
Как заставить тинейджеров интересоваться классическим оперным искусством? Как осовременить оперу, мировая премьера которой состоялась в 1926 году? Как превратить сказку Карло Гоцци в постановку мирового уровня? Со всеми этими задачами справились постановщики оперы «Турандот» в Ростовском музыкальном театре.
Опера Пуччини, сказка Гоцци
Опера была написана самым популярным в начале XX века итальянским композитором Джакомо Пуччини. Появление у него замысла «Турандот» совпало с окончанием Первой мировой войны. Пуччини, как и его коллеги, был свидетелем военных и революционных потрясений, охвативший тогда Европу. И поэтому композитор в своей прощальной опере решил восславить победу добра и света над темными и злыми силами.
В основе либретто была положена китайская трагикомическая сказка в пяти действиях, автором которой является Карло Гоцци. «Турандот» - «самая человеческая пьеса из всего, что написал Гоцци». Эта человечность оперы, написанной в 1762 году, проявляется в том, что ее автор «ненавидел» буржуазный мир и в противовес эгоизму, собственничеству, торгашеству прославлял в своих пьесах высокие человеческие чувства – дружбу, любовь, преданность, самоотверженность, настойчивость в борьбе за трудные цели.
Сюжет
По сюжету сказки, чужеземец Калаф, пытающийся добиться любви коварной китайской принцессы Турандот, рискуя собственной жизнью, отгадывает все три ее загадки. У Гоцци Турандот ненавидит всех мужчин за их неспособность преданно любить, за их лживость и притворство в общении с женщинами. А вот в опере Пуччини Турандот мстит мужчинам за свою прабабушку, которую много лет назад похитил и убил завоеватель-чужеземец. В некоторой степени Турандот можно было бы назвать «принцессой смерти».
Нужно сказать, что «Турандот» - опера с открытым финалом. Последнее, что Пуччини написал в своей жизни – это реквием и сцена гибели влюбленной в Калафа девушки Лиу. Попав в руки стражи, она кончает с собой, не желая выдать любимого человека. Заключительный дуэт Калафа и Турандот остался лишь в эскизах. В каждой новой постановке театры сами «додумывают» концовку оперы.
Партитура оперы
Музыка «Турандот», по словам режиссера-постановщика Павла Сорокина, не похожа ни на одно из произведений гениального итальянца. В ней есть и неудержимая сила, граничащая с напряженным натиском, и щемящая своей наивной простотой лирика.
- Как мне кажется, эта опера больше, чем просто восточная сказка. Можно предположить, что своим последним произведением Пуччини хотел подвести итог своей земной жизни и одновременно оставить потомкам загадки, на которые сам не нашел ответов, - прокомментировал задумку композитора Павел Сорокин.
Партитура «Турандот» - своего рода опера-колос, исполнение которой может позволить себе далеко не каждый театр. Для реализации поставленных композитором творческих задач необходим большой симфонический и сценический оркестры, большой смешанный хор и детская хоровая капелла, вокальная труппа. Здесь детский хор дублируется парой альтовых саксофонов, в сцене духов композитор просит хоровой коллектив петь в сложенные трубочкой руки для придания «загробного» эффекта. Автор вводит в партитуру китайские гонги, использует обычный и басовый ксилофоны. Все это создает уникальное музыкальное полотно, сотканное из редчайших по красоте нитей.
Лазерное шоу и современные технологии
А в постановке Ростовского музыкального театра эта сказка «звучит» уже по-новому - сверхсовременно. Китайская принцесса Турандот в плоскости проекций и жидкокристаллических экранов предстает в виде роботизированной головы с проводами. Чем ни исландская исполнительница Бьёрк, знаменитая своими экспериментами с собственными образами?!
Все пространство сцены пронизывают проекционные лучи – зритель невольно вспомнит красивый с технической стороны фильм «Трон», саундреки для которого написала группа Daft Punk.
В руках придворных слуг принцессы «бьются» кубические светодиодные сердца, которые выстраиваются в светящуюся стену после гибели Лиу. Есть ли в этом технологическом, механизированном жестоком мире место любви и преданности?
Вячеслав Кущев, художественный руководитель театра, так описал новую постановку, которая стала для Ростовского музыкального 130-й по счету:
- Подобно тому, как «Турандот» не имеет аналогов в мировом театральном репертуаре, новая постановка Ростовского музыкального театра выделяется среди всего, что было создано в наших стенах до сих пор. «Сказочно-легендарные» времена, в которых происходит действие оперы, впервые перенесут зрителя театра в мир высоких, но, увы, бездушных технологий будущего. И на этом фоне, мы надеемся, высочайшие, вневременные принципы человечности, которые автор воспевал буквально до последнего вздоха, раскроются по-новому и зазвучат с особой убедительностью.
- Сейчас обратной стороной технического прогресса, с его повсеместной компьютеризацией, внедрением все большего числа машин в нашу жизнь, распространением социальных сетей и интернета, становится все большей разобщенность людей и неспособность выстраивать диалог, проявлять эмпатию в отношениях, - считает художник-постановщик Вячеслав Окунев.
Костюмы и декорации
«Сказочно-легендарные» времена позволили развязать руки декораторам и художникам по костюмам новой постановки.
Открытые мобильные двухэтажные конструкции, раскладывающиеся на сцене, символизируют дворец китайской принцессы. Их опоры богато украшены китайскими иероглифами. Зритель видит, как герои перемещаются по лестницам дворца – то вверх, то вниз. Сама же Турандот, освещенная солнечным ореолом вокруг себя, загадывает свои философские загадки, стоя в центре второго этажа на фоне собственного цифрового аватара.
Этот смоделированный образ, как и проекции на заднем и переднем экранах, становятся неотъемлемым «миром» новой постановки, создают ее футуристическую будущность. И в ней необходимо разыгрывать драму жизни персонажам далеко ушедшей эпохи.
И если образы обитателей китайского дворца здесь действительно выдержаны в исторической концепции, то Калаф в его сером костюме смотрится вполне современно. Такое двойное противопоставление - прошлого и будущего, китайского мира и чужеземного – ведет нас к пониманию неосуществимости соединения судеб Турандот и Калафа. Хотя Пуччини всячески и настаивает на счастливой развязке истории…
Какую же концовку этой великой оперы осуществили в постановке Ростовского музыкального театра, и предстоит узнать ростовским зрителям.