победы в «Большой опере»?
Я изменилась внутренне, стала сильнее. Получила очень ценный опыт — теперь я знаю, как вести себя в стрессовых ситуациях, знаю, что могу собраться и выступить при любых практически условиях. Статуэтку отвезла домой и вручила ее папе — это и его победа. И все мои достижения — это заслуга родителей, им я очень благодарна. Что касается будущего, то театр «Геликон-опера» предложил мне сотрудничество, мы определили партии, которые я должна выучить, и примерный график выступлений. Пока я в Ростове, но также бывают выступления в Венгерской опере — там я приглашенная солистка.
— Вы как-то пользовались своим даром в обычной жизни? Допустим, забыли кошелек и заплатили за такси арией?
Нет. И я все жду, когда мне это пригодится. К примеру, остановит меня сотрудник ДПС, а я ему спою. Но не останавливают, хотя, может, потому, что я езжу нечасто.
— В душе поете?
Пою, но тихо, так, напеваю скорее. Это же неприлично в типовом доме — громко петь.
— Что слушаете из современной музыки? Егора Крида и Лободу вы считаете хорошими исполнителями?
Егора я очень люблю, но не слушать. Мне нравится на него смотреть — он же милаха. Светлана — красавица. Но они оба не поют. Сейчас на эстраде вообще мало кто поет, упор делается на видеоряд. Я люблю современные клипы из-за картинки. Также мне нравятся биты, под которые можно танцевать. Люблю Басту, «Руки вверх» — это воспоминание о детстве, и Талькова. Его просто обожаю. Познакомилась с его творчеством в музыкальной школе, когда училась играть на гитаре и мы проходили бардов. Я включила его «Чистые пруды» и просто растворилась. Какой там текст! А рок не люблю, хотя признаю, что там есть смысловая нагрузка. Это просто не моя музыка.
— Я могу спросить вас о личной жизни?
Можете. Мне 31 год. Я не замужем, детей нет. Но не замужем я потому, что нам просто некогда пожениться. Мы с молодым человеком встречаемся уже семь лет. Познакомились на свадьбе моей подруги. Он не музыкант, но видит, как я расту, и всегда поддерживает. Я очень хочу стать его женой, хочу детей, семью. И уже не один раз мы собирались расписаться, но постоянно что-то происходит — то приглашения, то выступления. Уже жду не дождусь, когда пройдет эта горячая пора и мы наконец-то дойдем до загса. Мария Каллас говорила, что музыка — не самая важная вещь в жизни. Самая важная — общение. Оно делает человеческие трудности терпимыми. А еще она говорила, что важнее, чем любой артистический триумф, — любовь. Я с ней совершенно согласна. Выбирая между славой в одиночестве и обычной жизнью в окружении близких людей, я всегда выберу второе.

пожаловаться

Читайте также:

Человек особенный
13/04/2020
Коллекционер тюльпанов
- Я люблю цветы с детства, еще с советских времен. У нас был сад, который купил мой отец. И там росли красные тюльпаны, у соседей - белые. Вы, наверное, знаете, что королева цвет...
Человек особенный
31/03/2020 14:12:00
«Жизнь и есть авантюра, когда ты — Onyx»
С чего все начиналось? Что стало точкой невозврата? Невозврата к нормальной жизни? Что для вас «нормальная жизнь»? Как у всех, с девяти...
Человек особенный
14/03/2020 12:00:00
Можно ли курить и молиться одновременно?
Эксперимент на себе - Пришло время внутренних разборок. Чему я отдал свою жизнь? Что может быть дальше? Я вновь возвращаюсь к сюжету, который пережил 40 лет н...
Человек особенный
02/03/2020 17:29:00
Николай Цискаридзе: «Пришло время ординарных людей»
Звезда элитной школы. Я уже в школьные годы был ребенком с выдающимися способностями. В моей школе чуть постарше училась Таня Андропова — внучка...
23/10/2019 14:33:00
Ах Астахова: «Искусство никому ничего не должно».
«Тебя там хоть любят?» после этого ролика началась история Ах Астаховой, нет ли у вас ощущения, что публика, от части, до сих пор воспринимает вас ...
Человек особенный
11/10/2019 10:14:00
«Поэты сами разберутся между собой».
Справедливости ради, хочу откликнуться на интервью Игоря Бондаревского в журнале «Кто главный». Хочу уточнить то, что сказал Игорь и рассказать о своё...