Анна Шаповалова: Пока я в Ростове, а в Венгерской опере - приглашенная солистка
Анна Шаповалова: Пока я в Ростове, а в Венгерской опере - приглашенная солистка
По количеству запросов в поисковых системах о ростовчанах Анна Шаповалова сегодня занимает одно их первых мест. Ее фамилия появляется на запросы «сопрано», «музыкальный театр», «опера». Дело в том, что в конце прошлого года Анна стала победительницей телешоу «Большая опера». Девять соперников были ничуть не слабее Анны, но… О том, какие в жизни бывают «но», о жизни в Кагальнике, работе в Ростовском музыкальном театре и пыли звезд «Главный» поговорил с певицей.
Текст:
Светлана Ломакина
Фото:
из архива героини публикации
24/01/2020 16:46:00
— Анна, сегодня на афишах Ростова висит ваш портрет, вы смотрите на прохожих с фасада музыкального театра. Привыкли уже к этому? Не вздрагиваете?
Еще не привыкла, он только неделю назад появился, но не вздрагиваю, приятно, что наш театр ценит своих артистов. И до сих пор, когда вижу, улыбаюсь.
— Как-то изменилось отношение зрителя к вам после победы в «Большой опере»?
Я еще не выходила на сцену с момента возвращения. Но уже были приятные знаки внимания — передавали цветы, одна поклонница подарила мне золотые сережки. Я была очень удивлена, испытала некоторую неловкость. Билеты на два спектакля уже раскуплены, и я думаю, что после них можно будет сказать, изменилось что-то или нет.
— От чего еще испытываете неловкость?
От слова «звезда»: я когда его слышу, хочется куда-то спрятаться. Раньше мне его никто не говорил, теперь иногда слышу. А какая я звезда? Звезды в Большом театре работают, в Ла Скала. Я же начинающая артистка из Ростова-на-Дону.
— А родом вы из Кагальника Азовского района...
Да, из самой обычной семьи. Папа занимался предпринимательством, мама тоже, у меня есть брат и сестра. Мы жили как все — хозяйство, курочки, огород. Но папа любил классическую музыку. И когда по каналу «Культура» показывали концерты, мы их слушали. Потом родители заметили, что я хорошо и с удовольствием пою, отвели в музыкальную школу. Я тогда училась уже чуть ли не в пятом классе. И, может, оттого что уже пришла в музыкалку осознанно, я в ней буквально поселилась: о том, что есть уроки в базовой школе, вспоминала поздним вечером, делала их наспех, потому что настоящее удовольствие получала от музыки. Развивалась я в этом направлении очень быстро — не мучилась, не страдала, все шло как-то само. Я стала солисткой хора, начала участвовать в соревнованиях и побеждать.
— Мечтали стать профессиональной певицей?
Нет, никогда! В детстве я хотела быть врачом-педиатром, а потом, когда надо было выбирать, куда идти, собиралась, как и все, — на менеджера или экономиста. Но папа сказал: менеджеров и экономистов сейчас много, давай попробуешь продолжить музыкальное образование. Для женщины — это интересная и благородная профессия. Тем более что мне было куда вернуться — в нашей музыкальной школе меня уже ждали. Так и произошло, на третьем курсе я работала в Кагальнике преподавателем музыки у малышей. Работа несложная, я выступала больше как педагог-воспитатель. И мне это очень нравилось. Но потом все сложилось само собой — на выпускном экзамене меня заметила преподаватель консерватории и посоветовала попробовать поступить к ним. Я не мечтала об этом никогда, пошла из-за того, что от высшего образования зависела моя зарплата в школе. Поступила, начала учиться — опять все давалось мне легко, кроме дороги. Приходилось очень рано вставать, чтобы доехать на занятия, а я сова. Сейчас ложусь в четыре утра, а просыпаюсь в десять. Но сейчас только работа, а тогда и учеба, и музыкальная школа. Мне казалось, что когда все это закончится, я останусь в школе и буду вести спокойную жизнь. Но после консерватории меня пригласили на прослушивание в Музыкальный театр и сразу взяли на роль Татьяны Лариной. Опять все вышло само собой. Хотя знаю, что многие мечтали бы об этом. Мои сокурсники отсылали свои записи, ходили на кастинги. Я ничего этого не делала. И в моей жизни так всегда.
— Наверное, у вас есть завистники? Люди, которых вы обошли на тех же прослушиваниях, да и вообще?
Не без этого. Я сейчас читаю книгу о жизни Марии Каллас, это была не только очень талантливая женщина, но и очень умная. Она говорила: когда у меня не останется врагов, я пойму, что ничего уже не стою. Хотя какие в Ростовском музыкальном театре враги? Что нам тут делить?
— Как вы попали в «Большую оперу»?
Как все — отправила на конкурс видео и прошла отбор. Я участвовала во многих конкурсах, почти во всех проходила первые этапы, а потом уже решала — нужно мне участвовать в них дальше или нет. Малоизвестные, непонятные не брала. А этот конкурс мне очень понравился, я волновалась, потому что так складывались события, что накануне у меня был спектакль. Я играла Жанну Д’Арк — роль очень сложная, она меня буквально выворачивает наизнанку. Поэтому, как я пела на отборочном туре, не помню. Помню лестные слова жюри, и дальше уже колесо закрутилось. На конкурсе было сложно физически — в десять утра начиналась репетиция или съемка, и хорошо если в десять вечера она заканчивалась.
