Премьера в РАМТ - всегда событие, на этот раз спектакль «Тот самый Мюнхгаузена» по пьесе Григория Горина стал сенсацией.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Зрители, знакомые со знаменитым фильмом Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» шли на спектакль с некоторой опаской. Трудно было представить, как можно отстроиться, не скопировать, не повториться. Оказалось можно.
«Как же я его ждала! Как переживала, что буду сравнивать с постановкой Марка Захарова, вдруг замечу подражание Олегу Янковскому, Леониду Броневому, Александру Абдулову, Инне Чуриковой. Но ни разу за весь спектакль я не провела никаких аналогий. Это же какую работу провели постановщики, что я напрочь забыла любимый фильм!», - поделилась впечатлениями зритель Галина Ажинова.
По словам директора РАМТ Карины Сердюченко, она мечтала о постановке пьесы Григория Горина несколько лет.
«Мы не могли приступить к постановке сразу же, как только возникла идея. Это произошло по причине того, что была неясность с правами на пьесы Григория Горина. А соблюдение прав сегодня - вопрос № 1, прежде чем браться за постановку. Когда же стало ясно, что с авторскими правами все прозрачно, и мы можем себе это позволить, тогда встал вопрос о выборе режиссера», - рассказала директор театра Карина Сердюченко.
Она добавила, что сразу знала, что режиссером должен стать главный режиссёр театра Михаил Заец. «Я не сомневалась, что он сможет сделать. Это абсолютно в его эстетике пьеса, она такая яркая, динамичная, столько экспрессии там и юмора, сатиры», — отметила Карина Сердюченко.
Но Михаил Заец не сразу принял решение браться за пьесу, однако, взявшись, сделал спектакль на одном дыхании.
О ЦВЕТЕ
Огромное значение в спектакле уделено цвету. Сценография художника-постановщика Алексея Паненкова разделила мир Мюнхгаузена и Марты, и мир «Всех остальных» цветами на два цвета: Маджента и серый. Есть еще белый.
Белый цвет – основа всего. Это и вымысел в виде античных обломков, и воздушные шары, и белые предметы быта – настоящие стиральная машинка, холодильник, ванна, кухонные шкафчики, которые окружают героев.
В первом части мир барона - яркий, розовый, летящий, искрящийся и наполненный жизнью. Костюмы цвета маджента Мюнхгаузена, его возлюбленной Марты и слуги Томаса противопоставлены серости и обыденности без права на фантазию нелюбимой супруги барона Якобины, его сына Феофила, адвоката Рамкопфа, бургомистра и герцога. Серый цвет, по замыслу авторов, соотносится с формализмом, высокомерием и консерватизмом.
Искушенный зритель может увидеть в работе художника-постановщика не только античные аллюзии, но и отсылки к творчеству художника сюрреалиста Рене Магрита. Это выражено и в силуэтах костюмов, и в использовании зонтов, котелков, в рисунке облаков, есть и прямые отсылки. И да, действительно, в спектакле много сюрреализма.
Во второй части спектакля миры меняются местами. После ненастоящей смерти барона его противники сразу же становятся его сторонниками мимикрируют под «Мюнгхаузенов» и надевают костюмы малинового цвета вместо серых. В этой части режиссер и художник великолепно, через танцы, визуальные образы, показывают современный мир потребления и брендинга. По сути, в этой части нам являют технологии и закулисье PR.
«Главное действующее лицо в постановке - цвет. Яркий малиновый мир Барона и Марты противопоставлен серо-черно-белому стандартному мышлению антагонистов. Оказавшись цветочником и потеряв свою личность, Барон становится серым, в то время как другие персонажи, уже культивирующие его личность и уже верящие в его истории, обретают и его яркость.
Сложнее всего смена веры дается Пастору - сначала меняется цвет его шапочки, лишь потом - всего образа. Вообще вопрос веры, наверное, ключевой…», - поделилась впечатлениями зритель Ляна Милютина.
Да, это вопрос Веры.
В конце зрителей ждет белый финал: Мюнгхаузен, Марта и верный Томас предстают в белых одеждах, на Луне.
