
Лилия Аркадьевна Игнатова — художник многогранный и многоплановый. На каждом этапе творчества она удивляет новыми образными и техническими открытиями в создании произведений из хрусталя, гутного стекла, витражных композиций и монументальных росписей. Авторские произведения мастера представляют оригинальные пространственные миры и символы.
Лилия Игнатова на персональной выставке 2013 года в зале РО ВТОО «Союз художников России» перед авторской иконой «Св. Георгий Победоносец». 2008. Цв. стекло, витраж, техника «Тиффани», роспись силикатными красками. 90х60 см.
Первые художественные изделия Лилия создала в период учебы в Высшем художественном промышленном училище им. С. Г. Строганова (ныне — РГХПУ им. С. Г. Строганова) в начале 1980‑х годов. На третьем курсе был выполнен подарочный образец — красная ваза «Всадники» с накладным рубиновым хрусталем обработанным пескоструйкой. Белые всадники на алом стекле — юноши, летящие на конях навстречу буйным степным ветрам. Много лет спустя эта тема по‑новому раскрылась в монументальной настенной росписи фойе гостиницы «Ростов».
Дипломная работа — сервиз «Весенний» из 180 предметов для банкетной сервировки ресторана «Сармат» стал открытием новых возможностей гутного стекла. Концепция сервиза была основана на возрождении древних сарматских форм в массивных кувшинах, кружках, крушонницах, бокалах и чашах. Тонко прорисованный горячей сульфидной нитью ковыль, синие элементы в контрасте с литой прозрачной массой создавали торжественный царский образ ансамбля. Почти весь комплект был взят на съемки фильма «Двенадцатая ночь», навсегда оставшись на «Мосфильме».
Работа по распределению в Казахстане на «Актюбхимпласте» до середины 1980‑х годов была посвящена созданию дизайнерских образцов светильников, сервизов, наборов из стекла для тиражного выпуска, многие из которых приобрел Актюбинский историко‑краеведческий музей. Лилия Игнатова стала лауреатом республиканского фестиваля «Жигер», получив диплом за уникальную коллекцию гутного стекла, выполненную на стекольном заводе в Большой Вишере Новгородской области.
Витражный купол в интерьере. «Земля наш дом». 2008. Цв. стекло, витраж, техника «Тиффани», роспись силикатными красками. 18 кв. м.
После возвращения на родину, в годы работы на хрустальном заводе в Ростове‑на‑Дону раскрылся новый этап исполнения и внедрения оригинальных эталонов для изделий из хрусталя. На Всесоюзном художественном совете по стеклу в Таллине был отмечен высокопрофессиональный уровень ансамбля из трех ваз «Утренняя звезда». Подобные морским звездам, вазы лучились в тонких пластических изгибах радугой свет‑ лого пурпура, благодаря включению в текстуру хрусталя окиси золота.
Композиция «Зимнее утро». 1991. Цв. стекло, гутная техника. 24х16 см.
Подлинное творческое раскрепощение пришло, когда Лилия начала работать на Ростовском комбинате прикладного искусства. В начале 90‑х годов целая серия творческих работ из цветного стекла в гутной технике была востребована не только в России, но и за рубежом. Серия лучших композиций была увезена в художественную галерею в Зальцбурге. Когда пришел кризис и участок художественного стекла на комбинате закрыли, Лилия Аркадьевна вместе с мужем, Николаем Юрьевичем Игнатовым создали цех‑студию на базе Кулешовского стекольного завода. Творческие поиски в многочисленных эскизах привели к рождению уникальных художественных произведений в процессе формирования горячего стекла методом свободного выдувания.
Композиция «Танаис». 1990. Цв. стекло, гутная техника. 76х40 см.
Лаконичный, целостный и емкий образный язык Лилии Игнатовой узнаваем в акварельных нюансах тона и изысканной пластике стекольных форм. Авторские вещи мастера покорили самых искушенных зрителей и профессионалов за пределами страны. Декоративные произведения из гутного стекла и хрусталя по достоинству оценили на международных симпозиумах стекла во Львове, их публиковали в зарубежных каталогах и журналах и целыми коллекциями увозили в Европу. Декоративные композиции мастера украсили галереи и музеи стран СНГ, Чехии, Мальты, Германии, Австрии и Японии.
