Ростовские художники-прикладники Анна, Елена и Константин, опираясь на традиции используют в своем творчестве актуальные тенденции.
Спектр работ, представленный авторами на персональной выставке, широк: панно, скульптуры, арт-объекты, светильники, композиции, блюда и др.
Каждое произведение выставки - это и выставочный экспонат, и объект современного интерьера или экстерьера, способный обогатить и наполнить неповторимыми авторскими чертами средовое пространство.
СМЕЛОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТКРЫТИЙ
Профессор и заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства Академии архитектуры и искусств ЮФУ Анна Юрьевна Мокина - известный мастер, педагог и исследователь искусства художественного текстиля. Авторские произведения художника отмечены остротой индивидуального мышления, они притягивают внимание необычностью взгляда на мир, ассоциативностью художественных метафор и символов, целостной колористической красотой декоративного строя.
Образы, созданные в технике горячего батика, удивляют зрителя оригинальной образной концепцией. Тонкой гармонией и одухотворенной красотой мироощущения наполнен колористически лаконичный диптих «Тишина». Подобно витражу светится диптих «Вечерело» с ожившими в сумерках силуэтами деревьев и акцентами лиловых трав и листвы в небесных просветах. В смелом декоративном решении, динамически передающем героику донского казачества, решен батик «Верноподданное войско донское» (2012). Скачущий всадник, в силуэте которого угадывается образ полководца М.И. Платова, и важный духовный акцент - икона Владимирской Богородицы в верхнем углу композиции являют выразительный символ славной истории Дона.
Каждый образный замысел автор решает в новом колористическом и композиционном ключе, раскрывая гармонию древнего и современного мира. Таковы масштабные работы «Золото Флоренции», где мосты эпохи Ренессанса и стихия архитектурных планов расплавлены в широких акцентах заката и «Море. Солнце. Песок», решенная плакатно в виде карты Крыма, где тонкими акцентами белого нанесены на зеленой плоскости полуострова памятники античности, а в пространстве неба и моря живут силуэты чаек и рыб.
Гобелены мастера столь же оригинальны и выразительны в цвето-пластическом решении образов. В произведениях в технике ручного ткачества раскрываются невербальные образы в таких произведениях, как «Квадрат», где применены сумах и ворс, передающие бархатистость и мощный жар колористических звучаний. В гобеленах «Благая весть» и «Ангел-хранитель» ажурное ткачество применено в контрастах с плотным фактурным плетением, передавая имматериальный свет духовных проявлений.
Оригинальны в передаче света и цвета новые арт-объекты художника, необычно решающего воплощение дизайнерских идей в настольных лампах с применением дерева и техники сухого валяния.
Каждая работа, созданная вручную Анной Юрьевной Мокиной, является не только выставочным объектом, но и важной доминантой, обогащающей жизненное пространство современного интерьера, являясь полноправным произведением искусства. Художник успешно передает свой опыт и профессиональную культуру современного художественного текстиля студентам, подготовив более 40 лауреатов международных и всероссийских выставок, конкурсов и фестивалей.
РЕДКИЙ ДАР СОЗИДАТЕЛЯ
Константин Станиславович Коростелев – уникальный мастер художественной резьбы по дереву. Его первая родина – Пермская область определила призвание и любовь к дереву, живому и сокровенному для резчика материалу. Всем известна храмовая деревянная скульптура Пермского края, имеющая черты христианского искусства, но по сути выросшая из древней языческой культуры деревянной пластики.
Корни профессии мастера связаны и с Богородской школой художественной резьбы, той самой замечательной богородской игрушкой, сохранившей на века драгоценный дар народного искусства Русского Севера. После учебы в Богородской профтехшколе мастер успешно учился на кафедре ДПИ Академии архитектуры и искусства ЮФУ, которую окончил по специальности «художественная обработка дерева», уже в учебном процессе по-настоящему проявив профессиональный художественный дар.
Творческий диапазон Константина Станиславовича широко раскрылся в деревянной резьбе, дизайне интерьеров с включением авторских архитектурно-художественных элементов, арт-объектов и деревянной мебели, в парковой скульптуре и мелкой пластике. Константин Коростелев – автор резного деревянного многоярусного иконостаса в храме Святого Иоанна Крондштадтского в Ростове-на-Дону.
Мастер развивает свой, особый пластический язык, решающий построение художественной формы в соответствии с функциональным назначением произведения и условиями его восприятия.
Все подвластно художественному видению и рукам мастера: от резной коринфской капители – до изысканной миниатюры лошади, выполненных классически на высоком профессиональном уровне.
Поражает как, смело орудуя бензопилой, из грубого обрубка ваятель создает точный и выразительный образ фигуры коня. Особенно близко к традициям богородской игрушки решены авторские скульптурные композиции медведей, кошек и других собратьев наших меньших, оживающих в пространстве парков и дворов.
Константин Станиславович, овеществляет красоту дерева в его декоративной форме, решая вопросы синтеза с материальной средой – природным окружением, архитектурным ландшафтом, пространством интерьера.
Возможности стилизации в резьбе по дереву проявлены в творчестве Коростелева как главное средство в создании художественного образа, в котором раскрывается уникальный дар созидателя.
ОТ КЛАССИКИ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
Елена Вадимовна Кукушкина – мастер прикладного искусства, проявившая свое призвание в разных направлениях этого вида художественного творчества. После окончания Ростовского училища им. М.Б. Грекова, а затем Академии архитектуры и искусства ЮФУ (кафедра ДПИ) художник работала в техниках батика и гобелена, керамики и шерстяной акварели.
Елена Вадимовна создала десятки разноплановых и контрастных дизайнерских объектов. Однако судьбоносным видом декоративно-прикладного искусства для нее стало художественное стекло, в котором были увлеченно освоены разные стили и техники.
Богатство разнообразных возможностей художественного стекла раскрылось в образной стихии мастера, создающего сегодня произведения не только в технике витража и мозаики, но и в малировании, фьюзинге, смешанной технике.
Широкий спектр открытий в создании концептуальных объектов в результате тепловой обработки стекла стал важным в реализации новых авторских замыслов.
В студийных работах художник решает задачи проявления художественного стекла, как объекта эстетического созерцания и средства эмоционального воздействия.
Витражный диптих «Римские сюжеты» воссоздает тонкую передачу архитектоники форм древних ваз и, одновременно, графически виртуозно отражает сложнейшую многофигурную вазопись. Темно-зеленая фактура фона в контрасте с гладкой светящейся поверхностью силуэтов усиливает эффект историзма целостного классического образа.
В контрасте с классикой, в смелом эксперименте созданы объекты нового стилистического направления. Такие композиции, как: «Седьмое чувство», диптих «Tomorrow will com» и работа «Рыбы», оформленная в деревянное тондо, со сверкающим на крючках уловом, отражают экзистенциальную суть смелых творческих замыслов.
Необычность тем и проявление оригинального абстрактного языка в произведениях Елены Вадимовны Кукушкиной решены в концептуальном ключе. Они притягивают целостностью и, одновременно, сложнейшими градациями света, тона и выразительной пластики. Смелые авторские художественные объекты мастера отмечены наградами всероссийских и международных конкурсов авторского художественного стекла.
Выставка работает до 16 июня 2024 года
Выставочный зал РОО ВТОО «Союз художников России»,
г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 84