К нам в руки попала уникальная книга об истории создания здания Ростовского Театра драмы имени М. Горького. Книга эта — из театральной библиотеки, некогда расположенной западной галерее театра. «Главный» попросил известного ростовского дизайнера Сергея Номеркова рассказать об этой книге, а также поделиться своими впечатлениями о современном виде здания театра.
Форзац книги
Книга — ровесница здания... Издана по тем временам богато. Здесь есть подробное описание истории создания театра. Пол-книги занимает интервью со строителями, весьма любопытными людьми. Форзац и нахзац (!) представляют собой эскиз занавеса, который тогда висел на сцене театра. И похоже, что он был выполнен в технике золотого шитья.
Эмблема театра
На обложке книги красуется аппликация с эмблемой театра... На протяжении поздних советских и нынешних новых российских лет художники мусолили этот логотип и перерисовывали заново эмблему театра... Теперь они сделали вроде как похожую на исходник картинку... Но она какая-то бездушная, коряво отрисованная на компьютере. Почему бы не взять вот эту, что-то в ней технически подправив? Ведь она очень точно передает стиль советского ар-деко, в котором построен театр.
Почему здание Театра драмы уже не то, что раньше
Я хожу мимо него минимум два раза в день. И стараюсь не смотреть. Почему? Потому что если после той, послевоенной, реконструкции здание внешне со стороны площади не сильно и именилось (правда, утратив громадный объем сценической коробки и получив новые, крупной расстекловки витражи прозрачных (!) пилонов, но сохранив при этом подлинную благородную каменную облицовку), то теперь оно представляет собой ослепленный глухими черными стеклами витражей архитектурный полутруп с уже посмертным макияжем. Бледный и слепой Пьеро — если с околотеатральной ассоциацией.
Горельефы
В книге есть фото, на котором видно, что в то время, когда театр открывали, правый горельеф еще не был установлен.
Послевоенная реконструкция
В 63-м году, когда я пошел в школу, реконструкцию заканчивали — западный фасад еще штукатурили. И реконструкция, особенно это касается интерьеров, проводилась в том международном стиле, который тогда расцветал на Западе, но входил в моду и у нас. Истоки этого стиля лежали и в советскм конструктивизме, который и определил объемно-планировочное решение театра (но не его фасадов и интерьеров, которые решалась в духе постконстркутивизма или советского извода ар-деко, входившего и у нас в 30-е в моду). То есть в послевоенной реконструкции авторы закрыли, как модно сейчас говорить, гештальт — гештальт архитектурного моденизма, но, в основном, за счет интерьеров, вычистив с фасадов лишь некоторый декор, который сейчас (!) опять вернулся со... со второй реконструкцией — ламинат и радиаторы с пластиковой разводкой на фоне витража
Если вы там сейчас не были, — сходите! Только если настроение плохое — повеселитесь. Или когда вам хорошее надоест. Но это если вы, конечно, помните прежние элегантные интерьеры 60-х в тогдашнем модернистском стиле. От них остались только громадные стеклянные двери в буфет, — наверное, такого размера пластиковых дверей не нашлось. Паркет накрыли ламинатом (угадайте под что?). Можете полюбоваться ядовито-зеленой венецианкой под малахит, безвкусными... да все там теперь удивительно безвкусное, дешевое и бездарное, с претензией на возврат довоенного ар-деко, предполагающего, кстати, и дорогие отделочные материалы, что и было тогда, в 30-е, и чего сегодня, естественно, нет. Куда ты делся, вкус? Ты был еще вчера...
Мраморные колонны в «древнеегипетском» стиле
Нам еще в институте показывали знаменитые колонны входного вестибюля из так называемого «утюжного» мрамора. Была еще с дореволюционных времена бригада штукатуров-декораторов, которые знали рецепт «утюжного» мрамора — их мобилизовали на строительство из Крыма. В сложную рецептуру входил в частности пчелиный воск, потому и их и утюжили специальными горячими утюжками, доводя до зеркального блеска. Полная иллюзия монолитов из красного мрамора со светлыми прожилками. И что эти современные реставраторы сделали? Их просто затерли «венецианкой» медвежьего цвета.
