«Трактор», который мы потеряли

Ростовский дизайнер Сергей Номерков объяснил, почему здание Театра драмы имени Максима Горького, которому в 2020 году исполнилось 85 лет, уже не то, что прежде
Текст:
Сергей Номерков, Анастасия Талызина
16/12/2020

К нам в руки попала уникальная книга об истории создания здания Ростовского Театра драмы имени М. Горького. Книга эта — из театральной библиотеки, некогда расположенной западной галерее театра. «Главный» попросил известного ростовского дизайнера Сергея Номеркова рассказать об этой книге, а также поделиться своими впечатлениями о современном виде здания театра.

IMG-0317.jpg

Форзац книги

Книга — ровесница здания... Издана по тем временам богато. Здесь есть подробное описание истории создания театра. Пол-книги занимает интервью со строителями, весьма любопытными людьми. Форзац и нахзац (!) представляют собой эскиз занавеса, который тогда висел на сцене театра. И похоже, что он был выполнен в технике золотого шитья.

IMG-0329 (1).jpg

Эмблема театра

2.jpg

На обложке книги красуется аппликация с эмблемой театра... На протяжении поздних советских и нынешних новых российских лет художники мусолили этот логотип и перерисовывали заново эмблему театра... Теперь они сделали вроде как похожую на исходник картинку... Но она какая-то бездушная, коряво отрисованная на компьютере. Почему бы не взять вот эту, что-то в ней технически подправив? Ведь она очень точно передает стиль советского ар-деко, в котором построен театр.

Почему здание Театра драмы уже не то, что раньше

драмтеатр3.jpg

Я хожу мимо него минимум два раза в день. И стараюсь не смотреть. Почему? Потому что если после той, послевоенной, реконструкции здание внешне со стороны площади не сильно и именилось (правда, утратив громадный объем сценической коробки и получив новые, крупной расстекловки витражи прозрачных (!) пилонов, но сохранив при этом подлинную благородную каменную облицовку), то теперь оно представляет собой ослепленный глухими черными стеклами витражей архитектурный полутруп с уже посмертным макияжем. Бледный и слепой Пьеро — если с околотеатральной ассоциацией.

Горельефы

6.jpg

В книге есть фото, на котором видно, что в то время, когда театр открывали, правый горельеф еще не был установлен.

Послевоенная реконструкция

В 63-м году, когда я пошел в школу, реконструкцию заканчивали — западный фасад еще штукатурили. И реконструкция, особенно это касается интерьеров, проводилась в том международном стиле, который тогда расцветал на Западе, но входил в моду и у нас. Истоки этого стиля лежали и в советскм конструктивизме, который и определил объемно-планировочное решение театра (но не его фасадов и интерьеров, которые решалась в духе постконстркутивизма или советского извода ар-деко, входившего и у нас в 30-е в моду). То есть в послевоенной реконструкции авторы закрыли, как модно сейчас говорить, гештальт — гештальт архитектурного моденизма, но, в основном, за счет интерьеров, вычистив с фасадов лишь некоторый декор, который сейчас (!) опять вернулся со... со второй реконструкцией — ламинат и радиаторы с пластиковой разводкой на фоне витража

Если вы там сейчас не были, — сходите! Только если настроение плохое — повеселитесь. Или когда вам хорошее надоест. Но это если вы, конечно, помните прежние элегантные интерьеры 60-х в тогдашнем модернистском стиле. От них остались только громадные стеклянные двери в буфет, — наверное, такого размера пластиковых дверей не нашлось. Паркет накрыли ламинатом (угадайте под что?). Можете полюбоваться ядовито-зеленой венецианкой под малахит, безвкусными... да все там теперь удивительно безвкусное, дешевое и бездарное, с претензией на возврат довоенного ар-деко, предполагающего, кстати, и дорогие отделочные материалы, что и было тогда, в 30-е, и чего сегодня, естественно, нет. Куда ты делся, вкус? Ты был еще вчера...

Мраморные колонны в «древнеегипетском» стиле

11.jpg

Нам еще в институте показывали знаменитые колонны входного вестибюля из так называемого «утюжного» мрамора. Была еще с дореволюционных времена бригада штукатуров-декораторов, которые знали рецепт «утюжного» мрамора — их мобилизовали на строительство из Крыма. В сложную рецептуру входил в частности пчелиный воск, потому и их и утюжили специальными горячими утюжками, доводя до зеркального блеска. Полная иллюзия монолитов из красного мрамора со светлыми прожилками. И что эти современные реставраторы сделали? Их просто затерли «венецианкой» медвежьего цвета.

Слишком большой зал

Весь зрительный зал после войны стал меньше в два раза — изначально он был слишком большой: и актеры были недовольны — побегай да покричи, и зрители — с акустикой проблемы — было много «звуковых ям». Да они и сейчас есть.

