Улыбайтесь, господа, улыбайтесь - в РАМТ премьера «Тот самый Мюнхгаузен»

На сцене Ростовского Академического Молодежного театра 29, 30 ноября и 1 декабря прошли пять премьерных спектаклей «Тот самый Мюнхгаузен» с полным аншлагом. «Главный» побывал на генеральном прогоне и собрал комментарии создателей и впечатления зрителей после премьеры
Текст:
Ирина Ковалевская
Фото:
фото: пресс-служба РАМТ, Ирина Ковалевская
02/12/2024
Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке, ставшего героем многих веселых книг, преданий и пьес, благодаря яркой сценографии, необыкновенной режиссерской работе, потрясающей игре актеров получилась у РАМТ легкой, фантазийной, свежей и глубокой.

Премьера в РАМТ - всегда событие, на этот раз спектакль «Тот самый Мюнхгаузена» по пьесе Григория Горина стал сенсацией.

Marta-1-1067x800.jpg

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Зрители, знакомые со знаменитым фильмом Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» шли на спектакль с некоторой опаской. Трудно было представить, как можно отстроиться, не скопировать, не повториться. Оказалось можно.

«Как же я его ждала! Как переживала, что буду сравнивать с постановкой Марка Захарова, вдруг замечу подражание Олегу Янковскому, Леониду Броневому, Александру Абдулову, Инне Чуриковой. Но ни разу за весь спектакль я не провела никаких аналогий. Это же какую работу провели постановщики, что я напрочь забыла любимый фильм!», - поделилась впечатлениями зритель Галина Ажинова.

По словам директора РАМТ Карины Сердюченко, она мечтала о постановке пьесы Григория Горина несколько лет.

«Мы не могли приступить к постановке сразу же, как только возникла идея. Это произошло по причине того, что была неясность с правами на пьесы Григория Горина. А соблюдение прав сегодня - вопрос № 1, прежде чем браться за постановку. Когда же стало ясно, что с авторскими правами все прозрачно, и мы можем себе это позволить, тогда встал вопрос о выборе режиссера», - рассказала директор театра Карина Сердюченко.

Она добавила, что сразу знала, что режиссером должен стать главный режиссёр театра Михаил Заец. «Я не сомневалась, что он сможет сделать. Это абсолютно в его эстетике пьеса, она такая яркая, динамичная, столько экспрессии там и юмора, сатиры», — отметила Карина Сердюченко.

Но Михаил Заец не сразу принял решение браться за пьесу, однако, взявшись, сделал спектакль на одном дыхании.

00a8c59f-2ce6-49bf-8455-3b202226f170.jpg

О ЦВЕТЕ

Огромное значение в спектакле уделено цвету. Сценография художника-постановщика Алексея Паненкова разделила мир Мюнхгаузена и Марты, и мир «Всех остальных» цветами на два цвета: Маджента и серый. Есть еще белый.

Белый цвет – основа всего. Это и вымысел в виде античных обломков, и воздушные шары, и белые предметы быта – настоящие стиральная машинка, холодильник, ванна, кухонные шкафчики, которые окружают героев.

В первом части мир барона - яркий, розовый, летящий, искрящийся и наполненный жизнью. Костюмы цвета маджента Мюнхгаузена, его возлюбленной Марты и слуги Томаса противопоставлены серости и обыденности без права на фантазию нелюбимой супруги барона Якобины, его сына Феофила, адвоката Рамкопфа, бургомистра и герцога. Серый цвет, по замыслу авторов, соотносится с формализмом, высокомерием и консерватизмом.

b5fb6c1e-7ab5-41d3-b2a1-9b018251e515.jpg

Искушенный зритель может увидеть в работе художника-постановщика не только античные аллюзии, но и отсылки к творчеству художника сюрреалиста Рене Магрита. Это выражено и в силуэтах костюмов, и в использовании зонтов, котелков, в рисунке облаков, есть и прямые отсылки. И да, действительно, в спектакле много сюрреализма.

Во второй части спектакля миры меняются местами. После ненастоящей смерти барона его противники сразу же становятся его сторонниками мимикрируют под «Мюнгхаузенов» и надевают костюмы малинового цвета вместо серых. В этой части режиссер и художник великолепно, через танцы, визуальные образы, показывают современный мир потребления и брендинга. По сути, в этой части нам являют технологии и закулисье PR.

«Главное действующее лицо в постановке - цвет. Яркий малиновый мир Барона и Марты противопоставлен серо-черно-белому стандартному мышлению антагонистов. Оказавшись цветочником и потеряв свою личность, Барон становится серым, в то время как другие персонажи, уже культивирующие его личность и уже верящие в его истории, обретают и его яркость.
Сложнее всего смена веры дается Пастору - сначала меняется цвет его шапочки, лишь потом - всего образа. Вообще вопрос веры, наверное, ключевой…», - поделилась впечатлениями зритель Ляна Милютина.

Да, это вопрос Веры.
В конце зрителей ждет белый финал: Мюнгхаузен, Марта и верный Томас предстают в белых одеждах, на Луне.
Они вознаграждены светом и чистотой за верность мечте, преданность и любовь.

«Тот самый Мюнхгаузен» от РАМТ — это тройной заряд искренности, потому что это произведение изначально по сути своей фантасмагория, и теперь наконец-то это и по форме фантасмагория — благодаря актёрской игре нового поколения, благодаря современным театральным трендам и сценическим приёмам, благодаря декорациям и костюмам, за которые отдельная благодарность художнику-постановщику Алексею Паненкову», - поделился своими впечатлениями активный зритель Алексей Романенко.

