Собранные на одной площадке живописные картины из частных собраний отражают новую материю художественного пространства в творческой системе эстетического восприятия.
Художника притягивает в женских героинях тайна, женственность, тонкая поэтика или вполне прозаичный, но гротескно яркий, упрощенный символ. Характеры в работах Теряева раскрыты по-разному в контексте его субъективного художественного видения. Не зацепившись за первое впечатление, не увидев натуру внутренним зрением, мастер не начинал писать. Заметив главное, определив положение фигуры и рук, «нащупав» главные контрасты одежды и фона художник загорался и работал на одном дыхании, решая картину, как правило, в 2-3 сеанса. Ему необходимо было быть задетым натурой, чтобы запечатлеть то главное, что поразило в облике и даже одежде модели. Именно тогда художник создавал выразительные образы, раскрывая характеры, личности, судьбы.
В 1980-е годы формируется художественный способ конструирования облика человека, подчиненного образному замыслу, метод декоративной обобщенности, лаконизма тональных отношений и пластической целостности фигуры на плоскости холста.
Живописец видит глубинное в женской натуре – от лирической созерцательности до жизненной драмы.
Теряев часто повторял: «Все – в натуре. Я не могу без натуры». Но при этом планомерно и жестко избавлялся от натуралистической трактовки в поисках выражения характера-символа, стремясь создать образ подобно знаку, четко выстроив систему колористического раскрытия.
Представленные на выставке работы относятся к периоду эволюции аналитического метода художника, отказа от импрессионистического натурализма и простоты «сурового стиля» к лаконичному обобщению декоративных открытий.
Мастер решает задачи раскрытия характера модели выразительным силуэтом в поиске яркого, иногда почти театрального образа. Содержательная суть портретов заключает в себе концептуальное смещение от личности модели на ее живописное восприятие.
Доминирующий аналитический подход взаимосвязан с эмоциональным настроем автора.
Теряев создает колористически выразительные силуэты фигур, сопоставляя их с тонально продуманным звучанием фона. Задача передать силой цвета гротескно отточенный символ смело выражена в таких вещах, как «Дама в красном», «Женский портрет», «Манекен».
Другой ряд представляют образы близких художнику героинь светлых душой в таких портретах, как «Ирина Рыжкина», «Галина Головкина», «Студентка», «Девушка в белой кофте с красными пуговицами».
Выразительный колорит, характерные силуэты фигур, композиционная собранность усиливают глубокое раскрытие образов. Современницы Тимофея Теряева в его портретах заставляют задуматься о разных судьбах, увидеть трогательную красоту и скрытую суть в простом, и на первый взгляд обычном человеке.
Художественный метод Теряева изменил традиционное понимание живописной практики целого ряда поколений донских художников. Напряженность всматривания и вживания в образ, переданная через материализацию духовного в жизни цвета, особый дар видения открывает зрителю уникальное наследие мастера, стоящего в одном ряду с выдающимися живописцами ХХ века.
«Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону»
г.Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 20.
ПН., ВТ., СР., ЧТ., ПТ. С 10:00 ДО 16:00
*Для посещения выставки, не забудьте взять с собой паспорт.