Меня зовут Алена Барабаш, я рисую под ником Сорока. Но почти все эти работы мы делали командой, поэтому будет справедливо рассказать обо всех понемножку. Зовемся мы Dash crew. Нас трое: Таня Лайчук из Новочеркасска, а из Ростова – Аня Яхина и я. Мы сошлись на почве неформальных увлечений.
Учились кто где: Таня – в новочеркасском политехе, мы с Аней – в Ростовской академии архитектуры и искусств (я – на архитектурном факультете, она – на декоративно-прикладном). Кроме того, у всех в прошлом была художка, и рисовать мы более-менее умеем. Наша основная работа практически не требует таких навыков, а навыки просят применения. Идея создать команду пришла этим летом, и мы за полгода обжили старые заводские цеха. Там сейчас руины, тишина, и никто не мешает. Правда, иногда приходилось таскать старые ящики и заделывать дыры в стенах, чтобы рисовать. Там мы и сделали несколько работ.
Первыми получились два граффити на тему вуду: дух-лоа Барон Суббота и африканская колдунья-мамбо, которая призывает его. Так они и расположены: друг напротив друга. Панно с бароном растянулось на весь торец цеха, метров на 18, и мы над ним несколько недель трудились в свободное время. Почему вуду? А я как раз вернулась с ролевки, где эту самую колдунью играла. Перед этим пришлось много читать, и тема была очень близка.
Потом просто шутки ради нарисовали рыб. Буквально за вечер набросали эскиз, достаточно простой и веселый, чтобы по нему могли рисовать люди без подготовки. К нам в тот день пришло много гостей.
А «Свобода» довольно долго существовала просто в виде замысла: там имелся в виду образ подлинной свободы, эта стая птиц, которая летит и разбивает закостеневшие формы и кондовые человеческие представления. Статуе крупно не повезло символизировать все это. Но никакого политического подтекста в произведении нет.
Собираемся продолжать в том же духе и наконец совершить выход из промзоны в свет.
Художница из Ростова-на-Дону, 29 лет. В 2011 году окончила училище им. Грекова, училась на театрально-декорационном отделении. Рисовать начала задолго до поступления в Греково, первая серьезная художественная деятельность началась с выставки в 2014 году в пространстве CreativeSpase – это была первая персональная выставка. Всего (на данный момент) у меня было четыре персональных выставки. Мой стиль рисования отмечен влиянием уличных субкультур и детским увлечением мультипликацией американских титанов индустрии – Walt Disney Pictures и Warner Bros. На улице я начала рисовать в 2019 году и за год успела поучаствовать в различных стрит-арт проектах не только в Ростове, но и в Краснодаре, и порисовать «для себя» в краснодарских граффити-парках.
Родом я из Ростова, но уже три года проживаю в Краснодаре.
Меня зовут Алексей Кассета (Basf). Живу в Ростове-на-Дону. Занимаюсь граффити с 2006 года и очень люблю это дело по сей день. Основная трудность, с которой я сталкивался в начале своего творчества, – это отсутствие денег на краску. Баллоны стоили денег. Но рисовать хотелось, и поэтому я начал рисовать сначала обычной краской – это была эмаль, и все мои рисунки были черно-белыми. Я выкрашивал стенку в белый цвет, а потом черным цветом кисточкой делал контур. Сейчас я рисую только баллонами. В планах на будущее – повысить навыки рисования, развиваться, сделать как можно больше хороших рисунков, не забрасывать и рисовать, рисовать, рисовать.
Рисую столько, сколько себя помню. Я самоучка. В детстве перерисовывал иллюстрации с комиксов и журналов. Смотрел на граффити моего района (СЖМ) и в городе. Было очень интересно узнать, кто и как это рисует. В 2006–2007 годах стал частью культуры граффити. Рисую по сей день, за все время попробовал кучу стилей, не мог понять, что мне ближе. В 2014 году Юля на учебе проходила историю шрифтов и принесла ручки Pilot Parallel Pen, я попробовал с помощью них написать свой тэг (подпись граффити-художника. – «Главный»), и с этого момента начался мой путь в каллиграфию. Я писал на всем, что попадалось под руку: листки бумаги, газеты, старые колонки, дверцы от шкафа, стекла, которые кто-то выкинул. Чуть позже попробовал инструмент Brush pen и после этого начал формироваться мой «стиль». Я стал использовать эти навыки и применять их в своих граффити.
