Донской кинокластер остался лишь в декорациях

Бутафорский маяк в хуторе Мержаново и несколько старинных казачьих куреней в Кумженской роще – все, что осталась на память о попытке создать кинокластер в Ростовской области. О том, почему провалился этот проект.
Текст:
Юлия Быкова
Фото:
Фото: http://donklaster.ru/
23/10/2019

Начало

- Как я попал в эту историю? Однажды утром позвонил Сергей Багиров: «Хочешь раков поесть? Полетели на кинофестиваль в Ростов». Вот так и попал. Раков, кстати, я не ем.

Из беседы с Владимиром Наместниковым, представителем ООО «Кинокластер «Дон». Он - один из известных в мире кино художников-постановщиков. Более 20 сериалов и кинофильмов.

2921419_preview.jpg

В 2014 году в коридорах местной власти появился Олег Тактаров с предложением проводить в Ростове международный кинофестиваль. За ним следовал главным продюсер кинокомпании «Централ Партнершип» Сергей Багиров. Это имя в кинематографическом мире означает влиятельность и деньги.

Развлекательную программу Тактарова Багиров дополнил деловым предложением – создать на Дону кинобизнес. Кинокластер с инфраструктурой, где режиссеры со всей России могли бы снимать кино, не привозя съемочную группу, оборудование и реквизит. Такой кинокластер как, например, в Калининграде. Где, на Балтийском море, большей частью и снимается сейчас отечественное военное кино. А у нас-то чудеса кругом – и Дон, и Азовское море, и Донецкий кряж с его обрывами, и старина с модерном, и солнце 260 дней в году. Есть у нас и актерские таланты, есть и собственный филиала ВГИКа – о таком кадровом ресурсе мечтают многие регионы.

С ходу Багиров заговорил об инвестициях «Централ Партнершипа» – 3 миллиарда рублей.

Это предложение из тех, от которых нельзя отказаться. В правительстве собрали совещание по культуре. Вице-губернатор Игорь Гуськов выразил свою мысль так:

- Хотелось бы, чтобы с помощью фестиваля и регион, и наши жители нашли бы достойное освещение вовне.

Гуськов возглавил оргкомитет, вторым шел заместитель губернатора Юрий Молодченко – он, по сути, и был ответственным за кинопроект: находил спонсоров, например. Это было необходимо: все четыре года фестиваль жил, пил, ел и развлекался за счет внебюджетных источников.

В 2015 году стартовал кинофестиваль Bridge of Arts. Красная дорожка на Театральной площади, ведущий Дибров в голубом костюме…

Обещанный Стивен Сигал не приехал. Потом на наш Bridge of Arts не приехал Эмиль Кустурица, потом Кристофер Ламберт. Кого смогли заманить организаторы – те от души бесплатно и отдыхали четыре года на донских просторах.

Один из дней фестиваля посвящали деловым встречам. Продюсер Багиров, ставший членом Попечительского совета фестиваля, двигал в массы идею о кинокластере. Одним из преимуществ Ростовской области его соратники, помимо южного солнышка, отмечали «самые низкие в Европе расценки на услуги местных специалистов» - цитирую пресс-релиз кинофестиваля.


Вспомнить все

- В 2016 году мы начали работу над макетом кинокластера, название красивое придумали «Создведие Дона». Мы – это художники-постановщики Сергей Шаламов, Алексей Чернов и ваш покорный слуга. Имели в виду три города. Старочеркасск, казачья тема. Изучал ее Сережка Шаламов, проехал весь Дон сверху вниз. В Таганроге – море, конечно. Азов же хотели прирасти, по сути, еще одним городом. Примерно 100 гектаров земли планировали застроить. Развлекательные комплексы, торговые центры, гостиницы и рестораны. И, конечно, натурные киноплощадки – придумали некий заграничный город, микс из архитектур Парижа и Нью-Йорка. Придумали еще и Венецию снимать по берегам Дона… Макет донского кинокластера даже Владимир Владимирович видел. Какой-такой? Да президент наш. Или у вас еще какой-то есть?

