Сюжет спектакля берёт за основу рассказы Ситиро Фукадзавы - в горной японской деревушке существует суровый обычай: стариков, доживших до 70 лет, уносят на склон горы Нараяма и оставляют там, на съедение хищным птицам. Происходит это потому, что выжить в горах трудно, пищи мало, а старики немощны и более не приносят пользы. И вот старший сын на своих плечах относит родителя на вершину горы Нараяма, где старика ждёт смерть от жажды и голода.
Такая судьба ждёт и О-рин — старушку, возраст которой приближается к «роковым» семидесяти. Сын Тацухэй готовится исполнить свой долг и отправиться с матерью на Нараяму. А 69-летняя О-рин самоотверженно готовится к неотвратимому событию, приводя в порядок семейные дела: находит новую жену овдовевшему сыну, варит угощение для ритуального ужина, принимает в дом невесту внука, нетерпеливо ожидающего, когда же бабушка освободит место для молодых.
Впереди у О-рин – последнее головокружительное восхождение на гору и встреча с богом Нараямой.
Кто-то знает эту историю по фильму «Легенда о Нараяме» – в 1983 году он получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Чем эта история может зацепить нас? Как она перекликается с нашей традицией и менталитетом?
По словам зрителей, «Нараяма» это новое, необычное и волнующее зрелище, которое, с одной стороны, шокирует своим сюжетом, а с другой, завораживает своей атмосферой и заставляет глубоко задуматься о ценности жизни.
Интересен тот факт, что изначально спектакль «Нараяма» не был запланирован в репертуаре Молодёжного театра. Внезапно на пороге театра появился молодой режиссёр Никита Бурлаков, и предложил нам поставить спектакль об этой древней японской традиции. Примечательно, что японская культура не так часто представлена на театральных сценах нашей страны. Также важно отметить, что в этом спектакле зрители не увидят традиционный японский грим, однако будет множество других интересных деталей, которые продемонстрируют культурные особенности Японии», - прокомментировала директор Молодёжного театра Карина Сердюченко.
«Когда мы начинали ставить спектакль, у меня было другое видение конечного результата. Однако я считаю важным оставить артистам некий «воздух», пространство для творчества, чтобы спектакль был выстроен не только режиссёром. Когда артист придумывает моменты под свою психофизику, ему легче воспринимать героев и он больше ценит свой труд. Любой спектакль - это живой организм, который видоизменяется каждый день, когда мы делаем прогоны, и всегда приносит новые детали...», - отметил режиссёр спектакля «Нараяма» Никита Бурлаков.
Спектакль поставлен на малой сцене. Малая сцена заставляет режиссера и художника находить интересные, особенные решения.
В «Нараяма» РАМТ вновь удивил: особенные трансформации декораций сцены из деревни в гору, теневой театр, решение всего спектакля в два основных цвета - черный и белый, и многое другое.
Графичный, ритмичный спектакль наполнен любовью, ненавистью, добротой, безысходностью и надеждой. Эта притча позволяет посмотреть на себя и наш современный мир со стороны. Увидеть что такое семья, осмыслить свое место в своей собственной семье и в мире. Задуматься над тем куда мы двигаемся и вспомнить, что у каждого не за горой собственная гора. С чем мы придем к ней?
Актёрский ансамбль по общему мнению зрителей подарил невероятные эмоции. Игра актёров - Людмилы Мелентьевы и Александра Семикопенко захватывала все внимание, но и талантливая молодежь, не оставила равнодушными зрителей. Актеров буквально засыпали цветами и овациями.
Постановочная группа спектакля:
режиссёр-постановщик – Никита Бурлаков;
сценография – Алексей Пайвин;
костюмы – Алексей Пайвин;
композитор – Аркадий Лазарев.
Продолжительность спектакля – 1 час 30 минут без антракта.
Возрастное ограничение 16+.