Облицовка фасада театра

Если бы не Мундиаль (прости господи), до театра бы очумелые руки реставраторов, думаю, не дошли бы, и каменная облицовка инкерманским камнем сохранила отпечатанное на ней время. Она там по бокам осталась, — видимо, на это денег не хватило. Там можно увидеть, как она выглядела изначально — местами. Потому что военные разрушения коснулись в основном боковых частей здания, и в послевоенной реставрации восстановливали утраченные участки путем так называемого «лечения камня» специально подобранной по составу, цвету и фактуре штукатуркой. И с этим замечательно справились в то время в отличие от сегодняшней откровенной халтуры: обклеить cеткой камень (!), затереть и побелить-покрасить... И все это уже начинает активно облазить. Как поднялась рука превратить такое здание в хатынку-мазанку?! Особого разговора заслуживают варварски расколотые во время демонтажа (правых — так и двоекратного, ввиду некачественно проведенных работ) гранитные ступени!

Военная маскировка

драмтеатр4.jpg

В книге упоминается, что громадный «лоб» театра был облицован итальянским белым мрамором. И этого мрамора на фасады пошло больше, чем красного гранита и черного лабрадора вместе взятых. На фото времен оккупации и после нее видно, что именно эти места были покрыты пятнами светомаскировки как шкура жирафа — видимо, сильно сияли на солнце и демаскировали здание. Куда и когда он после войны исчез, — интересно, может, кто знает?

театр4.jpg

Театральная площадь

После постройки ансамбля монумента освободителям Ростова площадь визуально увеличилась в 2 раза и стала несомасштабна зданию театра — он в этом пространстве потерялся.

А ведь раньше на месте этого щербатого бетонного оврага (теперь уже под плиткой) с пустым корытом и невечным погасшим огнем был уютный сквер с каштанами и цветниками, со спускающимися к нему с площади широкими гранитными лестницами и скромным классическим гранитным обелиском cо словами обещания построить в будущем некий монумент...

Хартия

Видимо, начинать работы по реставрации театра следовало бы с прочтения авторами «Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест». Ведь Театр драмы им. Горького для Ростова — как Акрополь для Греции!

Форма трактора

8.jpg

Строительство здания театра было задумано в 1929 году. Местом был выбран пустырь между недавно объединенными в один город Ростовом и Нахичеванью-на-Дону.

В 1930 году был объявлен Всесоюзный открытый конкурс, на который представили 25 проектов, 6 из которых получили премии. Первую премию на конкурсе получил выполненный братьями Г. Б. Бархиным и М. Г. Бархиным проект «Красный мак». Они получили и денежную премию. Однако, после знакомства с пришедшим позднее и не участвовавшим в общем конкурсе проектом В. Щуко и В. Гельфрейха, было решено использовать именно его. В основу архитектурных форм здания была положена стилизация гусеничного трактора, скорее всего, первого советского трактора «Коммунар».

Справка об архитектуре здания Театра драмы имени М. Горького

IMG-0324.jpg

Все оборудование сцены было спроектировано инженером И.В.Экскузовичем. Строительство велось коллективом работников «Театростроя» (директором был А.М. Стамблер). После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.

Первоначально был облицован белым инкерманским камнем, а часть фасада — белым мрамором, пилястры при входах в театр были из полированного лабрадора. Также естественным мрамором были облицованы главные лестницы, искусственным — вестибюль, фойе и зрительный зал. Большой зал был рассчитан на 2250 зрителей и предназначался для сценических представлений, в то время как малый — для эстрадных и концертных. Здание театра включало в себя также библиотеку и музей. Фасад здания украшен горельефами работы Сергея Королькова. Основным минусом здания была плохая акустика.

Такие крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, называли театр жемчужиной советской архитектуры. Восстановленный к 1963 году театр стал значительно меньше. Проект реконструкции выполнен архитекторами В.М. Аникиным, В.Н. Разумовским, В.В. Леонтьевым под руководством Н.Н. Семененко и при консультациях профессора В.Г. Гельфрейха. Была проведена полная перепланировка внутренней части здания. Существенно сократилась вместимость залов, ликвидированы многие диванные, буфетные, детский сад-ясли, остался только один сценический круг. Исчезла основная часть мраморной облицовки. Вместе с тем значительно улучшилась акустика. С тыльной стороны здания была построена сценическая площадка, которая получила известность как «Зеленый театр».

пожаловаться

Читайте также:

Хайп
21/04/2022 14:11:00
Ростовский миллиардер Иван Саввиди поднялся на 27 строчек в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes
Согласно опубликованному рейтингу «88 российских миллиардеров. Рейтинг Forbes — 2022» с...
Хайп
28/12/2020 15:16:00
Безумная Наташа из Каменска приоткрыла ростовчанам завесу бытия
«Квартирантка» Медведева - это срез современной действительности в ситуации абсурда. Пересказать сюжет невозможно, как и невозможно перес...
Хайп
16/04/2020 11:40:00
Думала, что буду много читать, но в итоге прочитала всего одну книгу
Сегодня ровно месяц с начала карантина в Испании. Говорят, что после 26-го апреля постепенно станут снимать ограничения. Вчера объяв...
Хайп
07/04/2020
Очень многие остались без работы
Еще в начале февраля, никто даже не мог подумать, что будет через месяц, едкие шуточки президента о том, что от гриппа умирает больше, полные позитива посты госчиновник...
Хайп
29/02/2020
Наши в Третьяковке
Поводом для «воспоминаний» стало то, что в феврале 20-го Марат Гельман подарил знаменитой Третьяковке три работы донских художников — Юрия Шабельникова и Авдея Тер-Оганьяна. На ...
Текст:
Сергей Номерков, Анастасия Талызина
16/12/2020