Очаровательные франты «Союза спасения. Время гнева»: 200 гренадёрских усов и 200 костюмов

Как руками гримеров и костюмеров создается образ русского солдата
Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Дарья Смирнова, Анастасия Талызина
21/02/2021

Редакция портала «Кто главный.Ростов» побывала на съемочной площадке сериала «Союз спасения.Время гнева» в этнокомплексе «Кумжа» и заглянула в гримёрные и костюмерные проекта. Здесь десятки-сотни усов приколоты к основам, словно коллекционные бабочки. Девушки мастерски «колдуют» над молодцеватыми актёрами, которые на глазах превращаются в статных усатых гренадёров с отменной выправкой и гордым взглядом. Баки и усы придают лицам особое благородство. Военные мундиры подтягивают фигуру, заставляя мужчин приосаниться. Стоячие воротнички не позволяют опустить головы. Высокий кивер добавляет солдатам сантиметров пятьдесят росту. Волшебство, да и только!

Секретами своего мастерства преображения актеров поделились художники по гриму Марина Лебедева и Ирина Ульянова и художник по костюмам Екатерина Шапкайц.

БАРБЕР-ШОП НА СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

56456.jpg
На фото: Ирина Ульянова, художник по гриму

- Из чего делаются эти усы?

- Вот именно эти усы делаются из немецкой синтетики, которую мы покупаем за границей. А так до этого всё – бороды, усы и баки – мы делали из шерсти буйвола. Покупаем буйвола в Киргизии, за границей… У нас ничего этого нет. Потом мы его моем, красим, крепируем (плетем косички) и только потом приступаем к работе. Еще покупаем специальную тюль.

усы8.jpg

10.jpg

- Сколько усов Вам пришлось изготовить для съемок сериала?

- Когда снимали фильм «Союз спасения», то там были тысячи усов. Здесь, на съемках сериала, уже значительно меньше – порядка 200 усов сделано. Прежние усы уже нельзя использовать – они списываются. Поэтому для сериала мы делали новые – на другом тюле, другого качества. Для каждого героя сделаны персональные наклейки. И парики мы тоже делали натуральные. Закупали натуральный волос – когда за границей, а когда нам привозят люди.

19.jpg

31.jpg

- Как происходит сам процесс создания искусственных усов?

- Вот таким вот маленьким крючочком каждую волосинку подцепляешь и заворачиваешь, протаскиваешь. Нужно еще найти эту волосинку…

18.jpg

- Для усов главных героев – майора Баранова и Муравьева-Апостола - предъявлялись какие-то особые требования?

- Для героя Игоря Петренко (майор Баранов) было сделано несколько вариантов: есть эпизод, где он только с баками, а есть – где с усами и баками. По сюжету картины, его понижают в чине, и он становится простым солдатом.

5.jpg

- А в каких других кинопроектах Вы принимали участие?

- У нас, у гримеров этого проекта, очень большая, серьёзная фильмография. В основном это были исторические фильмы, но есть и современные. Когда-то, в 1985 году снимали картину «Лицедеи» - было весело, музыкально! Тогда отличная группа - «Секрет» - снималась. Все на съемочной площадке были как будто едины. Это был настоящий праздник.

Когда группа едина, когда к людям относятся по-человечески – это сразу видно на экране. Когда с людьми не считаются, когда это все в такой тяжести и неуважении – это всегда провал. Все и так стараются, чтобы было красиво, все выкладываются на все 100 процентов. Потому что плохо никто не хочет сделать. Иначе из титров нужно уходить. Мы любим свою работу, и поэтому стараемся сделать всё по мере возможностей – вылизать всё, аккуратненько сделать, продумать.

- После съемок нужно будет ещё весь грим снимать?...

- Снять, вычистить всё, оформить.

1000.jpg

- Получается, у Вас смена по сколько часов?

- У нас, как правило, смена по 17 часов. Нас вызывают за два часа, и потом еще час-полтора мы чистим, оформляем. Получается, 3-4 часа переработки. Ну, а что делать? Другого выхода нет. Это всё должно быть качественно, должно быть красиво. Чтобы не было стыдно.

- А если кто-то из гренадёров захочет себе оставить усы? Так в усах и уйдёт домой…

- Нет, нельзя. Это слишком дорогое удовольствие. Вы же видите, какой это труд! Это тебе ни напечатать что-то, ни у компьютера сидеть (хотя в каждой работе есть свои нюансы), а нужно подогнать всё под каждого актёра индивидуально. А парик? Парики стоят безумных денег! Потому что это ручная работа. Так безответственно могут относиться только люди незнающие.

