
Заслуженный художник Российской Федерации Сергей Николаевич Олешня представляет зрелое поколение российских скульпторов. Он является академиком Российской академии художеств, членом Президиума и председателем Южного отделения Российской академии художеств.
Лауреат многочисленных российских и зарубежных симпозиумов и конкурсов монументального искусства, мастер имеет государственные и общественные награды и премии, в том числе медаль «За доблестный труд на благо Донского края», золотую медаль Творческого союза художников России, награды Российской академии художеств: почетную грамоту Президента РАХ, золотую медаль, медаль «Достойному», медаль «За заслуги перед Академией».
Высокие художественные достоинства монументальной пластики определили творческий успех произведений Сергея Олешни в нашей стране и за рубежом. Станковые произведения донского мастера достойно представлены в крупнейших отечественных музейных собраниях.
Произведения, принесшие награды, опубликованы в российских изданиях и каталогах лауреатов российских премий, в том числе в юбилейном альбоме Российской академии художеств «Лауреаты и дипломанты академических выставок федеральных округов России. 250 лет РАХ». В это издание вошли разноплановые по стилю и образному решению композиции: «Святитель Димитрий Ростовский», «Дед
с хутора», «Последнее фото. Перед войной», «Музы» (интерьер Ростовского музыкального театра), Адам и Ева» (Музей Калифорнийского университета).
На примерах творческих открытий Сергея Олешни интересно изучать технику материалов и жанры скульптурного искусства. В галерее его произведений живут образы православной Руси и воины половецких степей, античные музы и яркие герои российской истории. Разнообразны виды скульптуры, в которых работает мастер: камерная пластика и садово-парковые композиции, психологические портреты и величественные монументы, определяющие пространственную среду.
Работы скульптора всегда жизненно убедительны — от мраморных портретов («Женский портрет», «Портрет девушки») до застывших в бронзе и камне изваяний, осмысленных мастером через наследие скифо-сарматской культуры древнего Дона, таких как «Скифский воин» (Уфа. Парк культуры) или «Скифский олень» (Азов. Парк культуры), «Донская Мадонна» (Вестфален-парк. Дотмунд, Германия).
Внутренний монолог каждого образа скульптор проживает сердцем. Его портреты, раскрытые правдиво и лапидарно, со знанием характера человека, зовут к сопереживанию и постижению судеб героев.
Светоносная пластика мрамора в ясной, античной красоте «Портрета Зили» или упрямый, волевой характер в портрете отца, увиденный в целостности и достоинстве молчаливой русской натуры.
Каждый образ найден в характерном, специально выбранном материале (песчаник, мрамор, травертин, дерево, бронза). Каждый новый подход к материалу в необходимой для раскрытия образа технике служит задаче выражения наиболее точного пластического символа в структурах камня или металла. Будь то детская беззащитность, красота любви в темах материнства и детства, духовная сила и
красота Оранты или лихая удаль летящего на коне вихорь-атамана М. И. Платова. Одухотворенность образов и трепетность фактуры, переданные в материале, сформировались в методе мастера под влиянием московской школы, идущей от традиций русской скульптуры. Такие вещи Сергея Николаевича, как «Сон», «Обнаженная», «Портрет дочери Или», отсылают к идеалам серебряного века.
Навыки и смыслы образных воплощений, открытые в мастерской В. И. Кошелева, были развиты в 1970–80-е годы в Доме творчества имени Кардовского в окружении плеяды блистательных мастеров скульптуры таких как Михаил Габе, Олег Комов, Михаил Смирнов. Это было вторым этапом творческого развития. Вещи, созданные на Академической даче, были представлены на десятках всероссийских выставок, которые принесли широкое признание. Через государственный заказ произведения молодого скульптора закупили музеи Москвы и Тольятти, Пензы и Ставрополя, Кирилло-Белозерска и Уфы, Ростова-на-Дону и Азова.
Классическая основа скульптурного стиля была заложена в годы учебы Сергея Олешни в мастерской народного художника Российской Федерации, академика РАХ, профессора, ныне руководителя творческой мастерской скульптуры Московского государственного академического института имени В. И. Сурикова Владимира Кошелева.
Становление мастерства в Пензенском художественном училище имени К. А. Савицкого, работа в скульптурной мастерской В. И. Кошелева заложили профессиональную основу русской реалистической школы. На сложение стиля повлияло наследие таких мастеров, как Павел Трубецкой, Сергей Волнухин, Константин Клодт, Михаил Бабурин, Михаил Смирнов. Творческая работа скульптора основана на трех китах: любви к греческой архаике и античной пластике, искренности и увлеченности в создании замыслов, глубине раскрытия образа, неразрывной с постижением материала — духа камня или пластической выразительности бронзы.
Творческая работа скульптора основана на трех китах: любви к античной пластике, увлеченности в создании замыслов, глубине раскрытия образа, неразрывной с постижением материала.
В первые десятилетия миллениума Сергей Николаевич увлечен задачами восстановления исторической правды, созданием монументальных скульптур героев России и Дона. На новом витке творчества мастер воплощает образы русских общественных деятелей и венценосных особ, полководцев и представителей культуры Дона, раскрывая их облик без ложного пафоса и велеречивости.
