Нахичеванскому филологу Борису Гаспарову исполнилось 80 лет

«Главный» выяснил, какое влияние оказал ростовский период на становление всемирно известного профессора
Текст:
Никиты Жукова
Фото:
Из интернета
16/01/2020
Кто такой?
Лингвист, семиотик, литературовед и музыковед Борис Михайлович Гаспаров родился 16 января 1940 года в Ростове-на-Дону в армянской семье. В 1961 году очно окончил филологический факультет РГУ. В 1965 году окончил аспирантуру при кафедре общего языкознания МГПИ имени В.И. Ленина и там же защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В 1968—1980 годах преподавал в Тартуском университете, был членом редакционной коллегии и постоянным автором «Трудов по знаковым системам». В 1971 году защитил диссертацию «Проблемы функционального описания предложения (на материале современного русского языка)» на соискание учёной степени доктора филологических наук. В 1980 году эмигрировал в США. В 1981—1983 годах профессор Стэнфордского университета. В 1983—1993 годах профессор Калифорнийского университета в Беркли. С 1993 года в Колумбийском университете.
Также в различное время читал курсы лекций, преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете, Хельсинкском университете, Томском государственном университете, Уральском государственном университете и РГГУ. Основатель семинара в Колумбийском университете по культуре романтизма. Автор более ста работ по музыковедению, языкознанию и литературоведению — в том числе, ставшие классическими книги о «Слове о полку Игореве», о поэтическом языке Пушкина, о «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова.

Ростовский период: от математики к метафизике

Немногие знают, что всемирно известный филолог Борис Гаспаров родился в Ростове-на-Дону, в армянской семье. Здесь же он получил и филологическое образование в Ростовском государственном университете. В одном из своих интервью Гаспаров вспоминает: «Как я попал на филологический факультет? Не знаю, я хорошо успевал по математике, у меня даже были некоторые отличия на этом поприще в школьные годы, а потом, в последние два года школы — это была середина 1950-х годов, я как-то очень погрузился в мир литературы, поэзии. Вдруг из такого герметичного математика, поглощенного решением математических проблем, я превратился в человека, читающего стихи. Отчасти, наверное, я ретроспективно так считаю, будто причина — тот сдвиг в обществе, который произошел после 1954 года, какие-то флюиды на меня подействовали. Хотя в том провинциальном Ростове-на-Дону, где я находился, еще новых веяний фактически не ощущалось.»

«С первого звука увертюры я сошел с ума»

В другом интервью, размещенном на сайте киберленинки, Гаспаров вспоминает, какие яркие впечатления произвел на него фильм «Дон Жуан», который привезли в Ростов в 1955 году:

«Это была опера Моцарта в постановке Венского театра. Фильм шел в кинотеатре «Победа» в самом центре города. Другой возможности услышать эту оперу не существовало - пластинки такой не было, а советский певец не мог осилить произведение такого уровня. Настоящая трагедия того времени - талантливые люди сидели на таком ограниченном репертуаре, что просто не имели навыков для серьезной оперы. В общем, еду на троллейбусе в центр. С первого звука увертюры я сошел с ума. Теперь каждый день начинался с того, что я покупал билет на троллейбус, ехал в «Победу» и слушал «Дон Жуана». Весь оставшийся день пытался восстановить, что я помню из этой музыки, а чего нет, чтобы особенно тщательно прослушать этот фрагмент назавтра.

В ростовский университет я поступил в 1956 году. Поступал на историко-филологический с намерением заниматься литературой, но быстро это намерение отложил. Не по вине преподавателей, а по обстановке с литературной теорией и литературной критикой, которая в то время была в стране. Как бы помягче сказать, это было царство бесконечной пошлости. Хорошо, что я быстренько это понял и перешел в лингвистику. В итоге она меня по-настоящему увлекла, к тому же там нашлись интересные люди. В первую очередь, профессор Савченко, известный индоевропеист. Я очень хорошо его помню -спокойный, уравновешенный, и сразу видно, что очень много знает. Кстати, такое же впечатление производят его работы. Не заметно персоны, обширные знания даются не через исследовательское «я», а как будто растворены в материале. Это общение мне многое дало, хотя ни он, ни я никогда не были социально активны, тут мы нашли друг друга.»

Нахичеванское происхождение

Несколько лет назад Борис Гаспаров приезжал в Ростов — побывал в родной alma mater, а также прогулялся по Нахичевани, где родился и вырос: « Дом, где я вырос, стоит на месте. Даже семья моих родственников занимает одну из его секций. Улицы вполне узнаваемые, разве что выглядят намного лучше, чем во времена моего детства. И армянский колорит теперь на виду. Так что сегодняшняя Нахичевань -это такая улучшенная версия Нахичевани, которую я помню в начале 50-х годов.

Несмотря на то, что родился в армянской семье, родной язык профессор не знает: «В 1930-е годы преподавание армянского прекратилось даже на уровне начальной школы. Семья наша многие поколения жила в Нахичевани, так что даже у моих бабушек армянский был только разговорный. Мои родители уже не говорили по-армянски, а я и подавно. И я вообще очень долго думал, что армянский язык - это тот, которым пользуются на базаре люди, приезжающие из деревни продавать свой товар»

В 1966 году Гаспаров переехал в Эстонию. В 1968—1980 годах преподавал в Тартуском университете. С тех пор в Ростов не возвращался:

«Во второй половине своей советской биографии я принадлежал уже к привилегированному классу, к так называемой интеллектуальной гуманитарной элите, знаете, Тарту - Москва, вот это все. В принципе нам было многое позволено, вернее, на многое закрывали глаза. Но я помню, что произошло в Ростове с одним нашим родственником. Успешный инженер на заводе, какими-то путями он тоже прочитал «Доктора Живаго» и так был поражен, что стал повсюду говорить об этом. Не смог молчать. Последствия были самыми скверными: его отовсюду изгнали, жизнь была переломана. Так что принадлежность к элите с такими оговорками совсем меня не радовала.»

Читайте также: филолог Елена Тахо-Годи обсудила с «Главным» научную биографию родившегося в Новочеркасске философа Алексея Лосева.

Читайте также:

Премьера
09/01/2020
В Донской публичной библиотеке покажут казачий фольклор
Вниманию гостей библиотеки будут представлены 11 документов конца XIX – XX вв., в которых собраны казачьи народные песни и повести. Самый "древни...
Премьера
16/01/2020
Разговоры со Вселенной в фильме «Марафон желаний»
В основе сюжета «Марафона желаний» сразу несколько реальных историй.. Даша Чаруша, режиссёр: Да, истории, которые происходят вокруг главной г...
Премьера
12/02/2020
Юрий Муравицкий: «Мы делаем шаг к зрительскому театру»
- Сейчас мы работаем над двумя спектаклями – «Говорит Ростов. Часть 2. Мифология» и над оперой «Это любовь» (либретто Виктории Бабкиной и Дени...
Премьера
17/01/2020
Писателя Андрея Геласимова вдохновил ростовский рэпер Баста
О том, что в издательстве «Городец» выйдет книга «Чистый кайф», стало известно еще в прошлом году. На сайте издательства анонсировали «беспре...
Премьера
10/02/2020 12:00:00
В Ростове покажут куклы эпохи Николая II
Николай II привозил детям из своих поездок не просто готовые игрушки. Он покупал детали, из которых дети сами должны были мастерить для себя игрушки. Так, четве...
Премьера
20/01/2020
125 лет назад родился детский писатель Иван Василенко
"Неисправимый провинциал" "Родился я, - пишет Иван Василенко в своей автобиографии, - 20 ( 7 по старому стилю) января 1895 года в&...