Ростову-на-Дону в последнее время остро не хватало вокальных концертов: из-за коронавируса все выступления «звезд» уже второй год подряд переносятся на неопределенный срок. Поэтому откровением для ростовских слушателей стал двухдневный визит в донскую столицу московской джазовой вокалистки Карины Кожевниковой. Джаз-дива вместе с трио известного российского пианиста Якова Окуня дала концерты в клубе «Эссе».
Мастер вокальной импровизации
«Карина Кожевникова – яркая звезда на российской джазовой сцене. Уникальный, завораживающий тембр ее голоса, интимная и проникновенная манера, прекрасное владение техникой вокальной импровизации «скэт», обширный репертуар, тонкое и глубокое проникновение в суть джазовой музыки сделали ее желанной и частой гостьей на лучших концертных площадках России», - пишет об исполнительнице сайт jazzmap.ru.
Дебютировала Карина как джазовая вокалистка в 1996 году. А уже с 2002 по 2005 годы она уже была постоянной солисткой коллектива Александра Осейчука «Зеленая волна». Певица выступает на музыкальных фестивалях «Джаз в саду Эрмитаж», «Славянский базар», «Джазовые голоса и «Евразия», участвует в конкурсах, сотрудничает со студиями звукозаписи и преподает джазовый вокал. Первый сольный альбом Карины «With Eyes Closed» вышел весной 2007 года. Джаз-дива в разное время сотрудничала с трио Льва Кушнира, Георгием Гараняном, Игорем Бутманом, Михаилом Окунем и другими музыкантами.
Впервые Карина услышала джаз в 17 лет: тогда ее друзья-музыканты предложили девушке послушать записи Пола Дэзмонда и Чика Кориа. В результате джаз сразу пришёлся ей по душе: девушка с упоением вновь и вновь слушала композиции великих джазменов. До этого Карина много лет изучала и исполняла классику. Сейчас же ее сердце принадлежит джазу. По мнению вокалистки, классический музыкант ограничен известными рамками, в то время как джазовый волен импровизировать.
На сцене ростовского клуба Карина, кроме зарубежных композиций, исполнила песни на русском языке. Особенно тронули сердца ростовчан исполненные в джазовой обработке песня «Беда», написанная Владимиром Высоцким, и «Старый клён», на слова Михаила Матусова и музыку Александры Пахмутовой. Карина словно "разлила бальзам" своего голоса по очерствевшим душам слушателей. После выступления так и напрашивалось заключение: да, музыка лечит. А такая музыка исцеляет.
Напомним, песня «Старый клён» была написана для фильма «Девчата». Мелодия проходит лейтмотивом по всему фильму, дополняя атмосферу юношеского веселья, первой печали и первого раздумья. Песня стала спутницей трогательной привязанности поварихи Тоси Кислицыной к бригадиру лесорубов Илье Ковригину. Пахмутова вспоминала: Матусовский принёс ей стихи, а она положила их на музыку, троекратно повторяя первые слова каждого четверостишия: «Старый клён, старый клён, старый клён…». Стоит пересмотреть картину снова, чтобы послушать оригинал!
Вторая песня, не оставившая равнодушной никого, — «Беда» — не менее лирична и более трагична. В начале 1970-х композиция исполнялась Мариной Влади и Аллой Пугачевой. Повествование песни ведётся от имени женщины, которая несла свою Беду по тонкому весеннему льду, а он под ней подломился. Героиня ушла под воду, а Беда зацепилась за края полыньи. Теперь Беда не переставая ищет героиню по всему миру, а вслед за ней идут Молва и Кривотолки. И когда возлюбленный женщины находит её, «за ним Беда с Молвой увязалися»: через день мужчина уезжает, а Беда навсегда остаётся с героиней.
Как тут не загрустить и не удариться в раздумья, в размышления? В исполнении Высоцкого эта композиция звучит, конечно, более грубо - как пересказ. А вот у Кожевниковой она - как исповедь! Ты веришь тому, что рассказывает вокалистка.
Как вокал Карины Кожевниковой, так и музыка, исполняемая музыкантами трио пианиста Якова Окуня, согрели ростовчан в своей проникновенностью и теплом.
Для ростовского слушателя выступление Якова Окуня, потомственного джазмена, сына пианиста Михаила Окуня, стало настоящим подарком. Окунь-старший с 1975 по 1978 работал в оркестре Леонида Утёсова, а в 1988 стал пианистом легендарного оркестра Олега Лундстрема, с которым выступал до 2010 года, будучи профессором Гнесинки.
Окунь-младший пришёл в джаз на рубеже 1980-90-х студентом училища им. Гнесиных. В 1991-м году джазовый пианист учился в международной летней джазовой школе в Дублине под наставничеством американского саксофониста Дейва Либмана, который сделал Якова руководителем студенческого ансамбля на финальном концерте школы. Профессиональная же жизнь на московской джазовой сцене у Якова началась в 1992 году, когда он поступил в Московский государственный университет культуры.
Пианист имеет репутацию у гастролирующих в России именитых американских музыкантов и представителей современного мэйнстрима, как самый надёжный партнёр на российской земле. С трио Якова Окуня в качестве гастрольного состава выступали музыканты Донни Маккаслин, Джонни Гриффин, Томас Франк, Лу Табакин, Джеймс Сполдинг, Крэйг Хэнди, трубачи Эдди Хендерсон, Алекс Сипягин и вокалистка Дебора Браун.
Интересно , что в 20211 году музыкант выпустил на нью-йоркском лейбле Criss Cross альбом «New York Encounter», записанный в трио с басистом Беном Стритом и барабанщиком Билли Драммондом. Это был первый случай, когда российский джазовый музыкант выпускает альбом в США, не переезжая в Америку или не издавая альбом за свой счёт.
Клуб «Эссе» не перестаёт радовать ростовчан новыми именами, вокалистами и музыкантами, мероприятиями и открытиями. Каждый раз думаешь, что ещё придумает его концертный директор?... А он тебе - прекрасных Карину Кожевникову и Якова Окуня! Ну, что ж? Ждём новых сюрпризов!