Композиция «Вызов». 2022. Цв. стекло, гутная техника. 28х14 см.
Произведения, рожденные в смелом эксперименте в считанные мгновенья у стекловареной печи, притягивают гармонией и философской глубиной символических композиций. Завораживает красота таких уникальных работ, как «Танаис» в виде сверкающей терракотовой амфоры, венчающей светоносную стену городища, будят воображение антропоморфные ансамбли «Преодоление», «Купальщицы», «Черное и белое», «Монахи»; космическим светом переливается «Пространство» — образ синей планеты с облачной дымкой. Светом родных просторов согревают совершенные по исполнению: «Осень», «Оттепель», «Травы», «Думки», «Сумерки». Деревенские мотивы читаются в ансамбле штофов‑заснеженных домиков с пробками в виде летящего из трубы дымка. В тончайшей передаче света и цвета решены наборы пластичных ваз «Подснежники» и «Зимнее утро» с алыми рыбками в «морозной» льдистой структуре. По‑детски искрится юмором жанровая композиция из стекла «Русская семья» с веселыми петухами и курами.
Композиция «Монахи». 1994. Цв. и сульфидное стекло, гутная техника. 52х18 см.
Спустя годы многие уникальные композиции отсутствуют даже в коллекции автора. «Думушки» стали призами международных театральных фестивалей, «Оттепель» и «Монахи» украшают музеи Германии и Австрии, «Сумерки», «Черный петух» и «Осень» приобретены известными коллекционерами Москвы, авторская композиция «Черная магия», увезенная на Мальту, пиратски тиражировалась в 1990‑е годы.
Композиция «Метаморфозы». 2023. Цв. и сульфидное стекло, гутная техника. 52х48 см.
С середины 1990‑х годов Лилия Игнатова возрождает традиции монументального витража в дизайне интерьеров общественных зданий, музеев и православных храмов. Ее витражные композиции выполнены в сложной авторской технологии, обогащающей фактуру прозрачных поверхностей пескоструйной графикой. В 2006 году для усадебного интерьера была завершена работа по созданию купола площадью более 18 кв. м., собранного из тысячи элементов витражного стекла. В этом монументальном произведении завораживает образ открытой изнутри полусферы земного шара с Северным полюсом и светящимися среди морей и океанов материками и островами.
Ростовая икона «Св. Иоанн Златоуст» Цв. стекло, витраж, техника «Тиффани», роспись силикатными красками. 2400х1600 см.
Уникальная графическая стилистика витражей раскрылась в создании монументальных православных образов. Развивая древнюю христианскую традицию, Лилия Аркадьевна нашла новый подход в решении многофигурных композиций в системе конструктивных элементов современного храма. Ликующие светом иконы и композиции преобразили интерьеры донских церквей и соборов: монументальные витражные иконы и Деисус для алтаря Старо‑Покровского храма Ростова‑на‑Дону, Деисус в Покровском соборе г. Шахты, витражные окна, оформленные ростовыми фигурами святых в алтаре Георгиевского храма Свято‑Георгиевской православной гимназии; монументальные витражные композиции «Рождество Христово» и «Воскресение Христово (Сошествие во Ад)» в основании барабана громадного купола Свято‑Троицкого собора в Азове. Многофигурные композиции в витражном искусстве Лилии Игнатовой новаторски развивают традиции древнерусского и византийского монументального искусства. Трудно представить какими усилиями созданы величественные образы, точные по линеарным силуэтам и пластике выразительных композиций.
Композиция «Пространство». 1992. Цв. стекло, гутная техника. 28х45 см.
Сегодня Лилия Игнатова — основатель фамильной мастерской витража и гутного стекла, участник более 150 межрегиональных, всероссийских и международных выставок, в том числе Академического симпозиума по горячей эмали «Икона — образ самобытного русского искусства». За плодотворный творческий труд Лилии Аркадьевне Игнатовой присвоено высокое звание «Почетный член Российской академии художеств». Свой сорокалетний опыт мастер передает не только сыну, Юрию Игнатову, возглавившему фамильную мастерскую, но и студентам специалитета монументально‑декоративного искусства Донского государственного технического университета.
Композиция «Петухи». 1991. Цв. стекло, гутная техника. 41х31 см.