Слишком большой зал
Весь зрительный зал после войны стал меньше в два раза — изначально он был слишком большой: и актеры были недовольны — побегай да покричи, и зрители — с акустикой проблемы — было много «звуковых ям». Да они и сейчас есть.
Облицовка фасада театра
Если бы не Мундиаль (прости господи), до театра бы очумелые руки реставраторов, думаю, не дошли бы, и каменная облицовка инкерманским камнем сохранила отпечатанное на ней время. Она там по бокам осталась, — видимо, на это денег не хватило. Там можно увидеть, как она выглядела изначально — местами. Потому что военные разрушения коснулись в основном боковых частей здания, и в послевоенной реставрации восстановливали утраченные участки путем так называемого «лечения камня» специально подобранной по составу, цвету и фактуре штукатуркой. И с этим замечательно справились в то время в отличие от сегодняшней откровенной халтуры: обклеить cеткой камень (!), затереть и побелить-покрасить... И все это уже начинает активно облазить. Как поднялась рука превратить такое здание в хатынку-мазанку?! Особого разговора заслуживают варварски расколотые во время демонтажа (правых — так и двоекратного, ввиду некачественно проведенных работ) гранитные ступени!
Военная маскировка
В книге упоминается, что громадный «лоб» театра был облицован итальянским белым мрамором. И этого мрамора на фасады пошло больше, чем красного гранита и черного лабрадора вместе взятых. На фото времен оккупации и после нее видно, что именно эти места были покрыты пятнами светомаскировки как шкура жирафа — видимо, сильно сияли на солнце и демаскировали здание. Куда и когда он после войны исчез, — интересно, может, кто знает?
Театральная площадь
После постройки ансамбля монумента освободителям Ростова площадь визуально увеличилась в 2 раза и стала несомасштабна зданию театра — он в этом пространстве потерялся.
А ведь раньше на месте этого щербатого бетонного оврага (теперь уже под плиткой) с пустым корытом и невечным погасшим огнем был уютный сквер с каштанами и цветниками, со спускающимися к нему с площади широкими гранитными лестницами и скромным классическим гранитным обелиском cо словами обещания построить в будущем некий монумент...
Хартия
Видимо, начинать работы по реставрации театра следовало бы с прочтения авторами «Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест». Ведь Театр драмы им. Горького для Ростова — как Акрополь для Греции!
Форма трактора
Строительство здания театра было задумано в 1929 году. Местом был выбран пустырь между недавно объединенными в один город Ростовом и Нахичеванью-на-Дону.
В 1930 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс, на который представили 25 проектов, 6 из которых получили премии. Первую премию на конкурсе получил выполненный братьями Г. Б. Бархиным и М. Г. Бархиным проект «Красный мак». Они получили и денежную премию. Однако, после знакомства с пришедшим позднее и не участвовавшим в общем конкурсе проектом В. Щуко и В. Гельфрейха, было решено использовать именно его. В основу архитектурных форм здания была положена стилизация гусеничного трактора, скорее всего, первого советского трактора «Коммунар».
Справка об архитектуре здания Театра драмы имени М. Горького
Все оборудование сцены было спроектировано инженером И.В.Экскузовичем. Строительство велось коллективом работников «Театростроя» (директором был А.М. Стамблер). После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.
Первоначально был облицован белым инкерманским камнем, а часть фасада — белым мрамором, пилястры при входах в театр были из полированного лабрадора. Также естественным мрамором были облицованы главные лестницы, искусственным — вестибюль, фойе и зрительный зал. Большой зал был рассчитан на 2250 зрителей и предназначался для сценических представлений, в то время как малый — для эстрадных и концертных. Здание театра включало в себя также библиотеку и музей. Фасад здания украшен горельефами работы Сергея Королькова. Основным минусом здания была плохая акустика.
Такие крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, называли театр жемчужиной советской архитектуры. Восстановленный к 1963 году театр стал значительно меньше. Проект реконструкции выполнен архитекторами В.М. Аникиным, В.Н. Разумовским, В.В. Леонтьевым под руководством Н.Н. Семененко и при консультациях профессора В.Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика. С тыльной стороны здания была построена сценическая площадка, которая получила известность как «Зеленый театр».