Граффити-художник Максим Има: «Я взрослый человек – при задержании никуда не убегаю»

Участник арт-резиденции «Ничего страшного» в галерее «Ростов» рассказал о буднях питерского граффитчика
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Предоставлено героем публикации
29/03/2021
Куратор и уличный художник из Санкт-Петербурга. Автор нескольких статей об уличном искусстве. По образованию Максим Има журналист, и этот бэкграунд, по словам художника, напрямую повлиял на его желание работать с текстом и смыслами в его творчестве. Впервые Максим обращается к граффити-практике в 2003 году, а с 2005 активно рисует на стенах и поездах, и до 2017 года активно участвует в граффити-команде Omut&Atas, но покидает альянс, поскольку командная работа, по его мнению, подавляет индивидуальность. Максим много изучает философию и современное искусство, вследствие чего его подход смещается в поле рефлексии уличного искусства — он оставляет на улицах города критические ремарки и диалоги не тему граффити и стрит-арта. Пишет он, преимущественно, на русском, кириллицей, обращаясь к широкому кругу зрителей. Максим Има — участник множества фестивалей, также регулярно сотрудничает с Музеем стрит-арта в Санкт-Петербурге.


- Максим, как ты себя позиционируешь на арт-рынке?

- Я не изучаю историю искусств. Я делаю то, что мне нравится. У меня больше бэкграунд граффити-художника. К стрит-арту я себя не отношу. Для меня все это – творчество на улице. Я не хотел бы делить: если я написал текст – это стрит-арт, а если я написал свое имя – то это уже не стрит-арт. Для меня это равнозначно. Я иногда больше удовольствия получаю, если сделаю граффити со своим именем.

- Случались ли у тебя когда-нибудь столкновения с представителями службы правопорядка? Как в Питере они реагируют на творчество уличных художников?

- Такие столкновения часто бывают. Художники жалуются, что у нас в стране сложно рисовать, что у нас какой-то «ментовский беспредел». Я его не вижу. Нет никакого беспредела. И все, кто на это жалуются, никогда не рисовали в Европе. Потому что у нас минимальные штрафы за граффити – я никогда больше тысячи не получал. Да и доказать вину сложно. Помянуя мои прежние опыты рисования на электричках – меня, слава Богу, ни разу не брали за руку, меня всегда задерживали после. Конечно, все было понятно, но доказать это было невозможно.

има.jpg

Сейчас я уже давно электрички не разрисовываю. Я взрослый человек – и никуда при случае не убегаю. Когда меня задерживают, я вежливо разговариваю с представителями правопорядка. У нас, конечно, не декриминаллизировано уличное искусство, но и относятся здесь к нему легче. Если ты не рисуешь на частной собственности или на каком-то новом фасаде, то всегда можно решить вопрос. За 17 лет моего рисования никогда не было каких-то стычек, драк.

- Как понимаю, для тебя это принципиальная позиция – не рисовать на частной собственности?

- Да, это моя позиция. Мы сейчас куда-то перекочевали в Инстаграм. Многие хотят быть очень хорошими, поэтому мы начинаем забывать принцип граффити. Граффити должно появляться, и оно должно появляться в том числе и на частной собственности. На новых ухоженных зданиях, может, в меньшей степени… Я это не осуждаю, но это мне не близко. Я как владелец собственного автомобиля и собственного дома, не хотел бы, чтобы на нем нарисовали. Я и сам на нем не рисую. Я не рисую на частной собственности. Но если мы опять возьмем Европу и посмотрим – грузовички, траки, они там все разрисованы. Там абсолютно другой менталитет. Человек знает, что если его задержат при рисовании, то он заплатит за это 200 евро. Но если его кто-то ударит по голове бутылкой, то человек, который это сделает, заплатит намного большие деньги. Поэтому там меньше насилия, каких-то столкновений. Граффити должно быть, должно закрашиваться и снова появляться.

- А насколько оправдано проведение выставок граффити в стенах музея? Как в Питере воспринимается уличное искусство в помещении?

- На выставке в галерее «Ростов» нет граффити. Это текстовые работы художников, некоторые из которых до сих пор работают на улицах в большей степени, а некоторые – в меньшей. Я бы эту выставку воспринимал как посвященную тексту в искусстве, а не только в уличном искусстве. Просто так получилось, что в основном уличные художники работают с текстом. Граффити-музей – это спорная тема. По поводу выставок стрит-арта в музее – они в Питере воспринимается двояко. Кто-то говорит «Респект! Первое граффити в Русском музее!», а кто-то – «Фигня! Зачем нужно было рисовать там граффити – это не к месту». Я старался сделать что-то, что нельзя унести и продать. И сделал то, что хотел. За что очень благодарен Русскому музею. Может, я и лукавлю, но я не завишу от чужого оценочного мнения. Я сделал работу, получил от этого удовольствие, а как люди к этому относятся - это их дело.

има2.jpg

- Как удается зарабатывать художнику-граффитчику?

