6 мая в Ростове-на-Дону открылась выставка автопортретов и портретов донских художников «Лица и судьбы»

Выставочный зал ТСХ «Авангард» представил проект-экспозицию серии произведений живописи и графики донских мастеров, значительная часть которых выполнена в жанре автопортрета. О проекте  «Главному» рассказывает искусствовед-эксперт сетевой кафедры ЮНЕСКО, почетный член РАХ Ирина Павловна Гуржиева
Текст:
Ирина Гуржиева
Фото:
Павел Шаповалов
06/05/2025

В экспозиции представлены произведения таких замечательных мастеров, как Иван Язев, Василий Орлов, Арсений Чернышев, Петр Келлер, Тимофей Теряев, Борис Спорыхин, Клавдия Баланова, Алексей Курманаевский, Ованес Лусегенов и многие другие, включая известных и менее известных авторов, создавших запоминающиеся портретные образы. Ряд работ позволяет сравнить, как человек видит себя сам и каким его отображают другие художники. Жанр автопортрета — особое явление в творчестве художника. Он отражает определенные этапы и трудные повороты судьбы, чувства и смыслы, открывшиеся именно в данный период времени в жизни мастера и в судьбе общества. Отображая на холсте себя самого, художник передает все, что не просто передать словами. И не всегда автопортрет радостен и полон раскрепощенной свободы, есть образы, в которых муки творчества сплетаются с внутренним напряжением, в которых жизнь лица, отражает суть личности.

В жанре "портрет" раскрываются разные состояния души, воплощаются раздумья о жизни в тот период, когда художнику нужно увидеть себя со стороны. Представленные в экспозициях автопортреты и портреты художников Дона, созданы в процессе осмысления времени и бытия, человеческой и творческой индивидуальности. Они раскрывают недюжинные таланты и судьбы художников, открывших свой неповторимый путь в донском искусстве. Такие донские живописцы, как Петр Келлер, Арсений Чернышев, Борис Спорыхин, Тимофей Теряев, Владимир Токарев, Михаил Соколенко писали автопортретные высказывания для себя. Они поверяли творчество совестью, по меткому выражению А. С. Пушкина «когтистым зверем скребущей сердце», определив высокую планку требовательности и работоспособности.

Каждый из представленных автопортретов в своем внутреннем переживании, художественно-образном методе и стиле оставил подлинно ценный, эстетически важный след в живописном наследии. Серия экспозиций, представленная в выставочном зале Творческого союза художников «Авангард», неоценима. Зрителю придется задуматься, о чем размышляли художники в процессе самоанализа, раскрывая себя в контексте времени, в своих автопортретных образах.

1.png
Т.Ф. Теряев. "Автопортрет". Х., м., 1960-е гг.

Особое место занимают камерные графические автопортреты, отражающие традиции русской реалистической школы Семена Скопцова (1935;1959), Бориса Спорыхина (1949), Ивана Язева (1963). Эти работы созданные быстро, убедительно и точно, как и ранние живописные образы Арсения Чернышева, Семена Скопцова и Людмилы Скопцовой, представляют стремление увидеть себя через призму обретения творческого «я», в период становления художественного самосознания.

2.png
К. Е. Баланова. «Автопортрет». 1976. К., м. 50х41 см.

Работы донских художников неделимы с контекстом времени, исторической эпохой, в которую они вглядываются в свой образ в зеркале. Будь это оптимизм уверенно глядящего на зрителя Владимира Михайловича Кленова «Мне 79», или острый и смелый взгляд красавицы Клавдии Ерофеевны Балановой.

3.png
В.С. Филатов " Портрет Скопцова С.С." 1956. Х.,м.50х41 см.

С последней трети ХХ века художественный профессионализм нацелен не только на оценку внешнего, передачу сходства, но и на создание образного обобщения. Перелом в донском искусстве отмечен новым концептуально-пластическим подходом в раскрытии портретных образов. Характерным для этого времени в творчестве ряда донских живописцев был отказ от парадности и натуралистической детализации.

4.png
В. С. Орлов. «Автопортрет». 1950‑е гг. Х., м. 42х37 см 

Интимность и переживание поиска собственного «я» читается в рефлексии автопортретов Арсения Чернышева и Александра Федорова, ранних автопортретах Виталия Маркина и Владимира Токарева.

6.png
А. М. Курманаевский. «Автопортрет». 2001. Х, м. 50х40 см.

Алексей Курманаевский, создавший замечательную портретную галерею деятелей культуры России и Дона, передает в своем зрелом автопортрете психологическое состояние, отмеченное сдержанным достоинством мастера, определенной статусностью, которую он достиг в обществе. Самоутверждение себя как личности читается в таких разных по времени и стилю произведениях, как ранний реалистический автопортрет Василия Орлова 1950 года и звенящий золотом фона автопортрет Ованеса Лусегенова.

7.png
О. М. Лусегенов. «Автопортрет». 2010. Х., м. 48х37 см.

Прекрасен в своем казачьем достоинстве и стати, выполненный в тонах любимого кобальта, автопортрет Бориса Спорыхина. Он наделен суровой силой и мощным творческим накалом в свои неполные восемьдесят лет. Вершина самоутверждения — величественный, монументальный портрет ренессансного звучания Минаса Аветисяна, великого живописца Тимофея Теряева.

Образ Бориса Бельмасова, созданный за три года до ухода из жизни, скрывает за внешней веселостью с яркими детскими вертушками, звенящими из темного фона, внутреннюю боль и надлом.

8.png
Б. П. Бельмасов «Автопортрет». 2013. Х., м., 73х55 см.

Философские и эстетические проблемы времени, стремление к суровой правде обусловили характер и направление живописно-пластических поисков, формировали новые художественные принципы, развитие индивидуального, смелый колористический поиск в произведениях последней четверти ХХ века. 

Отображение внутреннего мира личности в портрете и автопортрете 1970–80-х годов становится ключевой задачей в работах таких разных по стилю и мироощущению художников, как Т. Ф. Теряев и В. Ф. Коробов, П. С. Келлер и Е. Я. Покидченко, В. А. Карначев и В. И. Кульченко.

10.png
Т. Ф. Теряев «Портрет художника Виталия Ромахова». 1987. Х., м., 100х85 см.

Яркими примерами нового правдивого видения и смелого живописно-пластического обобщения являются портреты Тимофея Федоровича Теряева и Михаила Егоровича Соколенко. Два этих мастера находились в поиске метода художественной интерпретации раскрытия образных смыслов в передаче человеческой индивидуальности.

Художественный метод Теряева изменил традиционное понимание живописной практики. Напряженность всматривания и вживания в образ, переданные через материализацию духовного в жизни цвета, особый дар смелости и правды в раскрытии характера представляет зрителю уникальное творчество мастера, стоящего в одном ряду с выдающимися живописцами ХХ века. Его живопись несет в себе антитезу официальному, идеологически выверенному искусству.

Цвет в портретах Теряева парадоксально упрощается, но при этом богатство тональных и фактурных отношений, спонтанность процесса в раскрытии живописной формы несут громадную энергию творца. Как результат, меткое раскрытие неповторимой образной сути современника.

15.png
А. И. Федоров «Автопортрет». 2013. Х., м., 50х40 см.

Мастер яркой творческой индивидуальности и редкой целеустремленности, Теряев создал большую портретную галерею, раскрывая на основе простых и лаконичных решений неповторимые образы его коллег–от лирики и драмы до гротеска и трагедии. Постижение психологического состояния, умение передать суть образа раскрываются в портретах известных ростовских живописцев Валерия Кульченко и Виталия Ромахова.

17.png
Т. Ф. Теряев «Портрет народного художника РФ Геннадия Запечнова» 2000 г.. Х., м. 150х135 см.

В системе самоанализа личности автопортрет донских мастеров представляет большую ценность.
Особое место на выставке занимает, одна из самых ранних работ Тимофея Теряева эпохи сурового стиля «Автопортрет в шляпе». Переданный в замкнутом силуэте, сдержанный по цвету он прост только на первый взгляд. Всматриваясь в образ, осознаешь глубокое скрытое переживание одиночества. Эту же тему по-своему раскрывает в ином стиле и художественном методе в своих автопортретах Петр Келлер.

18.png
Г. Р. Гарбузов. «Автопортрет». 1980‑е гг. К., м., 20х15 см.

Автопортреты и женские портреты Михаила Соколенко глубоко интимны. Эти вещи — результат раздумий о смысле жизни и творчества, в них исповедально звучит одинокий голос человека. Лирический и одухотворенный женский образ предстает в большой картине «Осенний портрет».

11111.png
В. М. Клёнов. «Портрет Скопцовой Г. С. искусствоведа, директора РОМИИ». 1989. К., темпера, 100х58 см.

Читайте также:

Премьера
02/10/2024
4 октября в «Шолохов-Центра» открытие выставки «Кружево Русского Севера»
На выставке будут представлены около ста предметов из коллекции «Кирилло-Белозерского музея-заповедника» Кружево пришло в ...
Премьера
20/11/2023
21 ноября в 15:00 в кинозале библиотеки пройдёт презентация книги «Борцы Дона. Тренеры»
Второй том серии «Борцы Дона», вышел в 2023 году и посвящен нашим землякам, заслуженным тренерам Дона разных поко...
Премьера
26/06/2023
С 30 июня по 25 июля 2023 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств пройдет выставка «Абхазия удивляет»
На выставке «Абхазия удивляет» ростовский зритель познакомится с творчеством мо...
Премьера
18/04/2022
С 15 апреля «Золотая Маска в кино»
11 мая в 19:00 на большом экране кинотеатра «Большой» покажут постановку Дмитрия Крымова «Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция» (театр «Мастерская Петра Фом...
Премьера
03/05/2021
В Ростове пройдет музыкальный фестиваль «МОСТ. Музыка-оркестр-симфония-талант»
В течение восьми дней, с 13 по 20 июня, на разных площадках Ростова будут проходить мероприятия II Ростовского музыкальног...
Премьера
03/03/2021
В Ростове расскажут о Билибине
6 марта в Ростовском музее изобразительных искусств на Чехова, 60 состоится лекция об Иване Билибине, прочтет которую главный хранитель музея Ирина Воробьева. В твор...

Текст:
Ирина Гуржиева
Фото:
Павел Шаповалов
06/05/2025