Хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А.В.Свешников. В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, исключительную оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
Дмитрий Шостакович писал: «Академический большой хор – один из лучших хоровых коллективов нашей страны. Каждая встреча с этими прекрасными музыкантами приносит мне большую радость».
Программу «Александр Невский» к 800-летию со дня рождения великого русского полководца презентовали два филармонических коллектива – Ростовский академический симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов «Дон». Солистка вечера – Мария Антакова (меццо-сопрано). За дирижерским пультом – Антон Шабуров.
В программе прошла ростовская премьера – симфоническая фреска «Александр Невский» из оркестрового цикла «Иконы» Геннадия Толстенко, а также сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Николая Римского-Корсакова и кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева. Концерт ведет кандидат искусствоведения Мария Гринёва.
Всероссийская премьера произведения Геннадия Толстенко прозвучала в Волгоградской филармонии в прошлом году. Симфоническая фреска была написана по заказу Андрея Аниханова, дирижера Волгоградского симфонического оркестра. Ростовская премьера ждет слушателей уже на следующей неделе в Ростовской государственной филармонии.
Пресс-служба филармонии пообщалась о процессе создания произведения с автором симфонической фрески «Александр Невский» (из цикла «Иконы») Геннадием Толстенко – композитором, профессором кафедры оркестрового и оперно-симфонического дирижирования РГК им. С.В. Рахманинова, заслуженным работником культуры РФ, членом Союза композиторов России:
– Поводом стало 800-летие Александра Невского, которое широко отмечалось в 2021 году. Я изучал его житие, посмотрел очень много источников, но мне чего-то не хватало... Я пробовал найти свою нишу в этой теме и вот что обнаружил.
Оказывается Александру Невскому посвящено много живописных работ: канонических иконописных, а также очень много светских художественных. Причем работ, связанных как с академической живописью, так и с народной живопись, такой как хохлома.
И когда я стал смотреть его иконы, мне предстал этот образ уже не только в батальном виде – как это было, скажем, у Прокофьева. Я обратил внимание, что Невский представлен ликом с мечом, но мечом, который погружен в землю и передан в виде креста. Здесь двоякое сочетание: с одной стороны, это оружие, а с другой – все-таки знак веры.
Мне это дало определенный толчок: представить в целом в этой пьесе характер духовно-хоровой, но без хора. Именно поэтому как раз и возникала эта тема – от тихого сакрального пения в начале, только струнными, с сурдиной. И потом развитие – яркие краски обыденной жизни, труда на земле, можно услышать и колокольный звон, и победоносное шествие. В итоге вышел у меня своего рода духовный стих по поводу этого героя.