На выставке будет представлено более 50-ти живописных и графических произведений, предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции М-Галереи и фондов Ростовского областного музея изобразительных искусств.
В экспозицию вошли работы художников 20 века: Э. Прохорова «Ной с сыновьями строят ковчег», Д. Кочановича «Мир дому твоему» и других, в основном, это портреты современников – людей разных профессий, олицетворяющих целую эпоху. Изображения их рук красноречиво свидетельствуют о времени, в котором они жили и служили другим людям. Люди эпохи, ушедшей или современной нам, родные и незнакомые, живущие в прошлом и настоящем, находящиеся рядом или случайно повстречавшиеся на жизненном пути. Что мы знаем о них? Что помним, когда их нет рядом? Их дела и поступки, слова и фразы, иногда случайно обронённые, тембр голоса, интонацию, внешность. Со временем их образ может стать размытым, зыбким, силуэтным. Ярко помнятся только детали: осанка, походка, глаза… руки.
Воспоминание, часть жизни, момент, акцент, деталь… Перекрещенные пальцы рук старухи. Руки бабушки, с вздутыми от тяжёлой многолетней работы венами. Руки деда. Руки, нас кормящие, нас вырастившие. Рука ребёнка в руке взрослого, мамы или бабушки, в самом сердце зимней северной столицы, таких маленьких на фоне атлантов, держащих руками своды, дворца и неба. Пальцы музыканта на клавишах фортепиано. Руки тяжелоатлета, стоящего у штанги, взявшего вес и победившего, нет, не соперника, себя. Руки балерины, танцующей на сцене, изящные, точёные, похожие на крылья птицы. Руки шахтёра, покрытые угольной пылью. Рука продавца газет. Руки ловца птиц, похожие на ветви дерева. Руки младенца, держащие вас за палец. Руки девушки, держащие нежный цветок или лежащие на коленях, бёдрах. Ожидание. В ожидании любви, перемен. Рука девушки, гадающей о судьбе. Рука юноши, держащая монету, «перст указующий», руки Адама и Евы, Ноя. Рука солдата Великой Отечественной войны, пальцы которой собраны в кулак, или членов семьи, собравшейся за столом, вместе, чтобы слепить пельмени. Руки любимой женщины, жены, «второй половинки». Руки писателя, чёткие, острые, угловатые, подчёркивающие невидимый, но такой осязаемый железный стержень внутри, измотанный, но не сломленный эпохой дух. Плотная живопись. Чёткие, лаконичные линии. Минимум линий. Краски тем более говорящие, чем проще их сочетание.
Руки как основной объект, как акцент, деталь, решённые в рамках художественного пространства работ в разных техниках, разных манерах, разных стилистиках. Когда соцреализм, «суровый стиль» и направления абстрактного искусства максимально приближаются к искусству Античности и Ренессанса в своём гимне человеку, силе его духа, красоте тела и души, души вечной.
Своеобразный лейтмотив выставки – общая позитивная тональность представленных работ. Без неуместного и неуёмного пафоса, без гнетущей навязчивости, не кричащая, как, к сожалению, зачастую принято в день сегодняшний. Иногда тихая, иногда задорная. Всегда искренняя. С чувством собственного достоинства, уже лёгким (не путать с «легковесным»), уже выстраданным. Как в стихотворении Веры Инбер, которое, правда, о счастье: «…Лёгкое счастье, тяжелее которого нет». Как нет и эпохи, отголоски которой мы все застали. На представленных работах, в нашей жизни. Жизни на планете, к которой, как к дому, кто-то протягивает руки. Человек?
Мы протягиваем руки друг другу в знак нашего доброго расположения. Возьмемся за руки, друзья!
Ростовский областной музей изобразительных искусств
г. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 115.