Из беседы с Владимиром Наместниковым.

ataman_prelaunch5.jpg

Старочеркасск. Декорации к фильму о Платове.


Осмотр Путиным макета состоялся на Петербургском экономическом форуме в 2017 году. А на инвестиционном форуме в Сочи губернатор Василий Голубев ударил по рукам с с председателем правления Ассоциацией продюсеров кино и телевидения Сергеем Сельяновым, подписав соглашение о сотрудничестве.

Донская администрация для создания кинокластера выделила 20 га земли в Аксайском районе. При этом пообещали создать «особые условия» для кинобизнеса.

И такая возможность уже была: с 2017 года в России действует программа рибейтов (налоговых возвратов), по которой местные бюджеты возмещают кинопроизводителям часть средств на съемочный процесс – если съемки ведутся в регионе. Программа действует в десяти регионах, в том числе – и в Ростовской области.

Словом, в тот момент не было никаких видимых препятствий для создания донского кинокластера. Было бы желание!

В 2017 году ООО «Кинокластер «Дон» запустил первый проект – сериал «Смотритель маяка», продюсер Сергей Багиров. Ростов, Старочеркасск, Таганрог - четыре с половиной месяца съемок, круто по киношным меркам. Вблизи Мержаново построили декорации маяка времен 19-го века - это стало первым натурным объектом кинокластера.

Впервые на большой киноэкран вышел такой масштабный состав наших актеров – из Новочеркасска, Новошахтинска, Таганрога и театров Ростова, включая солистов местной оперы. А массовка съезжалась в Таганрог со всей области – безработных-то у нас немало.

В штат кинокластера вошли и те местные профессионалы, кто издавна работал с заезжавшими на Дон съемочными группами. Их немного, но они есть. Продакшн-директором стал Сергей Голюдов, который уж лет десять подыскивает для киносъемок на Дону живописные места. Голюдов был вдохновлен идеей. Верил, что получится. Через год уволился.

Ростовский режиссер Владимир Рузанов поделился с руководством кинокластера базой донских актеров и проводил кастинги. Иногда и в долг – похоже, как и все местные, был от души рад приходу большого кино. Тоже верил, что получится. И тоже через год уволился.

Почему так? Волей-неволей вспоминается, как грезили столичные кинопродюсеры о самых низких в Европе расценках на услуги ростовских специалистов.


Где деньги, Зин?

- Мы рассчитывали на местный бизнес. В Ростове же деньги есть. Ну почему же никто не захотел вложиться в наш кинокластер? Например, купить гримваген – 30-40 миллионов всего. Мы бы его в аренду брали. Поймите, когда Багиров говорил о миллиардах инвестиций в кинокластер, он не имел в виду живые деньги, которые поступают на счет. Речь шла о кинопроектах, которые должны были прийти на Дон.

Из беседы с Владимиром Наместниковым.

ataman_prelaunch4.jpg

Старочеркасск. Декорации к фильму о Платове.


Осенью 2017 года ожидалось, что Багиров организует на Дону еще один телесериал – «Путь атамана», о Платове. По масштабам кинопроцесса мог бы стать еще одним сериальным «Тихим Доном».

Художники-постановщики начали строить декорации под Старочеркасском.

Это был целый казачий хутор – около сорока объектов. Курени 18-19 веков с резными наличниками по оригиналам тех времен, с колодцами во дворах и дворовыми постройками, плетенные заборы…

Стройке требовалась проложить к объекту подъездную дорогу и подвести электричество.

Стратегическим партнером фестиваля Bridge of Arts значилась компания «Автодор» - плевое дело ему, этот подъезд к кинокластеру. Однако «Автодор» пошел в отказ. Подъезд к стройке прошли грейдером, присланным из поселковой администрации Старочеркаска. Электричество провести так и не смогли - пришлось использовать дизельные генераторы.

