1984 год. В. Лещенко, А. Жданов, Л. Стуканов. Москва.(фото Леонида Пузина из архива А. Астаховой)
С 1962 по 1968 год учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова на живописно-педагогическом отделении, откуда его неоднократно исключали за «антисоветчину». Официально причина исключения была сформулирована как «За систематическое злостное нарушение учебной программы», а также внешний вид, порочащий облик советского студента. Окончил Грековское училище Жданов в 1968 году (класс П. Н. Черенова), специальность — «художник-оформитель». Жил во время учёбы на улице Ленина в панельной хрущёвской пятитиэтажке (ныне — проспект Ленина, 115/1), вместе с родителями и братом Николаем.
В 1964 году Жданов создал свой знаменитый ассамбляж «Детская коляска». Спустя 50 лет, в 2015 году, этот ассамбляж пополнит собрание Государственной Третьяковской галереи. Старую коляску, послужившую материалом для ассамбляжа, Жданов подобрал на железнодорожном переезде у Ростовского мясокомбината.
В 1973 году Жданов перебрался в Москву. Посещал Академическую дачу в Вышнем Волочке и Дом творчества в Переславле-Залесском. Принимал активное участие в андерграундной художественной жизни, общался с Оскаром Рабиным, Олегом Целковым, Михаилом Чернышовым, Виталием Сазоновым. Участвовал в знаменитой «Бульдозерной выставке», приехав поддержать в Беляево друзей-художников, решившихся «официально» анонсировать своё участие в выставке (т. н. список Н. Эльской). Сам Жданов утверждал, что в «Бульдозерной выставке» как художник он участия не принимал.
В 1974 году женился на Галине Герасимовой. В середине 1970-х годов Галина Герасимова сняла Жданову для пленэров комнату в живописнейшем местечке Подмосковья, академическом посёлке Мозжинка под Звенигородом. Жданов именовал свою летнюю резиденцию «Пристанищем» и работал там до самого отъезда из страны. В Пристанище вместе со Ждановым каждое лето работали его друг Леонид Стуканов, Юрий Фесенко, часто появлялись Вера Колганова, заезжали Юрий Шабельников, Олег Хаславский, Леонид Талочкин и другие. В 1979 году Александр Жданов вступил в Московский горком художников-графиков, выставлялся на Малой Грузинской. Стал известен на Западе.
В июне 1982 года приёмная дочь Жданова, Васса Герасимова, будучи членом сборной СССР по синхронному плаванию, на соревнованиях в Испании бежала из гостиницы и попросила политического убежища в посольстве США. После побега Вассы, Жданов и Герасимова в течение нескольких лет безуспешно добивались от властей разрешения на выезд. В 1987 году Александр Жданов, будучи знаком с послом США в СССР Артуром Хартманом и другими дипломатами американского посольства, принял решение передать в дар народу США около полутора тысяч своих работ. Данное решение, по словам Жданова, было с энтузиазмом встречено дипломатами.
В октябре 1987 года художник и его жена, добиваясь разрешения на выезд, провели 8 акций протеста подряд. Последней каплей для терпения властей стала акция во время визита в Москву госсекретаря США Джорджа Шульца. 22 октября 1987 года Жданов и Герасимова приковали себя к дереву у ворот американского посольства в Москве. После этого демарша власти приказали им покинуть страну.
30 октября 1987 года Жданов и Герасимова эмигрировали. Сначала в Австрию, затем в США. В творчестве Александра Жданова парадоксально сочетаются традиции русской пейзажной живописи и радикальные тенденции мирового искусства ХХ столетия. Можно сказать,что для художника не существовало границы между традицией и новаторством.
Переезд не повлиял на творческое кредо Александра Жданова: природа всегда была для него местом силы и, как следствие, местом рождения его художественных образов. Недаром, начиная с 80-х годов, главным персонажем в работах художника стал Пан — мифологическое существо, Царь живой природы. Образ Пана поселился в его сердце, слился с натурой своего создателя, в дальнейшем следуя за ним по дорогам странствий, пересекая географические широты, страны и континенты, подмосковные леса и озёра, болота и солончаки Прованса («Чудище из Ваккареса» Жозефа д’Арбо), дикие леса Аппалачей…
Примечательно, что в работах художника 70-х годов прообраз Пана можно распознать в его автопортретах, выполненных на фоне донских степных пейзажей. Уже в 80-е годы этот степной прото-Пан преобразился в человека-зверя, бегущего по дорогам «Пристанища» в окружении лесов и полей средней полосы России.
После отъезда Жданова из СССР в 1987 году, судьба его полутора тысяч холстов, графических работ, ассамбляжей, скульптурных объектов, коллажей, оставшихся на родине, остаётся неизвестной. Те немногочисленные работы, которые иногда «всплывают» на аукционах современного искусства, говорят о необычайной одарённости их создателя, но не дают возможности оценить широту его творческого диапазона.
В выставочном арт-проекте «Александр Жданов. Последний Пан» представлены восемь работ художника из частных собраний. Все они выполнены в 70-80-е годы – в Ростове-на-Дону и окрестностях Звенигорода. На выставке также можно будет увидеть фотоматериалы, рассказывающие о жизни Жданова, постеры, репродукции живописных работ и графических листов. Их предоставила семья художника.
В состав экспозиции включены и работы друзей Жданова, его учеников, соратников по неофициальному искусству 70-90-х годов. Это Леонид Стуканов, Юрий Шабельников, Леонид Кабарухин, Михаил Басов, Валерий Кульченко, Вера Колганова, Юрий Фесенко.
Кураторы выставки: Ю.И. Фесенко, С.В. Крузе
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Галерея ZHDANOV
Открытие 8 апреля 2023 года в 16.00
г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 60
Музей работает с 10.00 до 18.00. Выходной день – вторник
Тел.: 266-45-14, 201-39-82