
- В Интернете представлено много ваших видео-уроков игры на барабанах. Вы проводите какой-то онлайн-курс или живые занятия?
- Да, я преподаю игру на барабанах за деньги. Но я также делал бесплатные уроки для компании Yamaha. Эта серия была выложена в сеть пару лет назад. Из нее можно узнать все, что касается начальной игры на барабанах. Все разложено по пунктам. Поэтому начинающие барабанщики могут посмотреть и даже из этих бесплатных уроков многому научиться. Ко мне в Москву на занятия приезжают из разных городов, приходят и москвичи. Я преподаю несколько раз в неделю. Например, вчера у меня было целых четыре ученика.
- Сейчас кто-то из ваших учеников стал звездочкой, звездой в своем деле?
- Я не считаю, что у каждого музыканта должен быть только один преподаватель. Это несправедливо, потому что любой из нас, музыкантов, черпает информацию из разных источников. И было бы странно и даже непозволительно учиться только у одного преподавателя. Самый нормальный подход – учиться сразу у нескольких. Поэтому я не считаю, что мои ученики – они только мои. Но многие из тех, кто ко мне обращался, стали уже не только молодыми и подающими надежды, но уже и профессионально играющими музыкантами. Миша Фодченков, например, Виталий Кэпов. Потрясающие молодые барабанщики, достойные того, чтобы их называли элитой российского джаза.
- Знакомы ли вам барабанщики, пришедшие на ваш мастер-класс в Ростове? Как оцениваете их уровень?
- Да, я видел их в Интернете, мелькают лица… Те ребята, которые сегодня выходили на сцену, у них классный уровень, хорошо играют уже. Ростов всегда славился тем, что отсюда вышло большое число прекрасных музыкантов.
- А кто были вашими реальными учителями, у которых вы учились в музыкальных классах? И кому из классиков мирового джаза вы подражали?
- Большой части тому, что я умею, я научился самостоятельно. Я нигде не учился. У меня нет формального образования. Из музыкальной школы меня выгнали. Из общеобразовательной школы я ушел сам, не доучившись восьми классов. Потом закончил вечернюю школу. В музыкальном училище Мусоргского проучился два месяца и ушел… А все остальное время я учился сам. Но у меня было несколько людей, которых я считаю своими учителями. Это Александр Скрыпник, барабанщик из ленинградского диксиленда. Он мне очень многое показал. Также Владимир Кириченко был гениальным преподавателем. И, конечно, Павел Валентинович Быковский, преподаватель, с которым я семь лет прозанимался в музыкальной школе. Все базовые знания он мне дал. Я ему очень благодарен, несмотря на то, что меня выгнали из музыкальной школы. А дальше – бесконечное количество учителей…
- Помните свой первый барабан?
- Это были барабаны, которые мне купили друзья на деньги, заработанные на заводе. Все только для того, чтобы мы смогли играть вместе. Они настолько хотели играть джазовую музыку в группе, что пошли на завод и подзаработали денег, чтобы купить тройник, тарелку, малый барабан и хай-хэт для меня. Мой сосед услышал, что я дома занимаюсь на кастрюлях. И у него как раз были друзья, которые искали барабанщика. Вот так все и началось. То есть это был случай. То были мои первые барабаны, именно с ними я поехал в одни из первых гастролей много лет спустя с Игорем Бутманом и группой «Аллегро».
- Я знаю, что самый первый барабан вам подарила ваша бабушка?
- Да, бабушкин барабан был сразу же порван. Он был таким пластиковым, с очень тонкой клеенкой. Я сильно ударил и сразу же его порвал.
- Сейчас его можно было бы смело представлять в музее музыки как экспонат.
- Я не любитель вещей и памяти. Мне кажется, что у человека все должно быть в голове. Если оно забывается, то туда ему и дорога.
- Но чтобы не забыть музыку, ее надо записать. Какая ваша первая запись?
- Моя первая запись – это квартет Алексея Кузнецова в Олимпийской деревне. Была такая пластинка.
- Что вы слушаете кроме джаза?
- По зову сердца - классическую музыку. В основном, Стравинского, Равеля, Дебюсси. Также слушаю современный джаз, чтобы знать, что в этой области происходит. Традиционный джаз я уже давно не слушаю, потому что его в свое время было много.
- На каких носителях предпочитаете слушать?
- Винил и на цифровом плейере, где я тяжелые файлы проигрываю с максимальным качеством. У меня есть домашняя студия, где я работаю и делаю некоторые проекты для лейбла. Там же и слушаю . Но я мало потребляю музыки, потому что я связан с ее производством. Поэтому иногда не бывает времени и сил еще что-то слушать.
- В период пандемии, наверно, было много времени для сочинительства?
- Я занимался изучением звукозаписи. Недавно самостоятельно, под присмотром опытного инженера, сделал первую запись. Ее можно назвать моей дебютной работой в качестве звукоинженера. И сводил этот альбом тоже я. Это результат моих занятий на пандемии. Мне нравится не только играть свою музыку, но и сводить музыку других музыкантов, заниматься миксами альбомов других музыкантов.