- Я не так давно встал на этот путь. Потому что до этого работал на обычной работе. Зарабатывать удается продажей своих работ. Есть, конечно, какие-то коммерческие проекты… Так как я не умею рисовать, я делаю какие-то оформления, если заказчику подходит то, что я делаю обычно. Но большие суммы я зарабатываю как куратор – когда работаю с какими-то институциями. Я сотрудничаю с Центральным выставочным залом «Манеж», с одной ресторанной сетью в Петербурге – мы делаем небольшое выставочное пространство. Звезд с неба обычно никто не хватает, но на «покушать» зарабатывать можно. Все зависит от активности, медийности и прочих факторов. Если только на это делаешь упор, то рано или поздно зритель может почувствовать какую-то неискренность. То есть нужно это лавировать и достигать симбиоза.

- Осталось ли сейчас время для того, чтобы в Ростове оставить свои «метки», послания?

- Я уже наоставлял нормально так, достаточно. Можно походить по городу и отыскать их. Я написал одну текстовую работу, и теперь хожу и по-партизански тегаю понемножку, порисовываю. Достаточно много зданий в Ростове, которые уже подушатаны – на них особо не жалко рисовать. Они все уже и без того разрисованы. Я старался обходить новые дома и фасады. Немножко так, аккуратненько отметился везде, персонажей своих нарисовал, сделал граффити. Но без фанатизма.

има4.jpg

- Какие у тебя фирменные персонажи?

- У меня есть мой персонаж – круглое лицо с закрытыми глазами. Я стараюсь их делать в городе, чтобы они висели как символы. Потому что нужно иногда отдыхать, закрывать глаза и перезапускаться.

- Успел ли что-то посмотреть в Ростове в этот приезд?

- Когда приезжаешь в новый город, нужно оставить себе время, чтобы еще город посмотреть. У меня нет цели все разрисовать, наследить и уехать. Я хорошо так погулял по Ростову – застал снег, застал дождь, застал солнце. Все встречающиеся ростовчане извиняющимся голосом мне сожалели «Вот, тебе с погодой не повезло». Но, когда я уезжал из Питера, было минус десять. Поэтому осадки меня ничуть не смутили – нас, петербуржцев, дождем не напугаешь.

У меня заложено - везде ходить... Поэтому в дни арт-резиденции я ходил-ходил, и все пути снова приводили меня в галерею «Ростов». Побывал в парке Левобережный – где у вас стадион. В своем городе я не особенно как турист перемещаюсь. Я увидел в Ростове красоту слияния красивых домов и разрухи – мне это очень нравится. Я и Нижний Новгород очень люблю за эту уютность. Но, конечно, я не посмотрел весь город, не побывал в спальных районах.

има3.jpg

- А где обычно проходит твоя жизнь в Северной столице?

- В Петербурге живут люди, которые могут целыми месяцами не выезжать, живя в своем спальном районе и работая на соседней станции метро. Это такой непарадный Петербург. А я всю свою жизнь провожу в центре города, поэтому, может, уже что-то не замечаю. Иногда, конечно, останавливаешь и думаешь «Какой красивый город!», и потом дальше по своим делам идешь.

Я живу в пригороде. И как раз здесь проходит железнодорожное транспортное сообщение. И когда люди едут мимо моего города из Москвы к Московскому вокзалу в Петербурге, в районе моего населенного пункта они уже просыпаются и смотрят в окно. Поэтому у меня есть цель забить это пространство своими рисунками, чтобы создалось впечатление, что я встречаю людей, приезжающих в Петербург.

Моя мастерская находится недалекого от Приморского. Я очень не люблю этот район. Потому что, если в Питере еще терпимо в мороз, там еще холоднее, потому что дует с воды. Хотя это вроде и рядом с центром – исторический район, Васильевский остров. Там красиво. Но там всегда холоднее. И я еду в мастерскую всегда в машине и думаю «скорей бы доехать, зайти и работать».


Увидеть работы Максима Има можно как в галерее «Ростов», так и в городе - добро пожаловать на прогулку!


Открытие выставки: 2 апреля, 19:00

Художественная галерея «Ростов», пер. Соборный, 22

Ср-вс, с 12:00 до 21:00

Тел.: 8 (988) 890-09-23

Читайте также:

Премьера
23/03/2021
Спектакль «Коляда-Театра» поставлен в ростовской «Макаронке»
В ростовском театрально-выставочном центре MAKARONKA в марте состоялась премьера постановки пьесы Николая Коляды о театральном закулисье и ж...
Премьера
14/12/2020
Детектив «Черный чемоданчик Егора Лисицы» - «Открытие года»
Днем 14 декабря в ТАСС в онлайн-формате прошла пресс-конференция, посвященная объявлению победителей первой премии в области детективной и ос...
Премьера
10/12/2020
«Сон о Ростове» создателя группы «Пешком по Ростовской области» не стал вещим
Владимир Ходзинский, создатель группы «Пешком по Ростовской области», сочинил стихотворение, посвященное предполагаемому бу...
Премьера
28/10/2020
Мистический комикс «Ворон»: как личная трагедия автора помогла создать один из самых глубоких графических романов
Комикс-индустрия за почти сотню лет своего существования уже не раз преображалась. От з...
Премьера
16/04/2020
Режиссер из Ростова снял фантастический триллер
На сервисе more.tv проанонсировали премьеру фантастического фильма «Спутник», рассказывающего о событиях, произошедших в 1983 году на территории СССР. По...
Премьера
16/01/2020
Нахичеванскому филологу Борису Гаспарову исполнилось 80 лет
Ростовский период: от математики к метафизике Немногие знают, что всемирно известный филолог Борис Гаспаров родился в Ростове-на-Дону, в...