Здание театра является памятником архитектуры федерального значения.
На протяжении 125 лет здесь работали театры самых разных направлений, творили выдающиеся режиссёры, актёры и художники, внесшие свой вклад в развитие театральной и культурной жизни нашей страны: Артур Хайкин, Вячеслав Гвоздков, Владимир Чигишев, Аристарх Ливанов, Анна Самохина, Никас Сафронов, Анатолий Васильев, Сергей Жигунов.
Сейчас славу театру приносят заслуженные артисты России Маргарита Лобанова, Николай Ханжаров, Ольга Щёлокова, Валерия Искворина, Юрий Филатов.
В спектаклях текущего репертуара на сцене блистают Сергей Беланов, Александр Гайдаржи, Светлана Лысенкова, Роман Меринов и многие другие артисты, получившие заслуженное признание ростовских зрителей.
В 1997 году театр получил звание Академического, а в 2001- стал называться Ростовским-на-Дону областным академическим молодежным театром. 21 декабря 2015 года учредителем театра стало Управление культуры г. Ростова-на-Дону, и театр получил новое название – муниципальное автономное учреждение культуры «Ростовский-на-Дону академический молодежный театр».
В мае 2012 года Ростовский-на-Дону областной академический молодежный театр возглавила Карина Олеговна Сердюченко. В октябре того же года главным режиссёром театра стал Михаил Васильевич Заец.
Ежегодно в репертуаре театра - 20-25 спектаклей, среди них 5-6 премьерных.
В честь юбилея театр подготовил для своих зрителей обширную культурную программу — фантасмагорию в 1-м действии «125 лет. Один день из жизни театра».
В Золотом фойе зрителей ждёт уникальная фотоэкспозиция, выставка театральных костюмов и элементов декораций.
Почта России выпустила к 125-летию Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра конверт. Их общий тираж составил 250 000 экземпляров. В Ростовскую область поступило 100 000 штук. И 13 декабря, в день юбилея, состоится торжественное гашение конверта.
Но самое интересное конечно будет происходить в зрительном зале.
Режиссёр-постановщик – Михаил Заец.
13 декабря 2024 г.
Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 3.
НАША СПРАВКА
30 марта 1894 года члены Нахичеванского общества любителей драматического искусства подали в городскую думу ходатайство «О сооружении здания городских общественных учреждений и помещения в нём театрального зала и местного коммерческого клуба».
Гласные думы поручили городскому архитектору Николаю Дурбаху разработать проект театра. Возведение здания театра длилось четыре года и два месяца. 16 декабря 1899 года состоялось его открытие, а отделка интерьеров завершилась лишь к 1907 году.
На первом спектакле играла труппа знаменитого театрального деятеля Николая Николаевича Синельникова.
Представление состояло из пролога, представившего зрителю постановку-аллегорию, и комедии Л.Н. Толстого в 4-х действиях «Плоды просвещения».
Театр был рассчитан на 650-700 мест, трехъярусный зал имел форму втянутого полукруга, что приближало зрителя к сцене. Прекрасная акустика была достигнута благодаря точно рассчитанным форме и объему, а также использованию древнего способа строительства – в стены под потолком были вмурованы амфоры с горлышками, открытыми в зал. Действовала «амосовская» система отопления: в стенах были устроены воздуховоды, благодаря чему одна небольшая кочегарка надежно отапливала все грандиозное помещение. Пол зрительного зала при помощи домкратов можно было сделать горизонтальным и при необходимости провести в здании многолюдный бал, что и состоялось при открытии. Единственным случаем в истории мирового искусства было то, что на сцене театра играл и его создатель - архитектор Н.Н. Дурбах.
В разные годы в здании существовали разные театры. В 1929 году здесь обосновался Театр рабочей молодежи (ТРАМ). Несколько месяцев спустя выпускница Московского театрального института (позже ГИТИСа), режиссер Анна Нестерова основала Театр юного зрителя. Ее премьерной постановкой считается спектакль «Маугли».
После войны в здании на площади Свободы получил прописку Ростовский театр комедии, преобразованный в 1957 году в Молодежный театр драмы им. Ленинского комсомола. Официальной датой создания ТЮЗа имени Ленинского комсомола считается 23 февраля 1964 года, первой премьерой – спектакль «Чапаёнок».
Спектакли ТЮЗа получили дипломы всесоюзных и всероссийских фестивалей. В новейшую историю театра вписали свои имена такие известные режиссеры как Артур Хайкин, Юрий Еремин, Вячеслав Гвоздков, Владимир Чигишев и др. Заслуженный работник культуры РФ Александр Николаевич Компанийцев, более 40 лет проработавший директором театра, и заслуженный деятель искусств РФ Владимир Борисович Чигишев, более 20 лет занимавший пост главного режиссера театра, приложили максимум усилий, чтобы театр пережил второе рождение. Благодаря реконструкции, начатой в 1983 году, общая площадь увеличилась более чем в два раза: были пристроены помещения производственных цехов, гримуборных, малой и экспериментальной сцен. Изменился и репертуар театра – в нем стали появляться «неформатные» постановки, заставившие заговорить о Ростовском ТЮЗе, а затем о Молодежном театре, театральную общественность России и зарубежья.
Культовыми постановками стали такие спектакли как «Гамлет» В.Шекспира, «Три сестры» А.Чехова, «Собаки» Л. и А.Чутко, К.Сергиенко, «Пугачев» С.Есенина. Лучшие спектакли театра видела публика Германии, Франции, Дании, Италии, Мексики, Польши, Турции, Японии.
В 2012 году театр после многолетнего перерыва возобновляет гастрольно-фестивальную деятельность. Ростовский молодежный театр становился участником и призером различных фестивалей: IV и V Международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «ArtОкраина» в г. Санкт-Петербурге, IV Открытого фестиваля театров для детей и юношества «ТЮЗ-2013» (Украина), XII и XIII Всероссийского фестиваля «Реальный театр» в г. Екатеринбурге, фестиваля «АртКаникулы» в г. Перми, V Международного театрального фестиваля «Комплимент» в г. Новочеркасске, Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» в 2017 и 2018 годах. Ежегодно театр становится лауреатом Ростовского областного театрального конкурса «Мельпомена».
Сегодня Ростовский академический молодежный театр - это театр с современным взглядом на мир, любящий экспериментировать, но при этом хранящий верность лучшим театральным традициям.