В начальных классах мама разглядела во мне творческие способности и отдала в художественную школу, в которой я проучилась три года. В районной школе всегда активно участвовала во всех художественных мероприятиях и занималась с преподавателем ИЗО. В 10–11 классах перевелась в 35-ю гимназию с художественным уклоном, окончила ее в 2013 году и поступила в Академию архитектуры и искусств ЮФУ на дизайн. В 2017 г. получила красный диплом и отправилась в свободное творческое плавание. В общем, другого пути для себя я не видела и не желала. Граффити заинтересовалась в старших классах, так мы и познакомились с Ваней. С ним я буквально научилась держать банку в руке, а он со мной – кисть. Мы коренные ростовчане, вместе уже почти восемь лет. Занимаемся всем, что так или иначе связано с творчеством, приносит нам удовольствие и возможность жить. Дали начало совместным экспериментам в 2018 году и назвали свой союз Couple of creators. Основой нашего дела является взаимодействие иллюстрации, каллиграффити и граффити. В поисках новых образов мы совместили то, чем занимаемся много лет, умеем лучше всего и любим всем сердцем – рисунок и шрифт. Не пропускаем граффити-мероприятия нашего города.
Можно сказать, что мы еще молодая команда, у нас много планов, которые мы нацелены реализовать на стенах и не только!Родился и вырос в Ростове-на-Дону. Имею высшее образование в творческой сфере. Граффити не могу разделять на составляющие: уличный художник, на мой взгляд, должен делать все: теггинг, бомбинг, райтинг… Считаю, что нужно прокачивать свои умения, оставаться стильным и свежим, пытаться создавать новое, а не идти на поводу у моды. Не переношу популизм и конъюнктуру в искусстве, будь то граффити или стрит-арт, живопись или архитектура.
Художница Мария Александровна Хардикова родилась в 1981 году в Ростове-на-Дону, в 2001 окончила РХУ им. М.Б. Грекова и переехала в Петербург, поступила в Академию художеств им. И.Е. Репина. В 2012 году выпустилась со специальностью художник-монументалист. Ее росписи можно увидеть на площади имени Пятого Донского Корпуса, на спуске к Парамоновским складам, рядом с бизнес-центром «Пять морей». А недавно она расписала стену ростовской консерватории. В 2019 г. Хардикова приняла участие в фестивале уличного искусства в Москве («АРТ-платформа»), где была удостоена приза в номинации «За лучший культурный стрит-арт». На данный момент художница открывает свою персональную выставку в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской под названием «Странные музы». А летом вместе с художницей Инной Федоровой Мария проведет фестиваль уличного искусства «Месторождение».
Художнику Антону Тимченко 31 год. Родился в Нальчике, живет в Таганроге. Учился в Радиотехническом университете. По словам Антона, самые интересные и значимые для него работы для Таганрога в последнее время были: портрет Федора Добронравова, который попал в топ новостей на главной странице Яндекса и разлетелся по соцсетям: «В общей сложности его увидели несколько миллионов человек. Теперь есть фотография портрета с автографом Федора Викторовича». Портреты Сергея Бурлакова и Павла Деревянко: «Рисуя эти портреты, я познакомился с Сергеем и Павлом. Поговорить удалось только по телефону, но все равно это было круто!» Портрет авиаконструктора Бериева: «Я познакомился с его дочерью – Майей Георгиевной. Оказалось, что самый растиражированный в интернете портрет Бериева совсем не похож на него». А на стене таганрогской школы №6 художник нарисовал картину площадью 170 кв. метров, иллюстрирующую оборону Таганрога во время Крымской войны.