Если у тебя пуговичка оторвана, галстучек съехал – это, может быть, и жизнь. Но если у тебя ус болтается, бак отклеен (который ненатуральный), то это уже - в помойку кадр. На общем плане это тоже бывает видно, особенно на большом экране.

ЧТОБ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ!

О своей работе рассказала художник по костюмам Екатерина Шапкайц (справа), получившая в январе 2021 года премию «Золотой орёл» за костюмы к фильму «Союз спасения».

Шапкайц.jpg

- Новые костюмы мы делали только для главных персонажей – для актёров, играющих роли офицеров. А солдатские и крестьянские одежды остались после съемок фильма «Союз спасения».

Как обычно шьются костюмы для актёров? Сначала снимаются мерки, потом всё кроится, потом проводится промежуточная примерка. А потом уже всё это дошивается. Я и вся наша костюмерная группа – из Петербурга. Но примерки костюмов проводились в Москве. А потом уже всё окончательно изготавливалось в Петербурге.

12.jpg

В костюмерной сериала «Союз спасения. Время гнева»» порядка 140 шинелей – полностью солдатских костюмов. И где-то порядка 60 деревенских костюмов.

Обычный гренадёрский костюм состоит из штанов, гетров, обуви, рубашки, мундира, шинели, кивера и варежек. И дальше реквизитор добавляет амуницию.

24.jpg

Обрезные валенки были нами сделаны для того, чтобы поберечь ноги актёров. (На самом деле наши солдаты в основном обуты в кожаные постулы с онучами или в такие валеные башмаки с онучами). Когда мы снимали фильм, то у нас в Петербурге было всё время холодно – был настоящий снег (не то, что в Ростове). В Петербурге – вообще небывалое дело – во время съёмок массовки было минус 25 градусов. Это был ужас! Потом мы снимали в Белгороде – там было довольно комфортно: минус 10 градусов. Один день было минус 15 – и это уже очень чувствовалось!

666.jpg

Крестьянский костюм тоже весьма сложный. Например, костюм крестьянки. Надевается рубаха, на рубаху – юбка, на юбку – понёва. Или сразу на рубаху понёва – это летний костюм. Если зимний костюм – то поддёвка. Потом внутренний платок или повойник. На этот маленький платок надевается уже большой платок. И на ноги обуваются онучи и постулы. На руки – варежки.

16.jpg

То же самое у мужиков, только у них - рубаха и порты, онучи и постулы. Если лето, то пояс обязательно, жилетки. Ну, и шапки меховые зимой.

Сериал «Союз спасения. Время гнева» будет показан по Первому каналу в 2021 году.


Читайте также:

Премьера
07/11/2022
13 ноября Антон Кротов прочитает лекцию и расскажет истории о путешествиях автостопом
Антон Кротов поделится своим опытом путешествий, покажет фотографии, книги и путеводители, объяснит теорию и практи...
Премьера
29/09/2022
В Донской государственной публичной библиотеке откроются VIII Коршиковские чтения
Организаторы конференции – Донская государственная публичная библиотека, Федеральный исследовательский центр, Южный нау...
Премьера
19/08/2021
Сериал «Юго-Запад» расскажет о хип-хоп культуре Ростова
Криминальной драмой о любви в эпицентре южных бандитских разборок, уличного баскетбола и хип-хопа называет новый 8-серийный проект «ЮЗЗЗ» его реж...
Премьера
11/01/2021
Лидер рязанской группы «Складень» выступит в Ростове
Антон Свиркин – лидер рязанской группы «Складень», актер Рязанского музыкального театра. Творчеством занимается с 2005 года, пробуя себя в разных ип...
Премьера
25/08/2020
В галерее «Ростов» представят книгу о нахичеванском градоначальнике
«Всему городу голова. Минас Балабанов» - так называется новая книга ростовских краеведов Георгия Багдыкова и Оксаны Мордовиной, вышед...
Премьера
30/06/2020 13:40:00
Произведения ростовского композитора войдут в антологию камерной музыки
В шести цифровых альбомах будут представлены сольные и камерные сочинения от русского авангарда начала XX века до современности ...

Текст:
Анастасия Талызина
Фото:
Дарья Смирнова, Анастасия Талызина
21/02/2021