Ростопапа Кол 6:0

22 мая легендарному ростовскому художнику и музыканту Николаю Константинову исполнилось бы 60 лет. «Кто главный» не мог пройти мимо этой личности и этой даты. Ведь с именем Константинова связаны самые яркие арт-группировки Ростова - «Искусство или смерть», «Пекин Роу-Роу» и «Урблуд Драмадэръ»
Родился Николай Константинов, сценический псевдоним «Ростопапа Кол», 22 мая 1961 года в Железноводске. В 1970 году семья переехала в Ростов, где Николай окончил в 1984 году Ростовское художественное училище имени Грекова. В марте 1988 года участвовал в знаменитой в искусствоведческих кругах «Однодневной выставке будущего товарищества «Искусство или смерть». Один из самых активных членов товарищества «Искусство или смерть». Работы художника находятся в частных коллекциях США, Германии, России. Умер 3 мая 2006 года, похоронен в Ростове. Инстаграм-страницу памяти художника ведет его дочь Лина insta/rostopapa_kol/
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Предоставлено Линой Константиновой
22/05/2021 01:41:00

Коля-отец

В преддверии юбилея своего отца его дочь Лина Константинова поделилась с «Кто главным» своими воспоминаниями.

- «Отец — гениальный художник» – название для доклада про папу, подсказанное мне двоюродной сестрой, когда я училась в школе. Мне сложно объяснить, но у меня это никогда не вызывало сомнений. Помню, как начали появляться первые статьи в газетах (в те времена интернета не было, а телевизор и домашний телефон были роскошью). Потом его пару раз показали по телеку. Ко мне подходили молодые люди, спрашивали, правда ли я дочка великого Коли Константинова? А я им - да, на колени, перед вами дочь фараона…Он был очень популярен среди людей всех возрастов и полов. Однако картины почти не продавались.
_С женой Викой и дочерью Ангелиной.jpeg
С женой Викторией и дочерью Ангелиной

Отец выписывал немецкий журнал АРТ, собирал пластинки музыкантов, каталоги интересных ему художников, изучал культуры и религии, философию, был сильно увлечен джазовой культурой.

Состоял в творческом объединении «Искусство или Смерть». В девяностые ездил в Германию в попытках продать картины. Но из-за языкового барьера и из-за отсутствия коммерческой жилки протусил с панками три месяца, продал немного деревянных украшений местным красоткам и поехал в Ростовчик. Всю оставшуюся жизнь писал картины, лепил из глины, занимался резьбой, шил ритуальные одежды, музицировал и писал стихи и прозу. Незадолго до смерти, в 2006 году, сделал персональную выставку «Обыкновенная живопись».
IMG_0422.jpeg
Мне кажется, папа яростно верил во все свои идеи. Он говорил, что его надо похоронить сидя, во всех его ритуальных нарядах. Я говорила, что это невозможно - у нас христианская традиция, всех закапывают, максимум сжигают. Но хоронила его бабушка, и в гробу он лежал в костюме. В обычном. Он никогда не носил при жизни такие костюмы, даже на свадьбу. Мне кажется, что его похороны - это тоже был какой-то перфоманс. Я не могла надеть на него шлем, цепи и меня бы сдали в психушку, если бы я начала говорить, что похоронить надо сидя. Но он очень серьезно относился ко всем этим ритуальным костюмам, шлемам. Считал, что люди должны быть ближе к природе, и что звери порой человечнее, чем люди. Ритуальные окарины Константинова.jpeg
Ритуальные окарины Константинова

Коля-художник

В вопросах искусства Ростопапа Кол никогда не был ориентирован на коммерциализацию творчества.

- Он не хотел продавать картины, даже когда у него была возможность. Он заведомо не приходил на встречи, которые назначали ему какие-нибудь серьезные люди в деловых костюмах. Писал он друзьям, - вспоминает Лина.

 Живопись до конца была его спутницей. Вот и общество «Искусство или смерть» возникло в Ростове на фоне острого дефицита культуры во времена перестройки, объединив свободных художников, музыкантов и поэтов. Тогда же была создана группа Пекин Роу-Роу.
55.«Боевой слон» 200.300 1993г, холст, масло.jpg
«Боевой слон». 1993г, холст, масло

В 1995 году в своем интервью Сергею Медведеву Николай озвучил свое принципиальное отношение к искусству:

Если для кого-то из нас эти слова были шуткой, эпатажем, то для меня вопрос стоял именно так: Искусство или Смерть.