Центр национальной славы Ордена Святого Андрея Первозванного заказал скульптору памятный бронзовый барельеф сподвижника императора Петра I, генерала-фельдмаршала Ф. А. Головина — создателя военно-морского флота России, руководившего успешным взятием Азовской крепости в 1696 году. Барельеф, созданный совместно с ростовским скульптором Анатолием Дементьевым и архитектором Владимиром Фоменко, был торжественно открыт на стене древнего крепостного вала в Азове. Здесь же был выполнен бронзовый рельеф «Взятие Петром I Азова» (по гравюре Адриана Шхонебека).
В середине 1980-х — начале 90-х годов Сергей Олешня стал активным участником всероссийских симпозиумов — практических съездов мастеров пластики из разных уголков страны, создававших скульптурные произведения малых форм в скверах и парках городов России и союзных республик.
Работа скульптора с податливыми материалами — песчаником, известняком, мрамором — принесла удивительные открытия, воплощенные в символах древности. Таковы «Степная Ника», созданная для парка в Элисте, «Скиф-охотник», рельефно вырезанный в камне, в Азове, древнерусские герои, выполненные в камне для сквера, расположенного вблизи здания Ростовского молодежного театра.
Следующим исторически значимым масштабным монументом стала бронзовая скульптура мператрицы Елизаветы I, установленная в 2007 году на площади перед южным фасадом вновь построенного на своем историческом месте храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском сквере. Одержав победу в конкурсе известных мэтров скульптуры, Сергей Олешня совместно с архитектором Владимиром Фоменко решил образ основательницы нашего города величественно, с тонко проработанными барочными элементами парадной одежды.
К юбилею города в 2009 году был преобразован облик памятного места — мемориальной площадки с пушками на углу Крепостного переулка и Большой Садовой. Бронзовый многофигурный памятник «Основателям крепости Святителя Димитрия Ростовского» воплотила авторская группа Сергея Олешни с архитектором Владимиром Фоменко при участии Анатолия Дементьева и Юрия Дворникова (литейная мастерская Валерия Тарасенко). Исторический облик войскового атамана — основателя Темерницкой таможни, известный по портретам Данилы Ефремова, стал обобщенным прообразом главного героя — атамана казаков, участвовавшего с крепостным гарнизоном во взятии Азова и Таганрога. Фигура сидящего на пушке казака показана в диалоге с представителями русской армии — строителем военной цитадели военным инженером А. И. Ригельманом, первым комендантом крепости — генерал-бригадиром И. И. Сомовым и директором Темерницкой таможни В. В. Хастатовым. Через год вблизи исторического места Темерницкой таможни был установлен памятник русскому офицеру, возглавившему первую таможню города.
Большую работу Сергей Николаевич Олешня осуществляет в должности председателя Южного регионального отделения Российской академии художеств, объединившего лучших мастеров юга России, республик Северного Кавказа, Крыма и Донбасса. За время служения С. Н. Олешни состав отделения увеличился в десять раз, появились новые экспозиционные площадки и базы практических мастер-классов благодаря договорам сотрудничества, заключенным между РАХ и Донским государственным техническим университетом, а также Ростовским областным музеем изобразительных искусств.
Сегодня донской мастер создает монументальные государственные проекты на Ставрополье и Кубани, на Донбассе и в Ростовской области.
Десятки отчетных и персональных выставок, обмен произведениями на академических экспозициях Нальчика и Грозного, Владикавказа и Махачкалы, Ставрополя и Луганска, Ростова-на-Дону и Краснодара являются результатом активной творческой дружбы и высокого профессионального и организаторского уровня профессоров и академиков, членов президиума Южного регионального отделения РАХ, работающих в тесной связи с С. Н. Олешней: Ш. Е. Бедоева, А. Б. Мусаева, С. Н. Демкиной, В. О. Умарсултанова, создающих научную базу профессионального мастерства высшей школы в своих регионах.
Удивительно, как успевает донской мастер создавать монументальные государственные проекты, успешно выполненные в последние годы на Ставрополье и Кубани, на Донбассе и в Ростовской области.
Произведения С. Н. Олешни стали важными монументальными образами Ростова-на-Дону и других городов России. С начала нового тысячелетия они украсили площади, знаковые места и музейные собрания Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Азова, Валдая, Ставрополя, Кисловодска, Чебоксар, Керчи, Севастополя, Симферополя, Тольятти, Элисты, Новочеркасска, Новосибирска, Пензы, Кирилло-Белозерска, Рязани, Уфы, Краснодара, Нью-Джерси (США), Дортмунда (Германия), Артека и Евпатории (Крым).
Сергей Николаевич Олешня, развивая реалистические традиции русской академической школы, внес значительный вклад в современное монументальное искусство России. Талантливо определяя смысловые акценты архитектурно-пространственной среды, он во многом определил неповторимое лицо донской столицы Южного федерального округа.
РОМИИ
г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60
Открытие выставки 20.02.2025 в 16.00
Выставка работает 21.02. - 04.03.2025