— Но вы как-то настраивались? Яйца пили или, как Монсеррат Кабалье, какую-то специальную диету держите? Брызгаете что-то в горло?
Яйца для голоса я не пила ни разу, в горло брызгаю специальные препараты, только когда лечусь или надо восстановиться. Но это не помогает петь — ты или умеешь это делать, или нет, волшебных снадобий не бывает. А чтобы голос звучал, нужно две вещи — хорошо поесть и хорошо выспаться.
— Что значит «хорошо поесть»? Картошку жареную вечером можете, к примеру?
Все могу. Вчера вечером как раз и ела жареную картошку. Я себе не отказываю пока ни в каких удовольствиях, а когда уже почувствую, что что-то идет не так, буду думать о диетах и здоровье.
— У вас была мощная поддержка зрителей — Музыкальный театр болел за вас, весь Кагальник жил в часы показа конкурса у телевизоров. Это огромная ответственность. Как вы настраивались перед выходом на сцену? Может, амулеты какие-то? Молитвы?
Настраиваюсь я всегда дома. И перед спектаклями, и на конкурсе. Потому что, как только ты переступаешь порог театра, тебе уже некогда думать о таких вещах. Могу прочесть молитву. Но амулетов не ношу. У меня всегда есть момент переключения. Сначала очень страшно, а когда уже вышла на сцену, то все — страха нет, есть желание спеть так, как будто я делаю это в последний раз. И тогда это было очень искренне — потому что я не была уверена, что не уйду на этом этапе. А когда стала победительницей, сразу даже не поверила.
— Вы говорили, что некоторые костюмы на «Большой опере» были не очень удачными.
Они были неудачные с точки зрения совпадения с характером героини. К примеру, арию Тоски я пела в костюме Джессики Рэббит («Кто подставил кролика Роджера»). Джессика — авантюрная, легкая, а Тоска — сильная, волевая, глубокая. И я сыграла ее именно такой, хотя, наверное, выглядела для зрителя несколько неубедительной.
— Как изменилась ваша жизнь после победы в «Большой опере»?
Я изменилась внутренне, стала сильнее. Получила очень ценный опыт — теперь я знаю, как вести себя в стрессовых ситуациях, знаю, что могу собраться и выступить при любых практически условиях. Статуэтку отвезла домой и вручила ее папе — это и его победа. И все мои достижения — это заслуга родителей, им я очень благодарна. Что касается будущего, то театр «Геликон-опера» предложил мне сотрудничество, мы определили партии, которые я должна выучить, и примерный график выступлений. Пока я в Ростове, но также бывают выступления в Венгерской опере — там я приглашенная солистка.
— Вы как-то пользовались своим даром в обычной жизни? Допустим, забыли кошелек и заплатили за такси арией?
Нет. И я все жду, когда мне это пригодится. К примеру, остановит меня сотрудник ДПС, а я ему спою. Но не останавливают, хотя, может, потому, что я езжу нечасто.
— В душе поете?
Пою, но тихо, так, напеваю скорее. Это же неприлично в типовом доме — громко петь.
— Что слушаете из современной музыки? Егора Крида и Лободу вы считаете хорошими исполнителями?
Егора я очень люблю, но не слушать. Мне нравится на него смотреть — он же милаха. Светлана — красавица. Но они оба не поют. Сейчас на эстраде вообще мало кто поет, упор делается на видеоряд. Я люблю современные клипы из-за картинки. Также мне нравятся биты, под которые можно танцевать. Люблю Басту, «Руки вверх» — это воспоминание о детстве, и Талькова. Его просто обожаю. Познакомилась с его творчеством в музыкальной школе, когда училась играть на гитаре и мы проходили бардов. Я включила его «Чистые пруды» и просто растворилась. Какой там текст! А рок не люблю, хотя признаю, что там есть смысловая нагрузка. Это просто не моя музыка.
— Я могу спросить вас о личной жизни?
Можете. Мне 31 год. Я не замужем, детей нет. Но не замужем я потому, что нам просто некогда пожениться. Мы с молодым человеком встречаемся уже семь лет. Познакомились на свадьбе моей подруги. Он не музыкант, но видит, как я расту, и всегда поддерживает. Я очень хочу стать его женой, хочу детей, семью. И уже не один раз мы собирались расписаться, но постоянно что-то происходит — то приглашения, то выступления. Уже жду не дождусь, когда пройдет эта горячая пора и мы наконец-то дойдем до загса. Мария Каллас говорила, что музыка — не самая важная вещь в жизни. Самая важная — общение. Оно делает человеческие трудности терпимыми. А еще она говорила, что важнее, чем любой артистический триумф, — любовь. Я с ней совершенно согласна. Выбирая между славой в одиночестве и обычной жизнью в окружении близких людей, я всегда выберу второе.
В конце прошлого года в Третьяковке открылась выставка Василия Поленова «Московский дворик» (работает, кстати, до 16 февраля). На выставке среди прочего продае...
Марлон Брандо, Присцилла Пресли, Билл Клинтон, Аугусто Пиночет, Федор Конюхов, космонавт Виктор Усачев. Что между ними общего? Все они — радиолюбители. Есть такие люди. И в эпо...
Голубятня все-таки неточно сказано. Это филиал Эдема, зажатый между домов. Здесь растет финиковое дерево, стремятся в небо банан и бамбук, выглядывают из клумб магнолия и лавр, растянулис...