- В своих картинах он никогда ничего не менял и не дорабатывал, - вспоминает художник Авдей Тер-Оганян. - К тому же Коле никогда не было свойственно теоретизирование.
93.«Марш птиц275-107, 2001г, холст, акрил.jpg
«Марш птиц». 2001г, холст, акрил

Константинов отвергал постмодернизм, потому что вместо мифа о художнике-первооткрывателе был создан миф о художнике-компиляторе. Постмодернизм объявил «конец времен».

Я объявляю начало эпохи «после конца времен», эпохи свободных художников, осознающих свою индивидуальность…Я могу в течение года писать картину только ради того, чтобы все думали, что она была написана за один сеанс.
92.«Сад» 9075 2001г, холст, акрил.jpg
«Сад». 2001г, холст, акрил

После переезда в Москву ростовские художники остро почувствовали дефицит визуальной культуры, то, что было дискредитировано советским искусством и отвергнуто соц-артом и московским концептуализмом, - признается художник Валерий Кошляков.

- Смерть живописи, которую мы осознали тогда, снова поставила перед нами вопрос о смысле искусства, - озвучил мировоззрение художников Тер-Оганян.

Коля Константинов вернулся из Москвы в Ростов и продолжил развивать свою линию пластической живописи вплоть до последних дней своей короткой жизни.

Как художник Константинов участвовал в выставках «Жупел», «Провинциальный авангард», «Италия имеет форму сапога», «Выставка, которая не считается, потому что все очень плохо», «Героическая выставка». Вместе с Иваном Трофимовым они сняли апокалиптический фильм, работа над которым так и не была окончена.
9.«Мой домик в лесу» 63-83 , 1985 г, холст, масло.jpg
«Мой домик в лесу»,1985 г, холст, масло

Коля-музыкант

Николай Константинов - неизменный участник всех сценических и студийных проектов ростовской культовой группы «Пекин Роу-Роу».

С 1999 по 2006 год выступал с группой интуитивной музыки «Урблуд Драмадэръ» в качестве певца и поэта, создавал сценические костюмы, играл на флейте и использовал свои картины на концертах в качестве партитуры для создания музыкальных произведений, в том числе аудио-спектакля «Спальные туфли» и «Вот барышня».

В мае 2003 года при участии музыкантов групп «М.Я.С.О», «Антимузыка» и «Церковь Детства» записал в студии Дунькиного клуба сольный альбом «Буги-Холестерин».



Коля-хулиган

- Папа говорил, что когда ему делали энцефалограмму, он представлял себе сцены, где его бьют в живот или еще что-то в этом духе, - вспоминает Лина, - и он утверждал, что справку ему психиатры сделали просто так, чтобы он получал всю жизнь пенсию и нигде не работал. Не было такого, чтобы он где-то лечился. Фактически он сам себе оказал медвежью услугу. Но он не был невменяемым или неадекватным каким-то.

Шубы топориком рубил, шкафы рубил… Я это воспринимала как ребячество.

По сути, человек просто манипулировал сознанием. Доставал топорик и взрослые люди торопели, в какой-то ступор впадали. Но меня никогда это не пугало. Я понимала, что эта игра его с подсознанием такая, что он просто проверяет так людей. Попадались те, которые на это не велись - не боялись. И они вызывали уважение. Трофимов никогда не боялся, например, Келешьян не боялся.
Набор инструментов для резьбы по дереву Николая Константинова.jpeg
Набор инструментов для резьбы по дереву Николая Константинова

У папы с мамой конфликты были из-за того, что он ее очень ревновал. Она всегда была на виду, привлекала к себе внимание… «Что ты от меня хочешь, я такая!» В итоге чем эта печальная история закончилась? Волосы ей остриг, прям налысо побрил. Это жесть была, мама потом в платках ходила. Он сказал: «Теперь ты не будешь нравиться другим мужчинам». По этой же причине и вещи ее были порублены.

Жена Вика.jpegЖена Виктория


Коля накануне смерти

- Накануне смерти Константинова что-то произошло нехорошее. Тогда пострадал от топора Вадим Мурин. Сергей Сапожников провел какую-то дикую фотосессию, и после смерти папы опубликовал ее в уже появившихся к тому времени соц-сетях. Вадим, Сергей и Николай готовили совместную выставку, которую уже посмертно, назвали «Вы-жить»…
3. Художник Константинов делает вид, что он умер 48,5х188, холст, масло.JPG
Вадим Мурин. Художник Константинов делает вид, что он умер 48,5х188

Он приходил ко мне по утрам, чтобы со мной пообщаться. Знал, что не люблю его выпившим, приходил в 6-7 часов, до того, как выпьет. А последний разговор был плохой. Я ему не оказала никакой поддержки, потому что мне в тот день грустно было из-за личной истории.