Потом оказалось, что и продюсер Багиров не может организовать любой кинопроект по щелчку пальцев: сериал о Платове заморозили.

И выстроенный казачий курень к зиме 2017 года оказался брошенным в голой степи. Спустя время там уже было безобразие: горы мусора, из окон выбиты рамы, крыши ободраны. По степи бродили дичающие лошади, которых завезли для создания собственной школы каскадеров кинокластера.

Примерно так же в то время выглядел окрестности маяка в Мержаново. Сюда стали приезжать выпить-закусить компаниями – не только из Ростова, со всей России по дороге на Черное море. Хуторок Мержаново превращался в мусорную свалку.

Короче, фильм ужасов.

И это в тот год, когда на инвестиционном форуме в Сочи губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил о создании кинокластера на всю страну:

- Правительство области будет организационно поддерживать эту инициативу.

А спустя полгода в наших коридорах власти интерес к «фабрике грёз» угас.

Другое дело - кинофестиваль!

inx960x640.jpg

"Атамана" не будет (Фото КП-Ростов)

Криминальное чтиво

- Я обращался в донской Минкульт: помогите с охраной объектов кинокластера. Хотя бы мусорные контейнеры поставьте. Никому дела не было, типа сноси к чертовой матери! Вот все спрашивают: почему Багиров свой следующий сериал уехал в Ярославль снимать? «Ростов», кстати, называется. А я вам скажу – Ярославль ближе. На съемках «Смотрителя Маяка» перелеты бизнес-классом господина Бероева влетели нам в такую копеечку… Три года бились, чтобы ростовская авикомпания «Азимут» дала бы нам скидки. Ноль!

Из беседы с Владимиром Наместниковым.

Нужды в спонсорах в первые три года Bridge of Arts не испытывал. Ежегодно на его проведение правительство Ростовской области собирало примерно 1 миллион долларов из своих внебюджетных источников. И это не только спонсорские деньги.

Есть у российских региональных правительств потайные карманы – внебюджетные фонды, которые по закону создаются для поддержания особо важных проектов для развития территорий. Чтобы представить себе масштаб этих фондов, один только пример: в 2015 году СКЖД перечислило в областную казну 2,9 миллиарда рублей, а во внебюджетные фонды Ростовской области – в два раза больше (6,9 миллиарда рублей). Короче, есть у правительства Дона деньги. Вопрос в том, на что их тратят.

Итак, 2017-й, который мог бы стать годом зарождения Голливуда-на-Дону.

Весной года делегация Bridge of Arts (состав не обнародован) засветилась в Каннах – конечно по делам, а вы что подумали? На 70-летия Festival international du film de Cannes слетали. До этого прошлись по красным кинофестивальным дорожкам и в Париже, и в Берлине.

В августе открылся Bridge of Arts-2017. Губернатор Василий Голубев заявил:

- Этот международный фестиваль можно считать одним из лучших событийных проектов России.

На что же были потрачены средства, собранные на этот самый событийный проект России? Есть один документ, раскрывающий бухгалтерию внебюджетных источников Bridge of Arts-2017, - распоряжение правительства Ростовской области от 13 июля 2017 года.

Из него следует, что популяризация современного кино на Дону не стала основной статьей расхода.

Первым пунктом в этом документе значится самая весомая по финансам статья расхода – «Проведение информационной кампания в федеральных и областных СМИ», почти 17 миллионов рублей. Примерно столько, сколько стоила организация и проведение кинопоказов всей фестивальной программы.

На организацию двух пресс-конференции ушло 1,5 миллиона рублей. Это же те мероприятия, для которого нужен лишь микрофон – и без стульев можно обойтись! На что, интересно, ушли эти деньги?

На этом фоне Губернаторский прием, где не обойтись уж без икры и шампанского, проведенный всего лишь за 980 тысяч рублей, кажется скромной вечеринкой.

