120 лет назад, 30 октября (18 октября по старому стилю), Нахичеванская городская управа заключила договор об устройстве электрических дорог для перевозки пассажиров. 22 декабря 1902 года линия нахичеванской конки стала трамвайной.
11 февраля 1903 года Управа Нахичевани предоставила письменное разрешение на открытие движения поездов по первой линии новоустроенного Обществом электрического трамвая, от депо (2-я Соборная/36-я линия) до земель Ростова и Нахичевани. Остановки вагонов трамвая решено было установить напротив ворот Георгиевской церкви и Александровского сада, на разъездах площадей и по 1-й и 2-й Соборным улицам − через каждые два квартала.
В книге «Всему городу голова. Минас Балабанов», которую я написал совместно с ростовским краеведом Оксаной Мордовиной, нахичеванскому трамваю посвящена целая глава. Известно, что при городском голове Минасе Ильиче Балабанове город Нахичевань-на-Дону был электрифицирован. Именно при Балабанове свет стали проводить в частные дома, появились в городе трамвайные линии.
Трамвайных линий было две:
1-я линия от 36-й линии до межи с городом Ростовом с 6 утра до 23 часов (зимой с 7 до 22 часов)
2-я линия от Базарной площади (водоразборная будка) до станции Нахичевань-Темерник (предполагалось до Сурб Хача) с 7 утра до 22 часов (зимой с 8 часов утра до 21 часа)
Планы и чертежи трамвайных линий в городе Нахичевани-на-Дону делал архитектор Дурбах.
Интересно, что трамваи в Нахичевани ходили разные зимой и летом. Точнее сказать, пассажирские вагоны были для зимнего движения и для летнего. С 1 октября по 1 апреля трамвайные вагоны ходили закрытые, а для лета допускались и открытые, но с крышей и наружными занавесками с боков для предохранения от солнца, дождя и ветра. Вагоны заключали в себе места двух классов. Все вагоны снабжены были громоотводами. Как было сказано, «вагоны должны быть выметаемы и приведены в опрятное состояние после каждого рейса». Вагоны также могли быть прицепные − из двух вагончиков.
Поначалу приходили жалобы на то, что «движение поездов в Нахичевани происходило крайне беспорядочно и едва ли соблюдается норма минимальной скорости движения вагонов». Поэтому Дума, лишенная возможности точного контроля, просила предложить Обществу трамвая установить необходимые приборы «по образцу таксометров».
Бельгийское общество просили также следить за состоянием павильонов на остановках, так как, например, павильон, находящийся у межи, «представляет собою непристойное, страшно грязное место, внутренние стены его исписаны ругательствами, и служит он часто притоном для разных подозрительных лиц…». То есть, как мы видим, вандалы и до революции портили трамвайные остановки.
Предусматривались и штрафы − и для кондукторов, и для пассажиров. К примеру, «за взимание платы выше таксы, а также за невежливое обращение служащих трамвая с публикою взимается штраф за каждый раз по 3 рубля».
В нахичеванских конках и трамваях происходили нередко смешные и забавные истории, о которых писали в газетах.
Вот один смешной рассказ, который был опубликован в «Донской пчеле» и назывался «На конке» (Сценка с натуры)»:
«Очень интересная сцена произошла на днях в вагоне конно-железных дорог, следовавшем из Ростова в Нахичевань. К пассажиру, высокому брюнету с бритым лицом, робко подходит кондуктор и просит не курить».
Кондуктор объясняет брюнету, что Ростовская Дума постановила не курить в вагонах конки. Брюнет неохотно подчиняется требованию кондуктора. Но когда конка въезжает в Нахичевань, вновь закуривает. Кондуктор возмущается:
− Позвольте, господин, курить нельзя.
На что брюнет отвечает кондуктору, что это Ростовская Дума приняла постановление о запрете курения в вагоне, а Нахичеванская Дума такого постановления не принимала. А поскольку конка въехала в Нахичевань, то он будет курить. Продолжая преспокойно курить, нахичеванец говорит кондуктору:
«Ростов сам по себе, Нахичевань сама по себе. Наш город своего голову имеет, ему чужого не надо…»
Кондуктор ничего не смог сказать в ответ нахичеванцу…»
И всё же я ещё раз хочу напомнить, что трамвай появился в Нахичевани 120 лет назад благодаря стараниям головы Минаса Ильича Балабанова.