- Вот Линка, я понял, в жизни нет смысла.

- Да, ты прав пап, нет смысла.

Это был единственный раз, когда я ему так сказала. Обычно я всегда говорила: «папа, мы продадим все твои картины, мы поедем кататься на красной машине». Всегда старалась дать позитивную отдачу, чтобы не грустил, потому что, честно говоря, по маме он всю жизнь скучал… Она его любила сильнее всех. 14 лет прожить с папой - это же как его надо любить. Человек он был интересный, но необычный.
IMG_0420.jpeg

Человек-анекдот, человек-легенда

Столько личных воспоминаний ростовчан, столько баек, легенд и анекдотов связано с именем Коли Константинова! Наверно, ни один другой художник не удостоился такого объема народного фольклора как Ростопапа Кол. Приводим лишь некоторые из этих воспоминаний.

Макс Белозор. Из книги «Волшебная страна» (архив журнала "Кто Главный").

Про топоры

Художник Николай Константинов увлекся резьбой по дереву. Накупил всяких инструментов, в том числе несколько отличных топоров. А человек он во хмелю буйный. Бывало, придут гости, выпьют немного, он сразу давай топоры показывать: смотрите, какие острые! Гости говорят: «Хорошие у тебя, Коля, топоры», — и стараются незаметно запихнуть их ногой поглубже под диван.

Однажды Коля поссорился с женой. Она убежала на улицу, а он достал топоры и принялся рубить домашние вещи. А время было холодное. Вот стоит Вика на улице в халатике и плачет. Подходят молодые люди:

— Что случилось, девушка?

Она рассказала.

— Ну, — говорят молодые люди, — это ерунда. Сейчас мы его успокоим. Какая, говорите, квартира?

И пошли. Через пять минут вернулись, извинились и ушли по своим делам.

Коля потом рассказывал:

— Рублю я пальто. Чувствую спиной — от двери какая-то агрессия надвигается, какое-то зло. Я топоры наизготовку и поворачиваюсь к двери! А там темно, не видно ни х…я! Но чувствую — агрессия отступает, отступает…

Постояла Вика, постояла и пошла ночевать к Диме Келешьяну. Утром Дима побежал посмотреть, как там Коля.

Входит: дверь нараспашку. Посреди комнаты на груде порубанного барахла спит Коля — руки раскинул, в каждой по топору зажато. Проснулся, увидел Диму, улыбнулся: «А, Димка! А я всю ночь рубил, рубил, зае*ался!».

Случай на рок-фестивале

В Ростове проходил рок-фестиваль. На одном из концертов Коля Константинов так напился, что стала милиция его винтить. Все сбежались, говорят милиционерам:
— Отпустите его, он не пьяный!

Милиционеры говорят:

— Ладно. Ну-ка, присядь!

Коля присел, а встать уже не может. Ему помогли. Он стоит, улыбается.

Милиционеры спрашивают:

— Как тебя зовут?

Коля молчит. Смотрит по сторонам и улыбается. Все вокруг шепотом ему подсказывают:

— Коля, Ко-ля, Ни-ко-лай!

Милиционеры говорят:

— Понятно!

Взяли его под руки, посадили в коляску своего милицейского мотоцикла и улыбающегося увезли в вытрезвитель.

Вспоминает Денис Третьяков (рок-музыкант — прим. «Кто главный»)

Коля — певец

Отмечали всей компанией какую-то субботу. Шумели, горланили, скакали по дому. Соседи с этим уже давно смирились. Никому мы не мешаем. Все вроде хорошо, но в три часа ночи Коля созрел спеть одну из своих песен. Ну, давай Колек, спой. Я взял гитару. Коля приосанился и... запел! А надо сказать, Колино "пение" ни на что не похоже. Это и гортанный хрип и горловое клокотание и истошный вой, и еще нечто - больше похожее на визг подыхающей степной шакальей суки.

Короче, это каждый раз может быть все что угодно, но только не человеческое пение в его традиционном понимании. Я помню, когда мы на студии записывали его альбом «Буги Холестирин» он взял такую высокую ноту, что буквально все кто тогда там сидел, как по команде, разом заткнули уши. А Коля потом хвастался: здесь, говорит, я вышел на ультразвук. Так, что пение Николая может смутить кого угодно (а уж о его текстах и музыке я вообще молчу). Попел Коля нам свои песни и пошел домой. Через некоторое время приезжает наряд милиции с автоматами и заваливаются ко мне в хату.