На увеселительные мероприятия Bridge of Arts-2017 пошли значительные средства. С их программой в умах организаторов явно что-то зашкаливало – три вечеринки с одним и тем же нелепым названием: «Байки о Ростове», «Гастробайки в Азове» и «Байки друзей». Итого: 3,6 миллиона рублей. С выездом на родину Чехова не стали уже голову ломать: «Организация и проведение культурно-массовых мероприятий в Таганроге», точка. За одно культурно-массовое мероприятие - 1,9 миллиона рублей. Ровно столько же стоила вся церемония закрытия кинофестиваля.

Миллион долларов ежегодно, судя по всему, далеко не все средства, собираемые нашим правительством на Bridge of Arts. В смете мы не видим расходов на доставку дорогих гостей на Дон, на их проживание и питание..

Еда и жилье для киношников – опять же за счет местного бизнеса, надо полагать. В какие суммы это обошлось местному бизнесу, остается только догадываться.

В 2018 над Bridge of Arts сгустились финансовые тучи. После Чемпионата мира по футболу, видимо, уже выжато было все – что можно и что нельзя.

2018.JPG

Открытие Bridge of Arts-2018


Ковролин к открытию Bridge of Arts-2018 отвезли подальше от Театральной площади к одному из торговых центров. Организаторы фестиваля говорили о финансовых проблемах. О донском кинокластере вообще никто уже и не вспоминал.

А в этом году – просто скандал!

В феврале президент Олег Тактаров обвинил донских чиновников в кидалове. Так и сказал в интервью «Спорт-экспресс»:

- Меня кинуло руководство Ростовской области. Нам должны были деньги выделить, но потом неожиданно финансирование закончилось. Ростовская область говорит: делай, мы поможем. Мы сделали, и сейчас я в долгах на 26 миллионов. Как вам это?

И закрыл наш Bridge of Arts этот «Русский медведь».

Потом вдруг в мае внезапно уволился заместитель губернатора Юрий Молодченко. Тот самый, который в оргкомитете отвечал за спонсоров и прочие внебюджетные источники.

Любопытно, что в 2018 году, ставшим последним в истории донского кинофестиваля, Юрий Молодченко увеличил свои доходы почти на миллион и стал самым богатым заместителем губернатора Ростовской области.


Обыкновенное чудо

- Сейчас мы – структура, пытающаяся выжить. Маяку в Мержаново нашли хозяина, тот навел порядок. Декорации из Старочеркасска перевезли на частную территорию в Кумженскую роще, в наших декорациях можно провести свадьбу или корпоратив. Работаем как сторона, принимающая съемочные группы. Тот же Багиров посылает на Дон проекты. Летом 22 дня шли съемки сериала «Черное море», был еще полный метр «Поездка к деду». Клип начинающей рок-группы вот сняли…

Из разговора с Владимиром Наместниковым.

В июне 2019-го донская делегация отправилась на Петербургский экономический форум-2019.

Одной из самых живых по накалу страстей и по количеству участников на ПЭМФ-2019 стала сессия «Главные роли кинопроизводства в России», где обсуждали кино как выгодную сферу инвестиций в регионы. Ибо во всем мире понимают: кинобизнес создает новые рабочие места и привлекает туристов. Как, например, это случилось с хорватским Дубровником, после съемок сериала «Игра престолов».

Кстати, паломничество к нашему многострадальному маяку в Мержаново – бледное тому подтверждение.

Напомним, что в десяти регионах России действует пилотная программа рибейтов для кинобизнеса. В бюджетах Ульяновской и Новгородской областей, к примеру, в этом году на компенсацию кинобизнесу предусмотрено по 20 миллионов рублей. Активно работает с киношниками Приморский край, где еще в 2016 году выплачен первый в России рибейт.

На кинофоруме ПЭМФ-2019 заявил о себе Краснодарский край. Главным в его презентации были местные законодательные инициативы в поддержку киноиндустрии.

Отдельный пример – Калининградская область, куда российский кинобизнес инвестирует в этом году примерно 400 миллионов рублей. В местном бюджете на рибейт предусмотрено 40 миллионов рублей – копейки, если вспомнить бюджет нашего Bridge of Arts.

На берегах Балтийского моря, в Светлогорском районе, уже действует и тот самый кинокластер, который мог бы появиться на Дону. В этом году откроется и компания компьютерной графики, речь идет почти о миллиарде инвестиций. Проект всемерно поддерживает местный губернатор Антон Алиханов. При правительстве создана структура (автономная некоммерческая организация «Фестивальная дирекция), которая работает со съемочными группами по принципу «одного окна»: оперативное согласование и организация съемок по всей области. Любо-дорого посмотреть, как люди умеют работать! 

Любопытно, что в 2017 году создание кинокластера в Калининграде начиналось со строительства именно дороги к его натурным объектам - вспомним ужасы в брошенных декорациях под Старочеркасском, оставшихся на бездорожье.

Среди участников кинофорума на ПЭМФ-2019 делегации Ростовской области не было.

местные.jpg

Кадр из фильма "Местные новости".


- Кино на Дону снимали всегда. И в советские времена, и после. В 2012 году 20 серий «Местных новостей» по заказу YBW-group для канала "Россия" был снят полностью ростовской командой – от авторов сценария до гримеров. В 2014 году во «Французской кулинарии» художник по гриму был московский, но все гримеры наши. Первый оператор московский, но второй оператор наш.

Кино снимают и сегодня. В середине октября на Дону московская кинокомпания «Д.А.Р.» запустила съемки масштабного проекта, который продлится до марта 2020 года. Кинокомпания «Артист» выступает принимающей стороной, донским организатором процесса.

Зачем на Дону нужен кинокластер? Чтобы люди творческих профессий имели стабильную работу, а выпускники филиала ВГИКа не уезжали бы из Ростова в поисках работы. Для того, чтобы кинопроизводство у нас перестало быть местечковой историей. Ведь кинобизнес может превратить даже затхлый регион в цветущий край.

Из беседы с директором кинокомпанией «Артист» Сергеем Голюдовым.





пожаловаться

Читайте также:

Вопрос недели
10/09/2019
О 23 ростовских троллейбусах
Причем мнение одного и того же чиновника может меняться несколько раз в год. Про метро сейчас не буду - нет информационного повода, а про троллейбусы - пожалуйста, повод ес...
Вопрос недели
01/11/2019
Что такое пешеходная зона?
На первый взгляд, все очень просто. В Википедии сказано: "Пешеходная зона — городская территория исключительно для пешеходного движения, где запрещено передвижение на автотра...
Вопрос недели
30/08/2019
Одесса или Неаполь? С кем дружить Ростову.
Наш человек в Италии. - Правда ли, что на последнем заседании Думы рассматривался вопрос об установлении побратимских связей с Неаполем? - Про Н...
Вопрос недели
10/12/2019
Что делать с мусором?
Почему-то это вопрос мало волновал власти и население на прошедшей неделе. Зато народ сопереживал (или злорадствовал) отправленному под домашний арест министру здравоохран...
Вопрос недели
27/01/2020
Скульптуры вернутся на крышу ДК Ростсельмаш
- Сначала надо укрепить само здание, начиная с фундамента, кончая перекрытиями и стенами. На это уйдет года три. И только потом будут установлены новые скуль...
Вопрос недели
26/12/2019
В зонах уверенного приема
О первых впечатлениях - В этом году на Дону сменился состав ОНК. Из 32 участников нашей комиссии подавляющее большинство – те, кто впервые занялся этой общественной работ...

Текст:
Юлия Быкова
Фото:
Фото: http://donklaster.ru/
23/10/2019