«Дети для меня — наивысшая ценность»
Генеральный директор Гимназии «Донского Академического Развития» Марина Голубева рассказала «Главному» о том, почему качественное образование в школе – это самый эффективный способ инвестировать в будущее, о первых успехах гимназистов, и о том, как воспитать у детей любовь к учебе.
— Гимназия «ДАР» открыла свои двери для учеников 1 сентября этого года. Удалось ли вам реализовать то, что было изначально задумано?
У нас собрался коллектив профессионалов, и мы успешно реализовываем все поставленные перед нами задачи. По характеру я целеустремленный человек, и если я что-то задумала, то обязательно это довожу до конца. У меня не получилось выбрать между семьей и карьерой, и именно поэтому моя работа и жизнь неотделимы. Забота о детях и есть смысл моей жизни. Весь формат пребывания в нашей гимназии выстроен таким образом, чтобы ребенок получал качественное образование, всесторонне развивался, выполнял домашние задания, а вечером, приходя домой, наслаждался общением с родителями.
— Правда ли, что гимназия «ДАР» — одна из первых на юге России гимназий полного дня и совершенно иного подхода к детям?
Да, действительно, гимназия «ДАР» — школа полного дня. В других регионах тоже есть подобные образовательные учреждения, но в Ростове-на-Дону это реализуется впервые! У нас «полный цикл» — это не только система расширенного и качественного дополнительного образования, подготовка к итоговым экзаменам и углубленное изучение языков: наша гимназия дает ребенку возможность выбрать правильный путь, определиться с будущей профессий. Ведь это самое важное! И это не пустые слова! Школа полного дня — это не ограниченное пространство. У каждого нашего ребенка есть свой график в соответствии с индивидуальной образовательной программой в старших классах. А свободное от занятий время учащиеся проводят интересно и разнообразно: прогулки, игры на свежем воздухе и в помещении, занятия в кружках, клубах и т.д.
Мы формируем у детей навыки, которые пригодятся в жизни. Эти навыки отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать свое время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Все это необходимо для достижения профессионального и личного успеха в будущем. Путь, который мы прокладываем, — это беспрерывный процесс образования. В дальнейшем мы планируем начинать учебный процесс с детского сада. Выпускникам мы выдаем аттестат государственного образца гимназии Донского академического развития.
— Существует мнение, что ребенку будет достаточно непросто привыкнуть к такому режиму, оправданно ли это опасение?
График в нашей гимназии строится с учетом возрастных особенностей и свойственной организму человека периодичности физиологических функций, в том числе работоспособности. Поначалу детям было непросто перестраиваться, но очень быстро в такой режим вошли все. И все больше я слышу откликов о том, что это действительно удобно. Ведь именно так мы можем научить наших детей правильно и результативно распоряжаться своим временем. Но и дисциплина тоже обязательна. Есть миф, будто частная школа — это полусанаторий, где дети находятся в расслабленном состоянии. Но мы сразу договариваемся о том, что если вы хотите учиться у нас, то только при условии, что придется много работать в плотном графике и четко соблюдать внутренние правила.
— А чем еще гимназия «ДАР» отличается от других образовательных учреждений?
«ДАР» — это гимназия с углубленным изучением не только английского, но и испанского языка. У наших учеников есть уникальная возможность общаться с педагогами-носителями языка, которые приехали к нам специально из Испании. И уже за 3 месяца, которые мы отработали, есть великолепные результаты: дети начали говорить и петь на иностранном языке и делают это с удовольствием!
Помимо прочего, в образовательную программу гимназии «ДАР» включен обязательный урок — шахматы. И, конечно, система дополнительного образования — мы все делаем для того, чтобы дать нашим детям возможность развиваться со всех сторон.
У нас есть собственный великолепный пищеблок, оснащенный современным оборудованием. В нем трудятся профессиональные повара, которые следят за правильным питанием детей. У нас есть все условия для сна и отдыха. Прогулка обязательна у всех: и у первого класса, и у одиннадцатого, потому что без двигательной активности детям будет сложно. Мы обязательно делаем с ними уроки. У всех наших учеников всегда есть возможность обратиться к педагогу и получить у него консультацию.
В 10-11 классе начинается взаимодействие с педагогами вузов, а это уже адаптация к будущей системе обучения, понимание того, что вуз — это нестрашно. Таким образом, в 11 классе, когда ребенок подходит к завершению средней школы, у него уже есть осознанное понимание того, кем он хочет стать и почему.
— Вы, можно сказать, идете против устоявшейся системы: когда ученикам 10-11 классов нужно было нанимать роту репетиторов, которые готовят их к ЕГЭ...
Одна из задач нашего учреждения — двигаться в ногу с детьми и со временем. Это очень важно. Мы в постоянном диалоге с детьми, родителями. Мы их слышим и стараемся создать максимально комфортные и выгодные условия.
Мы учим детей трудиться, грамотно распоряжаться своим временем и потенциалом. Ребенку важно дать понимание, что он не один и весь мир крутится не только вокруг него: вклад в общество и в людей, которые рядом, тоже должен быть.
Хочу заметить, что система образования в нашей гимназии выстроена на базе Soft Skills (или, по-другому, «гибкие навыки»). Гибкие навыки — умение общаться, нестандартно мыслить, работать в команде — сегодня нужны в любой отрасли, чтобы быть востребованным на рынке труда как профессионал. Мы готовим детей так, чтобы они были максимально адаптированы и подготовлены не только к вузу, но и ко взрослой жизни вообще. Это вектор, который задал президент РФ, и это тренд, который актуален сейчас во всем мире. За возможность реализации этого проекта благодарим ПАО «Сбербанк».
— Участвуют ли ваши гимназисты в олимпиадах или соревнованиях?
77 учеников гимназии «ДАР» уже приняли участие в олимпиадах по разным предметам. Мы стали победителями районных и городских туров. Есть дети, которые вышли на региональный уровень. И мы не останавливаемся на достигнутом! За это время мы сформировали футбольную команду первоклассников и уже принимаем участие в турнире. Дети получают огромное удовольствие!
Мы очень часто выходим за пределы гимназии. Принимаем участие в фестивалях и форумах на высоком уровне. Например, недавно наши дети принимали участие в бизнес-игре. Мы планируем и дальше принимать участие в подобных проектах. У нас ничего не бывает принудительного. Мы умеем задавать очень высокий мотивационный уровень для каждого ребенка, умеем заинтересовывать своих детей, чтобы они охотно принимали участие в полезных мероприятиях.
— По каким критериям вы отбираете преподавателей в гимназию?
Для меня главными критериями являются умение слышать и слушать детей, любить их и быть профессионалом в своем деле. И, конечно, любой руководитель подбирает схожих себе по характеру и внутреннему содержанию людей. Я счастлива, что у нас собрался коллектив единомышленников с одинаковыми моральными ценностями. Глаза должны быть горящими, сердце должно быть открытым — это и есть залог нашего общего успеха. Дети не терпят лукавства, и их невозможно обмануть. Нельзя работать в системе образования, не любя детей.
— А почему вы решили открыть гимназию?
Дети для меня — наивысшая ценность. Даже когда у меня появился четвертый ребенок — моя замечательная дочь — я поняла, что во мне есть энергия гораздо большая, которую я могу отдать еще и другим детям. Гимназия «ДАР» — это про то, как важно учиться и понимать, для чего ты это делаешь. Про то, как важно знать, кем ты хочешь быть. Про то, как важно понимать, какой вклад ты должен сделать в это общество. Работа для меня — это образ жизни. В какой-то момент я поняла, что вложения в детей — это самые важные вложения.
— Сложно ли вам совмещать воспитание детей и работу?
У меня нет такого разделения. Конечно, на работе мне приходится быть более дисциплинированной для того, чтобы держать за всем контроль. Но в детях — невероятный источник силы. Бывает, я устаю до изнеможения, но стоит просто пообщаться с ними, и у меня снова заряд энергии на весь день! А дома у меня есть помощники, которые очень хорошо меня знают. Я не воспитываю детей, я их учу своим примером и учусь у них. Если мне что-то нужно сделать, я всегда их попрошу. Мы договариваемся. И на работе мы договариваемся. Я договариваюсь с коллективом, с учениками, у меня вообще основной формат общения — это формирование коммуникации между людьми. Я считаю, что в этом залог успеха.