- В чем дело? -спрашиваю.

Менты молча прошли осмотрелись, автоматы опустили.
- Извините, - говорят, - нам поступил сигнал что в вашей квартире происходит убийство.
- Какое убийство? Что за бред ребята? Мы здесь просто бухаем.
- Видим, - говорит один мент, - но нам позвонили и сказали, что здесь режут ножом женщину и она зовет на помощь!
- А при этом кто-то еще цинично бренчит на гитаре, - добавляет второй.

Коля — человек труда

Глубокая ночь. Слышу, в окно кто-то кидает камни. Один что-то особенно тяжелый. Гу-хух! Благо у меня евроокна, обычные стекла уже бы разлетелись. Подскакиваю как ошпаренный. Под окном Николай. Кое-как одеваюсь и пулей вылетаю к нему на улицу с зажатой в кулаке десяткой. Как я и думал, Коля в дровах. Соседи, бедные, уже повключали свет. Просыпайся дом, Николай пришел! Даю ему чирик и говорю одно слово - "домой"! Николай, ничего не говоря, разворачивается всем телом как волк на сто восемьдесят градусов и спокойно удаляется куда-то в ночь. Утром смотрю - на балконном стекле огромная трещина. Пошел к Коле ругаться. Он мне в ответ:

- А х*ля ты спишь днем?

- Какой день? Пять утра было.

Коля еще более невозмутимо:

- А что, пять утра - для тебя не день? Ты тунеядец, Денис. Трудовой народ в пять утра уже встает и идет на завод, а ты в своей постельке теплой дрыхнешь.
В отличии от никогда не работавшего Коли, я отпахал на заводе пять лет простым слесарем, но спорить с Константиновым как всегда бесполезно.

Коля — дипломат
Приходит как-то ко мне ночью Николай совсем пьяненький. Стоит у двери, шатается. Видно, что хочет что-то сказать но не может. Вышли с ним в подъезд. Коля оперся о стенку, собрался с мыслями и заплетающимся языком выговорил: - Здорово. Дай семь рублей. Мне таких денег не жалко, но я понимаю - дам сейчас и он до дома не дойдет. Начинаю отмазываться, говорить что денег нет. Предлагаю проводить домой. Николай внимательно слушает и молчит, сосредоточенно глядя в мой говорящий рот. Наконец, опять собирается с мыслями и с трудом произносит: - Ну, тогда покажи мне х*й. Я понимаю - у Коли горит трубняк. Начинаю по новой - давай мол провожу и прочее. Объясняю ситуацию минут десять. - Дай семь рублей. - Нет у меня денег Коля, за*бал уже, иди домой. - Ну, тогда покажи мне х*й. Минут сорок мы так общались. Я сказал ему все что про него думал, а он повторял только эти две фразы.

пожаловаться

Читайте также:

Человек особенный
12/12/2020
Катерина Семенько: «Теперь красота — это все что угодно»
- Как художница из Батайска оказалась в Чикаго? - Мы долго жили с мужем и ребенком в Ванкувере в Канаде. К нашему удивлению, в Ванкувере п...
Человек особенный
25/03/2020 18:08:00
«Одной женщины не бывает в жизни настоящего сеньора»
Интервью записано в рамках проекта «Вечера со звездами» в ресторане Pinot Noir. Часто задаваемые вопросы. «Мих...
Человек особенный
19/03/2020 11:17:00
«Мы есть что-то незнакомое, но хорошее»
Браин – ирландец, он не говорит по-русски, но немного понимает. Его жена, коренная ростовчанка Лена, отзывается о нем тепло, говорит, что он чистый ангел с е...
Человек особенный
04/02/2020
Было реально страшно
— Я не люблю пляжный, ленивый отдых. Хочется попасть в неизведанные, не попсовые места, побывать на берегу Северного Ледовитого океана, увидеть северное сияние. Подумал, что хочу о...
Человек особенный
11/10/2019 10:14:00
«Поэты сами разберутся между собой».
Справедливости ради, хочу откликнуться на интервью Игоря Бондаревского в журнале «Кто главный». Хочу уточнить то, что сказал Игорь и рассказать о своё...
Человек особенный
Голубятня
Голубятня все-таки неточно сказано. Это филиал Эдема, зажатый между домов. Здесь растет финиковое дерево, стремятся в небо банан и бамбук, выглядывают из клумб магнолия и лавр, растянулис...
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Предоставлено Линой Константиновой
22/05/2021 01:41:00
Интересное по теме: