
Критики называют фотографа Марту Купер крестной мамой нью-йоркского стрит-арта. Для уличной культуры она - легенда. Ее альбом о зарождении граффити в Нью-Йорке Subway Art называют «Библией стрит-арта». Этот альбом возглавил топ книг, которые чаще всего воруют из магазинов(!), и усилиями фанатов разошелся по миру — от Бразилии до Японии. Альбом Subway Art спас первые нью-йоркские граффити для истории — лишь немногое из того, что было снято для его страниц, уцелело в борьбе городских властей с «вандализмом». Поэтому удивительно, что имя Марты Купер до сих пор неизвестно широкой публике. Организаторы фестиваля Beat Weekend решили закрыть этот пробел, включив фильм «Марта Купер: история стрит-арта» в фестивальную программу.
Денис Третьяков, ростовский музыкант, прокомментировал выход фильма о Марте Купер:
«Для тех, кто не в курсе: граффити – это когда на стене малюют Бродского, а потом люди с правильным вкусом закрашивают эту пошлость идеально белым цветом в стиле Барнетта Ньюмана. Американка Марта Купер стала первой теткой, которая начала фотографировать граффити в Нью-Йорке в 70-е. Превратилась в икону стиля и успешно занимается этим до сих пор. Фильм крутой, хотя бы потому, что я впервые увидел негритят, с которых все началось. Хорошие пацаны, никакого Бродского, только Микки-Маусы. В отличие от тошнотворно стерильного Бэнкси, граффити в 70-е-80-е правда были искусством. Панк-рок, еще живой тогда хип-хоп, первые концерты Bad Brains и Beastie Boys. Молодым райтерам с баллончиками было по 10-13 лет. Никто не продавал девочек с шарами на Сотбис за миллион долларов. Девочки стоили дешевле. И вот молодая Марта лазила с этим пареньками по мусоркам и подземкам и их фотографировала. Показательный фильм для понимания того, во что превращается любая субкультура. В Бэнкси. В говно».
Марта Купер заинтересовалась новым искусством улиц в конце 1970-х, когда в качестве фотокорреспондента The New York Post снимала городские трущобы, и с тех пор не останавливалась — сейчас ей 80, но она по-прежнему открывает выставки, выступает на стрит-арт-событиях и совершает рискованные ночные вылазки с берлинскими граффитчиками. Она не жалеет, что отказывалась от престижных заказов, чтобы заниматься любимым делом, — и с улыбкой вспоминает, как долго искала издателя для Subway Art, потому что в книгу о каракулях на вагонах метро никто не верил. Она живет в скромной квартире, самое дорогое в которой — работы, подаренные знаменитыми друзьями-граффитчиками. Десятилетиями она занимается очень личным фотопроектом — снимает жизнь проблемного района ее родного Балтимора. Весь путь Марты, от авантюрной девушки, отправившейся в мотопробег из Бангкока в Лондон, до энергичной пожилой женщины, которая почти каждый день выходит на фотоохоту за свежими граффити, — история о том, как оставаться безрассудным и не стареть сердцем.
19 октября после показа пройдет паблик-ток «Книга как инструмент популяризации культурных явлений».
16 октября, 21:25 и 19 октября, 19:00
Кинотеатр ГОРИЗОНТ CINEMA&EMOTION, пр-кт Михаила Нагибина, 32/2
Вход: 350 руб.