12 октября в 22:00 на ТНТ стартует мистическая фолк-история «Территория», в которой одну из главных ролей сыграл Андрей Мерзликин. Его герой вместе со своим племянником отправляется в глухие леса Пермского края, чтобы разыскать родственников, пропавших во время экспедиции. Продвигаясь все глубже и глубже в неизведанную территорию, населенную странными людьми, которые верят в мифы, легенды и сказания предков, они и сами постепенно проникаются мрачной атмосферой нового мира и принимают правила его игры. Подробнее о своей работе в «Территории» рассказал в интервью Андрей Мерзликин.
- Сценарий изначально не показался вам зловещим? Что больше всего понравилось в материале?
- Прочитав сценарий в первый раз, я испытал испуг и восторг. С одной стороны, потому что это абсолютно самобытная российская история. Никаких заимствований. С другой – пронизанная фольклором Пермского края, малой родины авторов сериала: сказания, предания, мифология – всем этим напитан сценарий, авторам захотелось поделиться аллегориями из детства. Рассказать то, что слышали от родителей. Мифология всегда мистична, эзотерична и, исходя из этого, часто пугает незнакомого и неподготовленного человека. Во мне это ужаса не вызывает – нашел духовные силы, которые позволили бы мне работать над «Территорией».
- "Территория" и "зона" из "Сталкера - чем-то похожие вещи? В чем, на ваш взгляд, главный драматизм показанного в сериале?
- Сперва нужно посмотреть сериал полностью. Как и обычный зритель очень жду выхода этого проекта. Хотя уверен: то, что у меня сложилось в голове во время работы над проектом, будет соответствовать результату. Но иногда случаются приятные сюрпризы, бывает так, что режиссер на площадке показывает не все, что приберег – и на стадии монтажа потом случаются чудеса, удивляющие и участников съемочного процесса. Мне надо посмотреть его. У Тарковского «зона»-это лакмусовая бумажка, открывающая человеку его самого. Путешествие в себя. У нас территория другого смысла. Путешествие во время.
- В чем ключевой конфликт вашего героя, патологоанатома Николая, не могли бы его описать?
- В жизни есть внутренняя и внешняя сторона событий и мотивов. Человек и его философия двойственны. Некоторые используют это для личной выгоды. Это про основу любой драматургии. Мой персонаж не просто функция, дядя главного героя, он – основа, опора для молодых персонажей. При этом Николай обладает внешними проявлениями, которые позволяют ему быть интересным и молодым героям. Надеюсь, и для зрителя тоже. Он несет функцию связи со зрителем старше 30 лет. Сложно говорить про самого персонажа, ведь он работает в ансамбле. «Территория» - тот случай, когда музыку складывают различные инструменты, и без каждого из них она не будет совершенна или точна. Более того, молодые талантливые актеры помогали мне быть «трушным», как сейчас говорят. Обращать внимание на приемы или наработки, которые были лишними. Мне было крайне интересно работать с ними. Такое впечатление, будто пришлось вернуться во вгиковские времена, обнулиться, и начинать инстинктивно двигаться с нуля. Ксения Отинова (исполнительница роли Тани) сама из тех самых пермских краев – знает язык, погружена в тонкости мифологии и внутренне горела историей, проявила творческую самобытную энергию, которой я восхищался.
- Можно ли назвать проект аллегорическим? Внутри каждого человека есть темное начало, пробуждение которого зависит от стремлений самого человека? Ведь чем дальше на неизведанную территорию заходят герои, тем больше из них наружу выходит нечто неизведанное.
- Сценарий с самого начала абсолютно исключал туннельное восприятие этого жанра. То есть когда зритель начинает смотреть проект и для себя уже может определить – где темное, а где светлое. Все наши герои – абсолютно светлые люди. Да, внутри каждого намешано и доброе, и злое. Но все обстоятельства, в которые попадают персонажи, внешние. Каждый зритель может поставить себя на место героя и двигаться с ним вглубь Пермского края, почувствовать глубину веков хотя бы на уровне информации, преданий – того, что передавалось из уст в уста. И все, что происходит с героями, лишь подчеркивает одно: на данной ТЕРРИТОРИИ это реально. Это может пугать, настораживать или развлекать зрителя.
- Разве пребывание на территории не заставляет их мутировать?
- Абсолютно не мутация. И не хоррор. Скорее, это погружение людей в субкультуру, внутренний мир конкретного Пермского края, где это живо и можно услышать сейчас. Об этом говорят с улыбкой и как про анахронизм. Но для тех людей, которые могут к этому серьезно относиться, все как будто в реальности: колдуны, лешие, мистика. И тогда могут возникать внутренние психологические проблемы. И необходима помощь специалистов. Это вопрос духовного ранения. Крепким духом подобные истории не могут быть страшны. Пугает всегда неизвестное, в кино этим рычагом часто пользуются.
- Приходилось ли вам сталкиваться с паранормальными явлениями? Вы верите в мистику?