Они вознаграждены светом и чистотой за верность мечте, преданность и любовь.
«Тот самый Мюнхгаузен» от РАМТ — это тройной заряд искренности, потому что это произведение изначально по сути своей фантасмагория, и теперь наконец-то это и по форме фантасмагория — благодаря актёрской игре нового поколения, благодаря современным театральным трендам и сценическим приёмам, благодаря декорациям и костюмам, за которые отдельная благодарность художнику-постановщику Алексею Паненкову», - поделился своими впечатлениями активный зритель Алексей Романенко.
Хочется также отметить работу режиссера видеомонтажа и видеографа Дмитрия Иванченко. Тонко вплетенные в тело спектакля мультимедийные эффекты помогают создать свой, неповторимый мир Мюнхгаузена. в 2024 году на сцене Ростовского Молодежного театра.
О ГЛАВНОМ
«Если бы меня полгода назад попросили предположить, кто же из актеров Молодежного будет утвержден на роль Мюнхгаузена, без промедления бы ответила: Сергей Беланов. Точное попадание в образ и убедительная игра Сергея заставили меня пересмотреть свое детско-ироничное отношение к барону. Я наконец-то ему поверила. А почему? Да потому что он хотел сделать свою женщину счастливой. Ей всегда было с ним интересно. Авантюристов любят, с мужчинами, подстраивающимися под толпу, скучно…», - делится впечатлениями Галина Ажинова
Мы хотим также отметить потрясающе сыгранные роли комедийных персонажей — герцога в исполнении заслуженного артиста России Александра Семикопенко, бургомистра в исполнении Романа Меринова, а также пастора в исполнении Дмитрия Зуева. Они совсем не похожи на персонажей из известного фильма, но глубокие, комичные и очень интересно следить за трансформацией их образов.
Конечно, нельзя не отметить женские роли – нежной и прекрасной Марты, в исполнении Екатерины Пономарёвой и жесткой, хваткой баронессы Якобины фон Мюнхгаузен в исполнении Юлии Саюшкиной. Такие полярные, но такие яркие!
«Сегодня были на премьере спектакля! Хочу выразить благодарность и огромный восторг постановщикам, актерам, костюмерам! Спектакль очень зрелищный, юморной, игра актёров как всегда на высоте!»,- подводит итог зрительница Анастасия.
«Огромное спасибо всем, создавшим прекрасный спектакль! Неожиданно, смело, красиво! Игра актёров, потрясающие костюмы, музыка - всë впечатлило, порадовало. Было интересно, увлекательно, было сопереживание героям, смешно и грустно. Прекрасный вечер в любимом театре!», - делится впечатлениями Нина М.
Пожелаем спектаклю долгой жизни и всех возможных театральных лавров.
Увидеть спектакль теперь можно будет только в следующем году, 24 января 2025 г., но билеты и на него уже почти все проданы!
Тот самый Мюнхгаузен» РАМТ не стал копией фильма или пьесы, а получился самобытным и ярким подарком для ростовских зрителей. Это ещё одна попытка разобраться в том, какая сила заставляет Мюнхгаузена жить в мире своих фантазий и творить собственную реальность – жажда славы, бегство от обыденности или желание быть с любимой женщиной, для которой и придуман этот особенный мир.
КТО СДЕЛАЛ:
Режиссёр-постановщик — Михаил Заец
Художник-постановщик — Алексей Паненков
Действующие лица и исполнители:
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, барон — Сергей Беланов;
Марта, его жена — Екатерина Пономарёва;
Якобина фон Мюнхгаузен, его супруга, баронесса — Юлия Саюшкина;
Феофил фон Мюнхгаузен, его сын — Владислав Львов;
Томас, слуга — Дмитрий Фёдоров;
Бургомистр — Роман Меринов;
Герцог — Александр Семикопенко, заслуженный артист РФ;
Рамкопф, адвокат — Александр Гайдаржи;
Судья — Антон Тихомиров;
Пастор — Дмитрий Зуев;
Главнокомандующий — Рустам Огородников;
Фрейлины— Анастасия Артемьева, Алеся Алексеева, Татьяна Золотова.