Корабли «Юнона» и «Авось» вернулись в гавань Ростовского музыкального театра. Знаменитая рок-опера Алексея Рыбникова в обновленном варианте — снова на ростовских подмостках. Символично, что в 2021 году исполняется 40 лет с даты первой поставки «Юноны и Авось» и 90 лет — с даты основания Ростовского музыкального театра.
Впервые на Ростове — в 1987-м
В Ростове «Юнону и Авось» впервые поставили в 1987 году, 34 года назад. Сначала он шел на сцене Театра музыкальной комедии, потом — на сцене «белого рояля», Ростовского музыкального театра. Спекталь, который в 2009 году поставил режиссер Константин Балакин, показывали на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского, на фестивале «Золотая маска», на 80-летия Ростовского музыкального театра, на фестивале «Театральный олимп» в Сочи — в общей сложности дали 82 представления.
Опера Алексея Рыбникова
А потом, по словам генерального директора театра Вячеслава Кущева, у автора музыки к опере «Юнона и Авось» Алексея Львовича Рыбникова изменилось настроение, и он не продлил право на показ этого спектакля. Но все же после многочисленных переговоров, предоставления видеозаписей и рабочих партитур маэстро одобрил постановку на ростовской сцене.
Алексея Львовича даже пригласили в Ростов на генеральный прогон, забронировали купе «люкс» в скоростном поезде из Москвы. Но композитор по рекомендации доктора решил не рисковать, поскольку 17 февраля ему ввели второй компонент прививки от коронавируса. Коллектив согласовывал музыкальное звучание с композитором в режиме онлайн.
Артисты
В новой постановке новое все — от актерского состава до декораций.
Во-первых, омолодился актерский состав. Роль Резанова в спектакле играет Семен Антаков, роль Кончиты — Оксана Шишенина, богоматери — Екатерина Горвань, Хвостова — Юрий Алехин, Давыдова — Дмитрий Рыдаев, губернатора — Геннадий Верхогляд, роль Федерико исполнил Шамхал Хачатурян.
По словам режиссера постановки Светланы Гусевой, большая часть этих артистов даже не видела прошлых спектаклей (только в записи). Для многих новая постановка стала сложной задачей — ведь это не просто музыкальный спектакль, а музыкально-драматический.
Однако, по мнению режиссера, молодые актеры придают всей постановке новую энергетику, создают на сцене уникальную атмосферу.
Декорации
Главный художник постановки Степан Зограбян в образе двух декоративных частей корабля метафорично изобразил на сцене две сложенные рядом ладони — Резанова и Кончиты, отношения двух стран — России и Америки. Эмоциональный видеоряд добавил постановке выразительности.
Художник признался, что для него «Юнона и Авось» на сцене Ростовского музыкального театра — это маленький шедевр:
«Пусть это не скромно, но на протяжении многих лет эта была «бомба». В этом спектакле много того, чего нет в других театрах и постановках. Обычно «Юнону и Авось» ставят формально и даже примитивно. А ведь этот материал требует очень большой отдачи и вложения эмоций».
Музыка
Как уточнил дирижер-постановщик Михаил Пабузин, новая постановка осуществлялась в тесном взаимодействии с Алесеем Рыбниковым.
«Он постоянно держал постановку под контролем, постоянно давал свои советы и пожелания, — свидетельствует Михаил Пабузин. — И в связи с этим нами были даны значительные изменения в оркестровку, в переозвучание спектакля. Потому что то, что было раньше, и то, что есть сейчас — это два разных по звуку спектакля. Благодаря уровню тех специалистов, которые появились в нашем театре. 50 процентов работы дирижера сейчас делает звукорежиссер».
В отличие от предыдущей постановки, по желанию Алексея Львовича в новой появилась оркестровая банда, что добавило драматизма и определенную кульминационную точку. Некоторые инструменты добавились в оркестр из ритм-секции: бас-гитара, дополнительные ударные инструменты. Партитура, можно сказать, получилась практически новая.
Хор
Елена Клиничева, главный хормейстер Музыкального театра призналась, что спектакль «Юнона и Авось» всегда много значил для ее коллектива:
«Иногда по два спектакля подряд давали. Как руководитель хора я вам скажу, это совсем не просто. Ведь солисты, может, и поменяются, а вот хор остается один и тот же. Никогда не было сказано ни слова «Как я домой доберусь?», потому что во всем этом царила любовь. Любовь к этой музыке, к этому спектаклю, к этому сюжету. Потому что все в нем говорит о любви. И, конечно, оставаться театру без такого яркого спектакля, без такой яркой афиши было обидно».
3 марта опера «Юнона и Авось» откроет фестиваль «Без десяти 100», посвященный 90-летию театра. В программе фестиваля — десять эксклюзивных концертов. Фестиваль продлится до 27 марта и закончится гала-концертом.