- Мы все живем в мире, где кто-то что-то видел. Все из нас что-то когда-то чувствовали. Все мы догадываемся о существовании так называемого «тонкого мира». Некоторые относятся к этому осторожно, некоторые отталкивают, некоторые используют для профессии. Есть такое понятие – «духовное карате». Это когда можно обучиться приемам, защищающим от душевных или психологических травм, от информации которая может потрясти внутреннее равновесие или дух. Мне как православному человеку моя культура позволяет держать эту оборону. И мистика находит объяснение в общем контексте, а потому не удивляет и не пугает. Лично для меня ценно, что создатели «Территории» обратились не к миру выдуманных фантазий, не к зарубежным аналогам, а нашли интересное в себе, в своём детстве, в сказках или преданиях своей культуры. Фольклор – основа русской культура – передается из уст в уста, и это самобытно, интересно. Я многого не знал про Пермский край. Это действительно территория определенных смыслов и тектонических сдвигов.
- Создается ощущение, что к началу съемок вы заметно похудели. И с короткой прической все чаще напоминали нетленного Димона из "Бумера". Особенно когда бегали с раной (травмированной спиной), забросили машину в глуши и пошли на поиски людей. У вас в памяти не всплывал фильм Буслова, когда снимали в деревне?
- Ни разу такого не было, нет. Я не живу прошлыми ролями.
- До сих пор в тик-токе под крик Вдовиченкова "Димо-о-о-о-он!" делают различные ролики. Дети 8-14 лет. Что так обессмертило тот фильм, на ваш взгляд?
- Соцсети рождают собственный контент. Это особый мир. Со своими звездами и мемами – когда через короткий формат передается некая информация. Здорово, что герои «Бумера» до сих пор живы в этих мемах. И пользуются если не популярностью, то исторической памятью, занимают определенное место. Мне приятно, что кино до сих пор живет по своим законам и в определенном смысле стало культовым.
- Детям на ночь вы читаете сказки? Есть среди них страшные и народные?
- Раньше – всегда, а сейчас дети повзрослели, и мы вступили в чуть более взрослый период жизни, скажем так. Федор читает Рэя Брэдбери. Девочки, наоборот, идут чуть другим путем: пока читают авторов легких книг о животных. Все это волнообразно – интерес приходит, потом чуть ослабевает. Главное, что книга живет в доме. Как способ передачи информации. Федор уже точно знает, что если интернет отключили, книга – лучший друг. Скоро будет это всем рассказывать, как я. Так складывается, ребенок придет к этому. Как только он поймет, что новая информация к нему в мозг не поступает, сам начнет обращаться к книгам, видеть, что природа меняется, в лужах отражаются красивые деревья. Прочитал две-три страницы книги, а там уже целые миры открылись, фантазия возбуждается, герой начинает нравиться, скучаешь по нему. Потом смотришь – и книга уже возле кровати. Утром чуть почитал, потом вечером. А потом и продолжение берет. Если, конечно, автор «зашел», как говорят сейчас (смеется).
- Вполне возможно, что все мы скоро снова окажемся запертыми наедине с книгами и детьми. Есть страх перед второй волной коронавируса?
- Честно? Перестал волноваться на этот счет. Есть такое понятие «усталость стали». Бессмысленно беспокоиться и тратить энергию, если ты не влияешь на ситуацию. Как жил по закону «Слава Богу за все», так и живу. Много полезного за период изоляции сделал, многое пошло на пользу, но не буду говорить, что хочу вечного карантина! Нет, конечно. Но абсолютно точно знаю, что это закончится. Когда? Не могу знать. Просто мы должны быть адекватными людьми, чтобы закончилось скорее. Соблюдать меры безопасности.
- Учеба детей возложена целиком на жену? Дистанционка далась трудно? Минпросвет опять грозится ввести домашнее обучение…
- Сложно детям, а не нам. У меня скорее другая задача. Интернет хороший найти – вот проблема. Искал провайдера, проводил сеть, усиливал сигнал и так далее. Но не всегда удаётся иметь дома сильный и устойчивый сигнал. А задача детей теперь научится учиться, научится самостоятельно приобретать знания. Пользоваться интернетом для самообучения. Дистанционно. Между нашими поколениями большая дистанция. Мы люди «аналоговые»! Мне сложно принять все это. Но...Репетиторов никто не отменял, если есть пробелы в образовании. А вот со спортом сложно. Секции закрывают. Мы вот с женой нашли вроде как альтернативу – онлайн тренировки, но можно ли этим увлечь детей? Придется, видимо, и фитнес-коучем стать.
- Сын Федор часто пишет из Суворовского военного училища? Как у них там?
- Они сейчас закрыты. Федор проходит свои испытания. Делает это достойно. И общение по телефону говорит о том, что сын довольно адекватно взрослеет. Рассуждает так, как мне хотелось бы. Говорить ему слова из разряда «потерпи, пойми» не приходится. Он на своем месте и для него этот сложный период принес много пользы. С Федором происходят нужные и важные события.
«Территория», с 12 октября в 22:00 на ТНТ