Хочется также отметить работу режиссера видеомонтажа и видеографа Дмитрия Иванченко. Тонко вплетенные в тело спектакля мультимедийные эффекты помогают создать свой, неповторимый мир Мюнхгаузена. в 2024 году на сцене Ростовского Молодежного театра.

63d16abc-12e1-43da-8427-87fb764d7648.jpg

О ГЛАВНОМ

«Если бы меня полгода назад попросили предположить, кто же из актеров Молодежного будет утвержден на роль Мюнхгаузена, без промедления бы ответила: Сергей Беланов. Точное попадание в образ и убедительная игра Сергея заставили меня пересмотреть свое детско-ироничное отношение к барону. Я наконец-то ему поверила. А почему? Да потому что он хотел сделать свою женщину счастливой. Ей всегда было с ним интересно. Авантюристов любят, с мужчинами, подстраивающимися под толпу, скучно…», - делится впечатлениями Галина Ажинова

Мы хотим также отметить потрясающе сыгранные роли комедийных персонажей — герцога в исполнении заслуженного артиста России Александра Семикопенко, бургомистра в исполнении Романа Меринова, а также пастора в исполнении Дмитрия Зуева. Они совсем не похожи на персонажей из известного фильма, но глубокие, комичные и очень интересно следить за трансформацией их образов.

Конечно, нельзя не отметить женские роли – нежной и прекрасной Марты, в исполнении Екатерины Пономарёвой и жесткой, хваткой баронессы Якобины фон Мюнхгаузен в исполнении Юлии Саюшкиной. Такие полярные, но такие яркие!

«Сегодня были на премьере спектакля! Хочу выразить благодарность и огромный восторг постановщикам, актерам, костюмерам! Спектакль очень зрелищный, юморной, игра актёров как всегда на высоте!»,- подводит итог зрительница Анастасия.

«Огромное спасибо всем, создавшим прекрасный спектакль! Неожиданно, смело, красиво! Игра актёров, потрясающие костюмы, музыка - всë впечатлило, порадовало. Было интересно, увлекательно, было сопереживание героям, смешно и грустно. Прекрасный вечер в любимом театре!», - делится впечатлениями Нина М.

Пожелаем спектаклю долгой жизни и всех возможных театральных лавров.
Увидеть спектакль теперь можно будет только в следующем году, 24 января 2025 г., но билеты и на него уже почти все проданы!

Тот самый Мюнхгаузен» РАМТ не стал копией фильма или пьесы, а получился самобытным и ярким подарком для ростовских зрителей. Это ещё одна попытка разобраться в том, какая сила заставляет Мюнхгаузена жить в мире своих фантазий и творить собственную реальность – жажда славы, бегство от обыденности или желание быть с любимой женщиной, для которой и придуман этот особенный мир.


КТО СДЕЛАЛ:

Режиссёр-постановщик — Михаил Заец
Художник-постановщик — Алексей Паненков
Действующие лица и исполнители:
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, барон — Сергей Беланов;
Марта, его жена — Екатерина Пономарёва;
Якобина фон Мюнхгаузен, его супруга, баронесса — Юлия Саюшкина;
Феофил фон Мюнхгаузен, его сын — Владислав Львов;
Томас, слуга — Дмитрий Фёдоров;
Бургомистр — Роман Меринов;
Герцог — Александр Семикопенко, заслуженный артист РФ;
Рамкопф, адвокат — Александр Гайдаржи;
Судья — Антон Тихомиров;
Пастор — Дмитрий Зуев;
Главнокомандующий — Рустам Огородников;
Фрейлины— Анастасия Артемьева, Алеся Алексеева, Татьяна Золотова.


Читайте также:

Премьера
12/08/2024
31 августа в природном парке «Киммерия» пройдет фестиваль ленд-арта, творчества и музыки «Природа вдохновения»
Перфомансы, концерты, презентация ленд-арт объектов, коллективный арт-пикник, мастер-класс...
Премьера
18/02/2023
24 февраля в Музыкальном театре опера Князь Игорь
Либретто Александра Бородина и Владимира Стасова Исполняется на русском языке Премьера оперы состоялась 29 мая 2010 года. Первое литературное...
Премьера
12/09/2021
Вышла в свет книга воспоминаний о донском враче и краеведе Минасе Багдыкове
Вышла в свет книга «Несущий свет. Минас Багдыков» из серии «Жизнь замечательных нахичеванцев», в которой собраны воспоминания...
Премьера
27/04/2021
30 апреля Ростов отметит Международный День джаза
Ростов-на-Дону в этом году присоединится к празднованию Международного Дня джаза, который пройдет 30 апреля на разнообразных площадках донской столицы....
Премьера
21/05/2020
Творческая молодежь получит по десять тысяч рублей от губернатора
«Губернаторские премии присуждают 15 представителям творческой интеллигенции, проживающим на территории Ростовской области в возрасте д...
Премьера
25/04/2020
Ростовчанин Юрий Башмет окажет финансовую помощь классическим музыкантам
Легендарный уроженец Ростова, народный артист СССР, альтист и дирижер Юрий Башмет совместно с «Русским концертным агентством» за...

Текст:
Ирина Ковалевская
Фото:
фото: пресс-служба РАМТ, Ирина Ковалевская
02/12/2024
Интересное по теме: